Блоги

Урок в системно-деятельностной парадигме образования

Часто общаясь с коллегами заметила, что имея теоретические представления о различных педагогических технологиях и интерактивных средствах обучения, в работе им не хватает практических приёмов их использования для реализации требований ФГОС НОО.
Попытаюсь рассказать о своём опыте использования педагогических технологий и интерактивного оборудования.
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, а это значит, что перед учителем стоит непростая задача – создание таких условий, которые инициировали бы действие/взаимодействие обучающихся. Организовать деятельность детей, помогают современные образовательные технологии и интерактивные инструменты, которые направлены на достижение основного результата обучения – развитие личности ребенка.
Основной формой организации обучения является урок. Как же построить его в рамках системно-деятельностного подхода? Для этого важно знать основные этапы построения урока и возможности интерактивных инструментов, помогающих в решении различных задач.

Технология деятельностного метода обучения включает в себя следующую структуру урока:
1) Мотивация к учебной деятельности.
Главная цель этого этапа заинтересовать детей, активизировать их мыслительную деятельность, увлечь.
Например, в начале урока пишу на доске одну букву, которая, связана с темой урока (с этой буквы начинается имя главного героя литературного произведения, имя полководца, важное событие и т.п.) и предлагаю детям разгадать, что прячется за этой буквой. В конце урока возвращаемся к ней с детьми и обсуждаем, почему именно с неё началась работа на уроке.

2) Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе часто использую элемент технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) «Верите ли вы, что…» и систему опроса.
Учитель предлагает детям утверждения (основанные на учебном материале, с которым они ещё не знакомы), на которые они должны ответить «верю» и «не верю». Ответы вводятся с помощью системы опроса. В конце урока учитель открывает результаты опроса и выясняет у детей, изменилось ли их мнение или нет и почему.

3) Выявление места и причины затруднения.
Дети определяют, почему не могут однозначно ответить на тот или иной вопрос. Выясняют, что недостаточно знаний.

4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе дети под руководством учителя ставят цель, которая ведёт к преодолению возникшего затруднения. Планируют дальнейшие действия.
Составление кластера во всех его видах (ТРКМЧП).

5) Реализация построенного проекта.
Пошаговое выполнение тех мероприятий, которые запланированы на предыдущем этапе (работа с учебником, ТПО, дополнительными источниками информации).
Возможность задействовать личные мобильные устройства детей.

2014-12-02 10.36.32.jpg

6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Здесь бесценен опыт липецких учителей - комментированное письмо. Работа у интерактивной доски, интерактивного стола с тренажёрами, алгоритмами и т.п.

2014-09-29 08.49.23.jpg

2014-09-26 08.42.53.jpg

2014-09-12 13.19.46.jpg

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
На данном этапе обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового вида и осуществляют самопроверку, сравнивая свою работу с эталоном.
Что можно предложить детям в качестве эталона?
Часто поступаю так: когда дети выполняют задание, наблюдаю за двумя парами детей (стою между рядами). Мои ученики уже понимают, с какой целью я наблюдаю за выполнением задания: выбираю тетрадь – эталон. Обычно среди них есть слабоуспевающие дети, которым просто необходимо чувствовать себя успешными. Они-то и стараются в этот момент больше других. Выводят буквы и цифры, очень хотят, чтобы именно их тетрадь стала образцом. Если вижу, что работа выполнена отлично, предлагаю ребёнку продемонстрировать её классу с помощью документ-камеры. Именно в этот момент класс выполняет самопроверку по эталону. Такого вида поддержка слабоуспевающих учеников мотивирует их включение в дальнейшую познавательную деятельность.

проверка по эталону.jpg
2015-02-11 10.29.49.jpg

8 ) Включение в систему знаний и повторение.
Использование приёма ТРКМЧП «Лови ошибку» очень нравится детям не только младшего, но и старшего школьного возраста. Вполне подходит для проведения на данном этапе. Но может быть использован и на этапе актуализация и пробное учебное действие.
Предлагаю вам, коллеги, посмотреть мультфильм и написать в комментариях, какая в нём допущена ошибка.
Опрос по изученному материалу с помощью системы тестирования позволяет оценить не столько учителю, сколько детям успешно они поработали на уроке или нет.

опрос.jpg

9) Рефлексия учебной деятельности.
Составление синквейна, в том числе с помощью системы опроса, как это описала Елена Чулихина.
Заполнение последней колонки таблицы «Знаю. Интересуюсь. Узнал» (ТРКМЧП).
Самооценка своей работы на уроке или работы в группе, на основе которой ученик вместе с учителем выстраивает дальнейший маршрут своего продвижения.

Скриншот 2015-06-18 18.58.13.png

Скриншот 2015-06-18 18.58.17.png
3507 7
Комментарии:
Юлия Николаевна, спасибо! Ваш опыт очень интересен и полезен! Всегда беру себе что-нибудь на заметку и коллегам рекомендую. За мультфильм - отдельное спасибо! Давно его не видела, пришлось два раза просмотреть. Сначала просто сюжет вспомнила, а во второй раз "ловила" ошибку. У насекомых по 6 ног, а в мультфильме - по 4.
Анна Викторовна, совершенно верно! А как радуются дети, когда самостоятельно обнаруживают эту ошибку!
Большое спасибо! Часто обращаюсь к Вашим работам.
Юлия Николаевна! Спасибо за то, что Вы делитесь своим опытом. Я тоже использую на уроках технологию деятельностного метода. Еще с 2002 года, когда начала работать по программе Л.Г.Петерсон. Потом по ОС "Школа 2100". Технология стала уже стилем ведения уроков, если можно так сказать, я не даю сама новые знания, а подвожу детей к ним, используя продуктивные вопросы, проблемный диалог, подкидывая детям "трудные" задания и т.д.
Юлия Николаевна! Спасибо. Всегда жду Ваших работ. Спасибо за то, что делитесь своим опытом. Приятно знать, что среди коллег есть такие творческие люди.
Спасибо! Интересно, а как дети ответили?
Лариса Михайловна, если вы про мультфильм, то дети ответили, что берёзовые пеньки не растут на дубах)) и ног 4, а не 6.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.