Демонстрационный набор по статике PASCO. Как его применять? Каковы особенности этого оборудования?
Продолжаю делиться опытом применения демонстрационного оборудования PASCO, закупленного Лицеем №1502 при МЭИ.
По программе в 10 классе я должна была на этой неделе начинать проходить тему « Статика». И поэтому было интересно применить новое оборудование и выявить годится или не годится оно для работы на уроке.
Как у всех учителей времени катастрофически не хватает на все, поэтому я привлекла учеников 10 класса к сборке и наладке экспериментальных установок. Также мне очень помогли коллеги в Лицее, которых это оборудование заинтересовало.
Итак цель: демонстрация на уроке в среду 30 сентября, время : мы начали заниматься установкой в понедельник вечером, во вторник мои ученики наладили свои опыты уже в 5 часов вечера, средства: демонстрационный набор "Статика" PASCO.
Набор поставляется в большой коробке и в его составе есть все необходимое, вплоть до достаточно прочной нити в катушке, в качестве методического материала прилагается подробная инструкция (больше 65 страниц) на английском языке. Здесь мне очень пригодилось то, что учащиеся, которые готовили демонстрации, из билингвального класса с углубленным изучением 2 иностранных языков: английского и немецкого.
Начали сборку с наклонной плоскости, как говорят « наклонная плоскость неисчерпаема». Равновесие не вращающихся тел на наклонной плоскости.
Наклонная плоскость и все элементы демонстрационной установки крепятся на магнитах на вертикальную белую доску. Магниты очень сильные, иногда даже тяжело элементы с доски снять. На рисунке выше видно, что наклонная плоскость снабжена отвесом с транспортиром, что очень удобно при измерении угла наклона наклонной плоскости. Динамометр крепиться также на магните и очень точный прибор. Но, конечно, размер цифр на нем –совсем не демонстрационный, с последней парты его не рассмотреть. Все блоки для установки также крепятся на магнитах и могут быть передвинуты по желанию в любое место доски. Кстати, мы проверили, все элементы хорошо крепятся на белую маркерную доску, если она « правильная», то есть в ней есть достаточно грамотно сделанная прокладка из фольги или тонкого металла.
Во второй модификации опыта ученик прикрепил к тележке на наклонной плоскости еще нить и подвесил на нее груз через неподвижный блок. И таким образом, опыт№1 показал, что вращения не будет, если линия действия всех сил, приложенных к телу, проходит через центр масс тела.
Для второго опыта я выбрала демонстрацию правила рычагов. Коллеги Тикунов Анатолий Сергеевич и Савченко Иван помогли мне разобраться, как калибровать подвес рычага. На фото сверху вы видите сам рычаг, без подвесов. Прибор настолько точный, что при настройке требуется максимальная аккуратность. Далее на рычаг подвешиваются два указателя положения грузов, снабженные нониусом.
К этим кругам крепятся пластиковые стрелки с прорезью на одном конце, в которую я закрепила завязанные нити. Именно на эти нити и подвешиваются синие подвесы для грузов. Кстати, именно этих подвесов нам сильно не хватило в процессе сборки опытов, они нужны буквально в каждом эксперименте. Без нагрузки рычаг находился в равновесии, если его правильно и аккуратно настроить ( могу похвалить своего ученика , Алексея, который отвечал за этот опыт, он справился с этой настройкой).таким образом, правило рычага, во всей красе и со всеми необходимыми пояснениями у нас получилось.
Следующий опыт мы проделали с так называемым «диском силы». Я никогда еще не видела подобного прибора и поражена его методической ценностью, продуманностью и простотой исполнения.
На фото - приведена не до конца собранная установка с этим диском. Диск на магнитном держателе, закрепленный в оси и очень хорошо вращающийся вокруг нее. К диску в произвольном месте, где просверлены дырки, крепятся белые пластиковые держатели-стрелки, они, кстати, снабжены черными тонкими указателями. Подвесив держатели с грузами, мы увидим, что диск через секунды придет в равновесие. Только при этом величины плеч сил изменяться, что хорошо видно на фото. Для того чтобы удобно было читать величину плеча с диска, он снабжен концентрическими окружностями и на каждой окружности написаны соответствующие величине плеча цифры. Остается произвести подсчет моментов сил, заставляющих тело вращаться против часовой стрелки и сил, вращающих тело по часовой стрелке. Погрешность, конечно, есть, но в этом и ценность, что можно обсудить, за счет чего эта погрешность возникает.
Итак, среда - урок и мои ученики очень волнуются, что не все получится. Руки у них дрожат и щеки идут пятнами J.
Правило рычагов у Алексея получилось продемонстрировать безупречно.
Опыт равновесия невращающихся тел на примере наклонной плоскости также очень наглядно и корректно продемонстрировал Женя, он даже снабдил свою демонстрацию, рисунком всех сил на доске.
И опыт 3 с диском силы продемонстрировал Саша. В эксперименте было три силы и соответственно три момента, которые мы тут же и рассчитали.
Коллеги, мне очень понравился демонстрационный набор по статике, он продуманный и очень точный.
Я продолжу далее мой блог, надо понять, как работает баллистический пистолет PASCO. Всегда рада Вашим комментариям и замечаниям.
Как бы не был наглядно поставлен виртуальный эксперимент, он не сравним с реальным, да еще поставленным самими ребятами. Так и вспомнилась китайская мудрость ""Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня (дай сделать самому) – и я научусь». Обучение у Вас, Мария, прошло на высшем уровне.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.