Не так все просто. Наша задача создать условия, чтобы ученик мог создавать. Делюсь опытом.
Последнее время активно предлагаю ученикам сделать разработку заданий по любому предмету для интерактивной доски. Убеждая их, что это позволит им лучше освоить тему.
В начале искали в Интернете( по 3 одинаковых работы приносили), делали ерунду, и я, предложила им следующее(может и коллегам пригодится). Берешь параграф и делаешь задания по образцу:
1. Соотнесите определения, выражения, высказывания
2. Соотнесите верное и неверное определение, выражение, высказывание
3. Перетяните (классификация), например, щелочи или кислоты
4. Перетяните данные ( текст или картинка) в соответствии кому принадлежит высказывание.
5. Перетяните даты или картинки в соответствии с временной школой
6. Уберите лишнее утверждение, картинку
7. Соберите правильное утверждение
8. Выберите правильный ответ
9. Перетяните надпись соответственно картинке
10. Соберите схему
11. Подпишите в схеме, картинке
12. Соберите задачу
13. Выберите верное решение задачи (предложено 2-3 решения с ошибками)
14. Выберите рациональное решение задачи (предложено 2-3 решения)
15. Впишите в решение задачи недостающие действия
16. Удалите из решения задачи ненужные действия
17. Формулы
- классификация (например: кислоты или щелочи)
- допишите недостающее формулах
- соберите формулу
- удалите лишнее из формулы
Обязательным условием для учеников ставлю, чтобы половина слайдов с была с картинками ( откуда взяты), и были разные задания. И знаете, лед тронулся, потом прошу проверить задания учителей предметников и вполне неплохие творческие работы у некоторых учеников получаются.
2) кто как хочет, чаще дома, но разрешаю и после уроков
3) учителя тоже работают по разному
а) говорят, что должно быть на каждом слайде, какие вопросы отработать и в какой форме , и все это проверяют и корректируют
б) просто дают параграф , по нему сделать задания и проверяют правильно ли сделано
в) вообще не хотят ничего, даже поощрить ребенка отметкой. Я сама, как могу проверяю
4. у меня нет системы интерактивного опроса
Приятно, что конкретно интересуются такой формой работы. Но чаще задают вопрос, зачем тебе это?
Мы на днях спорили с коллегами. Формирует ли работа с разными техническими средствами в урочной и внеурочной деятельности ИКТ-компетентность ученика? Однозначного ответа не было. Может своими действиями Вы и способствуете формированию этой компетентности у ребят.
Жаль, что учителя не понимают, что составление тестов, заданий по учебной теме показывает уровень понимания, овладения ею учеником. Этот прием часто применяется в формирующем оценивании. За эту работу должна идти оценка и отметка.
Я не задаюсь вопросом об уровне компетенции, просто работаю, хотя приятно, когда студенты вузов приходят в гости и благодарят, что они лучшее в группе по информатике..
Елена Валентиновна, это как раз к вопросу о вашем споре о ИКТ-компетентности учеников)).
Считаю, что данный вид работы с информацией (параграфом учебника) очень продуктивен: дети не просто вызубривают материал, а разбираются в нём с пониманием, учатся выделять главное и второстепенное (как это важно в наше время, когда поток информации увеличивается с каждым днём!), учатся визуализировать текстовую информацию.
Я начинаю подобного рода работу с детьми уже с 1 класса. На первых этапах мы пользуемся бумагой и цветными карандашами:
Когда дети взрослеют, помимо бумаги используем и презентации PowerPoint, и SN, и AI, и различные онлайн сервисы:
Познакомиться с другими работами детей можно здесь -
Презентации детей никогда не выкладывала, т.к. их очень много, но сохранились фотографии, когда дети по изученному материалу проводили уроки. При этом они чётко оценивали работы друг друга по содержанию и визуальному оформлению, задавали вопросы, делали замечания, советовали (например, фон слишком тёмный, много текста на слайде и т.п.).
Что касается заданий для учеников, часто дети воспринимают подобные задания как возможность получить оценку на халяву. Уж не знаю, откуда такое предубеждение. Да и не только у них, учителя тоже не часто дают такие задания, считая что они никак не проверяют знания ученика. С другой стороны, когда я даю такие задания, поясняя требования к их выполнению, сначала дети действительно приносят в основном работы из Интернета (скорее в надежде, а вдруг прокатит). Но когда они, раз 10 переделают работу (а сначала это много текста мелким шрифтом с жутким фоном), то я считаю, что свою отметку они действительно заработали. Конечно, этот вид работы отличается от решения задач, а оценка вроде бы одинаковая. Но я все равно считаю, что такие формы работы тоже необходимы.
Ну и, к сожалению,
1-у меня один час информатики в неделю(почти 300 учеников проходит за неделю).
2- проблема: мало единомышленников, Говорят тебе надо, ты и обучай и проверяй работы по физике, истории и т.д. Сколько не бьюсь, что информатика прикладная наука.
3- А вы умница, не все поняла, когда будет время спрошу