Министр образования и науки Ольга Васильева рассказала читателям «КП» о перспективах российского образования.
ПРО ЛИТЕРАТУРУ
...
ПРО СТАНДАРТЫ
...
ПРО ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
- С нового учебного года в школах запускается школьное телевидение. А школы-то его потянут?
- Потянут. У нас практически нет школ, где нет интернета. Было поручение президента на основе предложения ТАСС. Все будет организовано так: одна часть - это новости страны и мира. Самые интересные. С учетом школьного возраста. Их будет передавать ТАСС. Вторая часть - это телевидение самой школы с их ученическими новостями, событиями. Министерство войдет в редакционный совет этого телевидения.
- На чьи плечи ляжет закупка оборудования?
- Основным оператором выступает ТАСС. Но, во-первых, у нас и сейчас практически нет ни одной школы, где бы не было возможности транслировать телевидение. Во-вторых, особого оборудования и не требуется. Сейчас в смартфонах, планшетах есть камеры. Программы для монтажа тоже в гаджетах. Думаю, дети будут с удовольствием этим заниматься.
ПРО АСТРОНОМИЮ
- С 1 сентября в школах вводится новый-старый предмет - астрономия. Не будет ли так, что он просто превратится в дополнительный час занятий по физике?
- Не думаю. Вообще не понятно, как страна, первой полетевшая в космос, имеющая ежегодно олимпийских призеров по астрономии, не преподает в школе астрономию. Интерес к этому предмету был всегда! Обязательный объем - не менее 35 часов. А вот в 10-м или 11-м классах - это школа должна решать сама. Большая часть начнет вводить астрономию уже с первой четверти. Но можно будет начать преподавание и со следующего года - если, например, учителя еще не прошли курсы повышения квалификации.
ПРО УЧИТЕЛЕЙ
- Вы много говорите о том, что надо повышать уровень учителей...
- Не только говорим, но и делаем. Вместе с профсоюзами министерство разрабатывает новую «табель о рангах» для учителей. Будут квалификации «учитель», «ведущий учитель», «старший учитель». Причем еще и внутри каждой ступени будут свои категории. Чтобы учителю было куда расти, к чему стремиться.
- А что за экзамены придумали для учителей?
- Нужно поднимать уровень знаний учителей. В новом учебном году осенью в 15 регионах учителям предстоит сдать тесты, аналогичные ЕГЭ. Пока по двум предметам - математике и русскому языку. На основании результатов мы поймем, где недорабатываем, какие темы «проваливаются», как выстраивать систему повышения квалификации педагогов.
ПРО НОВЫй ЕГЭ
- В ЕГЭ ничего менять не будете?
- В этом году в полтора раза сократились нарушения во время проведения ЕГЭ. И это хорошо. С 2020 года экзамен по иностранному языку станет обязательным для выпускников 9-го класса. А с 2022 года госэкзамен по иностранному станет третьим обязательным экзаменом. Мы делаем особый упор на иностранный язык, прежде всего английский. В том числе в колледжах. Мы должны быть конкурентоспособными, уметь писать статьи, выступать на конференциях, просто говорить на языке международного общения.
ПРО ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ
- А что за история с интернет-школами?
- Важный проект министерства - «Современная цифровая образовательная среда». Мы хотим не заменить образованием по интернету нынешнее образование, а дополнить его возможности тем, что дают новые технологии. Мы говорим об онлайн-курсах высокого уровня, лицензированных, которые могут быть доступными для людей любого возраста и самых разных интересов. Раньше был замечательный лозунг «Учиться, учиться и учиться!». Сейчас не менее замечательный - «Учиться непрерывно!»
Через полтора года должен выйти на финишную прямую проект «Российская электронная школа». Здесь должно быть практически все. Не только помощь по составлению и ведению урока, но и интеллектуальная база, которая может помочь учителю.
ПРО ВУЗЫ
- А как с развитием вузов?
- До недавнего времени в стране было 11 опорных вузов. Поясняю: опорный вуз - главный вуз региона. Он готовит кадры с учетом местных потребностей. Мы очень много внимания уделяем их развитию. В этом году провели новый тур отбора и выбрали еще 22 опорных вуза.
Другой важный проект - экспорт российского образования. Во всех ведущих странах он является одной из значительных частей экспорта. Мы тоже в этом участвуем, причем неплохо. У нас сегодня 243 тысячи иностранных студентов из 173 государств. Из них только 13 тысяч учатся по квоте правительства Российской Федерации. Остальные - за деньги. Мы рассчитываем выйти к 2025 году примерно на 700 тысяч иностранных студентов. Они могут принести в бюджет примерно 373 млрд. рублей. Ну и потом, понимаете, дело не только в заработанных деньгах. Студенты, которые у нас учились, это «мягкая сила».
ВАЖНО!
Стипендии поднимут
С 1 сентября предусмотрена индексация стипендий на 5,9%.
ПЕРСПЕКТИВА
Про сельские школы...
Про шахматы и не только...
Наталья Валерьевна, а учителей начальных классов коснутся экзамены?