Блоги

Обмен опытом: Развитие одаренности учащихся при работе с конструктором Lego Wedo

Для российских педагогов является очевидным фактом – пробуждать у ребят желание заниматься техническим творчеством, формировать мотивацию к инженерной деятельности. Без развития конструирования и моделирования наша страна не сможет сохранить статус ведущей технической державы.
Сегодня особое значение в образовательном процессе приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской технической деятельности, к которым относится техническое конструирование.
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Таким образом, все перечисленные факты в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью – ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Такую стратегию обучения помогает реализовать образовательная среда Лего-роботов.
LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.
Компания LEGO Group разработала много серий конструктора для досуга детей. Однако нас больше всего интересует обучающая серия LEGO Education, созданная не только для развлечения, но и для развития умственных способностей детей.
Целью внедрения робототехники во внеурочную деятельность школы является создание благоприятных условий для развития одаренной личности.
Главным фактором развития одарённости с помощью LEGO является, конечно же, само по себе конструирование, с помощью которого дети учатся подбирать детали, варьировать их, выстраивать модели и узнают много нового. А также это программирование – от более простого, основанного на взаимосвязи блоков до более сложного со знанием основных алгоритмических конструкций.

С 2011 года в нашей школе работает объединение «Лаборатория робототехники». Занятия начинаются с 1 класса. Разработана авторская программа объединения. Малыши начинают изучение с азов: они учатся, как правильно называются детали, какие есть крепления, как правильно конструировать модели.
Основная форма занятий: групповая (т.к. конструктор только один).
При реализации программы обучающиеся объединены в группу 5 – 8 человек постоянного состава. Желающих заниматься очень много, но по мере прохождения занятий в объединении остаются только те, кто действительно увлечен конструированием и программированием.
Этапы занятий:
  • Сформулировать общие принципы простого механизма.
  • Познакомить учащихся с активной лексикой, например, используя ее при
  • рассказе об изучаемом простом механизме.
  • Собрать и изучить одну или все принципиальные модели.
  • Собрать и изучить основную модель и выполнить задание, но только после
  • того, как будут выполнены задания для принципиальной модели.
  • Попытаться выполнить творческое задание.
В ходе занятий ребята не только конструируют по инструкциям, но и придумывают модели сами, а также создают инструкции к этим моделям. По данным схемам некоторые учащиеся уже сами проводят занятия для своих сверстников.
В 5 – 11 классах обучение выходит на более высокий уровень: игровая компонента начинает уступать место серьезному продуманному изучению предмета.
На занятиях используется LEGO Digital Designer - это программа для создания любых моделей из деталей LEGO на компьютере. LEGO Digital Designer обладает простым и удобным интерфейсом, позволяющим разобраться в управлении строительством моделей без особых трудностей. Поэтому занятия можно продолжить и дома при отсутствии ЛЕГО - конструктора.
В летнее время проводятся профильные смены по робототехнике.
Результат работы детей виден на лицо. Только в этом году – это участие в окружном конкурсе «Я - исследователь», в школьном и муниципальном научно-практической конференции школьников «Будущее Алтая» – 2 место, в окружной олимпиаде по робототехнике, во Всероссийском конкурсе «Ш.У.СТР.И.К» - 1 место в Алтайском крае, в окружном дистанционном фестивале – марафоне «Спасибо деду за Победу!» - 3 место.
В апреле наша школа была включена в программу "Робототехника: инженерно – технические кадры инновационной России", а также в результате конкурсного отбора был присвоен статус "STEM-центр Intel под эгидой Фестиваля Науки" в области робототехники. Был подготовлен план развития центра на 2015 – 2016 год. Теперь работа в объединении будет разделена на робототехнику соревновательную, исследовательскую и творческую.
Таким образом, можно сделать вывод, что робототехника позволяет не только внедрять информационные технологии в образовательный процесс, помогает школьникам овладевать умениями и навыками работы с современными техническими средствами; но и в непринужденной игре легко и всесторонне развивать у детей познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одаренности.

  • Теги:
2347 5
Комментарии:
Уважаемая Ксения Сергеевна! Очень интересует эта тема - и как маму, и как учителя.
Начнем с мамы :) Сынишка очень любит собирать из конструкторов различные механизмы. Задумываемся о приобретении Лего-роботов. Нам порекомендовали Wedo - потому и заинтересовалась Вашей статьей. В связи с этим вопрос от мамы - сынишке 6 лет, насколько сложно работать с этим конструктором? Не рановато ли? И вообще, как построить занятия? Может есть у вас рекомендации.
Второй вопрос от учителя. Вы пишете, что работаете с одним конструктором. У нас у учителя 3 конструктора, и в группе 18 человек. Так они отказываются набирать группу, мотивируя это тем, что слишком мало роботов. Как Вам удается организовать работу групп, чтобы не скучали, не "передрались" за право работать с роботом и т.п.
Не планируете ли Вы продолжить эту тему в блогах? Мне было бы интересно познакомиться с вашим опытом.
С уважением, Елена Пешкова.
Здорово! Планирую кружок для 5 класса. Боязно, но интересно. Посмотрим, что получится.
Здравствуйте,Елена Александровна!6 лет - это не рано для Lego Wedo. В прошлом учебном году с моими первоклассниками ходили малыши с предшколы и совсем не отставали от своих погодок.В помощь могу предложить материалы созданного мной дистанционного курса по робототехнике.Об этом в моей следующей статье.
А насчет организации работы в группе, то это все ерунда.Когда мы только начинали работать с конструктором группа учащихся доходила и до 15 человек.Я организую работу следующим образом: в начале занятия назначаем ответственного за ноутбук, этот ученик является главным на протяжении всего занятия,каждое занятие это новый ученик,а остальные занимаются сборкой, собираем по одному шагу,один собирает,остальные помогают искать детали,следующий шаг берет другой ученик, и снова один скрепляет,остальные помогают, и так по цепочке.Проблем никогда не возникало.
Статьи буду публиковать.Удачи Вам!
Ксения Сергеевна, очень интересно!
Спасибо, что откликнулись, Ксения Сергеевна! С радостью продолжу знакомство с Вашим опытом работы!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.