В июне месяце наш Лицей заказал ряд демонстрационных наборов PASCO для проведения уроков по физике. Здесь опишу, как прошел момент адаптации некоторых их них, и какие эффекты дает применение этого оборудования на уроке.
Первой я стала осваивать установку, которая называется
Сам трек установки представляет длинную алюминиевую скамью, к которой крепятся ножки и ограничитель. На одном или двух сторонах скамьи можно установить датчик положения для измерения координаты тела в любой момент времени, а также получения информации о скорости и ускорении тележки.
Крепление ножек необычное, в нем используется внутренний крепеж к боковому пазу скамьи. Что удобно, это то, что ножки являются регулируемыми по высоте. Это позволит установить скамью горизонтально на любой поверхности при необходимости. На фото виден уровень, который мы использовали при установке.
Для демонстрации закона сохранения импульса при абсолютно упругом и неупругом ударе необходима горизонтальная поверхность скамьи.
Поскольку цели использования на уроке было первоначально две, то для изучения равноускоренного движения по наклонной плоскости потребовалось собрать другую установку.
Для чего к динамической скамье крепилось пластиковое крепление для штатива и скамья превращалась в наклонную плоскость.
И вот тут нас ждала неприятная неожиданность. При закупке оборудования мы не стали закупать штатив Паско, решив, что уж штативов у нас много своих, и мы всегда все смонтируем с тем, что имеется. Не тут-то было: диаметр нашего штатива не подошел к диаметру крепления к скамье, что стало настоящей проблемой при сборке установки. Хочу обратить внимание коллег, что датчик положения имеет мертвую зону примерно 30 см вблизи датчика, где его показания являются не корректными, что является отличительной ососбенностью именно ультразвукового датчика положения и обусловлено ограниченностью скорости передачи и приема ультразвукового сигнала.
В подборе оптимальных условий ( угла и массы перегрузка) приняли участие опытные учителя Лицея ( Ретивов Н.А.). Именно процесс подбора параметров установки занял примерно полчаса.
Тележки для скамьи очень хорошо выполнены и не требуют сборки, в них запрессованы магниты одной полярности с одной стороны, для демонстрации абсолютно упругого удара и наклеена шкурка с другой стороны, для неупругого удара. Сверху на тележки может укладываться два груза по 250 грамм.
Инженер Лицея Поярков В.А. предложил режим демонстрации : пережигании нити при контакте тележек со стороны однополярных магнитов, тем самым минимизируется участие экспериментатора в процессе запуска тележек.
Установка ( наклонная плоскость) для демонстрации равноускоренного движения была дважды продемонстрирована на уроке и в 9 классе при введении понятия ускорение и на уроке 10 класса при повторении механики. В 10 классе учащимся еще были продемонстрированы абсолютно упругий и неупругий удары, а также измерена скорость тележки при этих ударах. С помощью графика было доказано, что скорость тележки после удара падает из-за трения и у тела появляется ускорение, что и приводит к полной потере скорости тележки после удара на скамье.
Каждый раз при демонстрации обучающиеся были удивлены тем, что парабола, которая является графиком равноускоренного движения выстраивается на доске в программе SPARkvue в режиме реального времени. ПО этой параболе можно увидеть не только как увеличивается ускорение при возрастании угла наклона скамьи, но и численные значения скорости тележки и ускорения, так как датчик положения может эти показания рассчитывать программно и они видны учащимся на доске.
Приведенные фото очень темные в силу того, что в классе использовалось затемнение. Но на экране четко виден график параболы, с которым меняется координата тела.
Интересное средство оказалось у нас в руках и я , как учитель и методист, вижу еще много различных вариантов его применения на уроке физики. Продолжение следует и следующая тема у нас – статика и следующий блог будет про демонстрационную установку Паско по статике.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.