Блоги

ФГОС сквозь призму проектной деятельности

Когда в 2011 году в силу вступил федеральный государственный стандарт начального общего образования, написанный сложным научным языком, учителя запаниковали. Но были и те, кто сумел разобраться в этом документе (буквально разложили по полочкам) и объяснить остальным на понятных и доступных примерах, что всё не так уж и страшно. Это Ольга Фёдоровна Брыксина, Елена Станиславовна Галанжина и Мария Алексеевна Смирнова, которые написали учебник «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе», изданный в 2015 году в издательстве «Академия». Стало понятно, что многие формы и методы организации учебного процесса сохранились, изменились лишь подходы к его организации и появились новые инструменты, пользуясь которыми и ученики, и учителя способны достичь высоких результатов в обучении.

Всем известно, что в основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который является основным подходом к формированию универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.

Проект направлен на достижение уникального результата, а его важной составляющей, способной повысить мотивацию к познавательной деятельности и развить творческие способности, является свобода самостоятельного выбора. Мотивация - это интерес, ребёнок выбирает то, что ему интересно, значит, он будет с энтузиазмом исследовать, изучать интересующие его вопросы, создавать уникальные продукты, взаимодействовать с другими людьми, приобретая при этом компетенции, так необходимые человеку в 21 веке.

Основываясь на стандарте, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность обеспечивает условия:
- для формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- для активной учебно­-познавательной деятельности обучающихся;
- для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Таким образом, проектная деятельность создаёт условия для организации дифференцированного обучения, позволяет включать в работу детей с различными познавательными потребностями.

Это хорошо можно проследить даже на одном примере – проекте «Весна идёт! Весне дорогу!», проведённом на площадке Edcommunity.ru .

Для участия в проекте обучающиеся выбирают группы и роли, которые им наиболее интересны. При этом нет строго разделения и дети имеют возможность проявить себя в разных ролях, чтобы прийти к самоопределению. При этом ученики становятся активными участниками образовательного процесса, а учитель их консультантом, дети учатся вместе с учителем планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

Системно-деятельностный подход предлагает учителю новое содержание, новые ценности образования, но, к сожалению, не предлагает обновления средств обучения. Именно поэтому ценность сетевой проектной деятельности увеличивается. Участие в сетевых проектах даёт толчок к саморазвитию и непрерывному образованию не только обучающимся, но и учителям. Получая опыт участия в проектах, они пересматривают свои подходы, средства, методы и формы организации учебной деятельности, то есть происходит обновление средств обучения.

Стандарт выдвигает системные требования:
- к представлению содержания обучения (ориентация на самостоятельную работу обучающихся, возможность составления индивидуального маршрута, использование средств ИКТ, межпредметные связи);
- к выбору образовательных технологий, где ведущая роль принадлежит обучающимся, деятельность имеет проблемный, продуктивный характер и присутствуют коммуникации;
- к оцениванию результатов образовательного процесса (участие обучающихся, критериальное оценивание, оценивание сформированности компетенций).

Каждое из этих требований можно реализовать с помощью проектной деятельности, как урочной, так и внеурочной. Задача учителя - вовлечь детей в учебный процесс, а это требует от него определённых усилий. Проект должен быть продуман и спланирован с учётом системных требований Стандарта (а не переложен на плечи родителей). Он должен основываться на междисциплинарных связях в контексте окружающего нас мира и его проблем, обеспечить условия для развития у обучающихся умений высокого уровня. Всё это соответствует ФГОС НОО, так как он ориентирован на достижение высоких результатов и становление личностных характеристик обучающихся, которые должны соответствовать портрету выпускника начальной школы, определяемому Стандартом.

Становится очевидно, что проектная методика обучения основана на Стандарте, личностно-ориентирована, предоставляет возможность каждому ученику проявить себя, быть в центре событий. В ходе работы над проектом обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, используют различные инструменты оценивания, то есть овладевают универсальными учебными действиями. Здесь не учителя показывают, что они знают и умеют, как они работают, а сами ученики.
2376 11
Комментарии:
К сожалению, родители пытаются сделать "доброе дело" - выполнить проект за ребёнка. Поэтому учителям приходится большую часть работы над проектом выполнять в стенах школы ( во время уроков, во внеурочной деятельности), чтобы добиться результата от ученика. А если ребёнок не желает участвовать ни в групповом, ни в индивидуальном проекте. Как быть?
Марина Анатольевна, так и должно быть, что "учителям приходится большую часть работы над проектом выполнять в стенах школы"! Родители же не в курсе системных требований Стандарта.
Не желает ребёнок участвовать в проекте, не заставляйте. У меня была девочка, которая систематически отказывалась работать над проектом в группе, но и одна не желала. Она сидела, дулась, а работа у ребят кипела, им было интересно, они были увлечены. В конечном итоге, любопытство всегда брало верх. Она не выдерживала и присоединялась.
Многие родители не видят границы между своей деятельностью и деятельностью своего ребёнка. Они считают, что если это их ребёнок, то все его дела - это их дела. Думаю, нам следует вести постоянную работу с родителями. Иначе ученику никогда не удастся стать самим собой.
Мои ученики активно участвуют в проектах. Сначала это были классные проекты. Мы создавали свой сборник изобретений, писали книгу об обитателях морей, писали сценарии праздников и даже таблицу умножения учили в проекте. Сетевые проекты - это более высокий уровень! В нескольких мы участвовали командой (всего 6 человек), но постоянно рассказывали в классе о своих достижениях, принимали помощь и критику. В проекте "Весна идёт" принял участие весь класс. Он отлично вписался в уроки окружающего мира и чтения. Практически все задания мы делали в классе. Родители интересовались нашей работой, но за детей не делали. Сетевой проект в начальной школе - это не домашнее задание, это кропотливая работа учителя с детьми в классе.
Мое знакомство с методом проектов началось с программы Intel "Обучение для будущего". За это время я поняла, чтобы проект был успешным, мало заинтересовать детей, нужно еще встретиться до начала проекта с родителями. Все им объяснить, показать, даже научить. Иногда и родители становились участниками проекта, вместе с детьми собирали информацию, помогали им оформлять.
Разрешите вам представить разработку родительского собрания "Ох, уж эти проекты".
https://docs.google.com/document/d/112ZNCfHp6D0elmggv0rTFopQ5QdjYNqkB3VKWv5-tMg/edit
Так я учу родителей вместе с детьми работать над проектами.
Татьяна Владимировна, отличный материал! Спасибо!
Татьяна Владимировна, согласна с Юлией Николаевной, что отличный материал Вы подготовили.
Спасибо всемза отзыв!
Наталья Валерьевна, согласна с Вами полностью, что и как делать должны понимать не только ученики, но и родители, а их учить некому кроме нас)))
Очень интересная работа. Через проектную работу, тем более если дети выполняют большую часть сами самостоятельно, они узнают много нового для себя.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.