Вначале о сути инициативы, аббревиатура которой непривычно режет слух.
По словам министра просвещения Ольги Васильевой, ЕФОМы (единые федеральные оценочные материалы) - это новая система аттестации, которая уже через два года станет обязательной для 1 500 000 педагогов. Именно столько профессионалов сейчас трудится в школах страны. Но неизвестно, сколько их останется после очередного эксперимента министерства.
Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) обязывают учителей отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, пройти письменные тесты по своему предмету и решить «педагогические кейсы». Во время письменной работы необходимо уложиться в рамки отведенного времени – два часа. При этом учитель математики должен будет не только решить уравнения и выводить производные, но и выполнить методические задания: найти ошибку в решении ученика, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Также ЕФОМ обяжет каждого педагога составить план урока и выстроить материал так, чтобы ученик его усвоил. И так далее – заданий там хватает.
«В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства, - охарактеризовала инициативу министр образования и науки РФ Ольга Васильева, - Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры».
В пилотный проект применения ЕФОМов попали 19 российских регионов, затронув 615 учителей и 462 студентов педагогических вузов. Приморье в их число не вошло. По словам организаторов эксперимента, от испытуемых уже получено более 12 000 вопросов, замечаний и предложений. Сейчас нововведение Минобрнауки проходит широкое общественное обсуждение. Сторонники введения ЕФОМ утверждают, что в новой аттестации главное – не наказание, а повышение качества преподавания в школах.
«Нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию», - делится своими мыслями проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин.
Но учительское сообщество уже сейчас единодушно и категорично.
«Может, уже хватит издеваться над учителями? Или кто- то продолжает считать, что мы подопытное кролики? - высказала свое мнение
педагог из Саратова Екатерина, - Сначала необходимо довести зарплату учителя за ставку до 50 000 рублей, определить зарплату в размере ставки за классное руководство – до 30 учеников! Это будет стимул для педагогов, появится время на подготовку к урокам и на отдых, уменьшится профессиональное выгорание. Только тогда у учителя не будет болеть голова о том, какой дополнительный предмет взять, чтобы свести концы с концами. Хочется учить детей, а не ездить за свой счет на ненужные семинары, которые проводят определённые организации, хотя этот же материал можно получить и быстрее, и дешевле».
«Это полный бред, который окончательно убьет школу, - рассказала учитель русского языка и литературы с 25-ти летним стажем Анна Сергеевна, - Неужели оказалось мало ЕГЭ - этой бесполезной зубрежки и настоящей страшилки для учеников? Единый госэкзамен, который за долгие годы никак не способствовал повышению качества знаний учеников, но многих из них отвратил от школы. Психологическая проблема ЕГЭ уже перерастает в настоящую болезнь, от которой многие школьники не могут избавиться годами… Сколько примеров, что многие 100-бальные работы при проверке знаний на экзаменах в вузы оказались не больше чем фикция? Да, многие высшие учебные заведения обезопасили себя от таких «отличников», введя еще дополнительные экзамены и собеседования. А что делать учителям? Как нам спастись от очередного берда Министерства образования? Эти ЕФОМы убьют школу и образование как таковое окончательно! Вот только удивляюсь, откуда они черпают эти бредовые идеи? Мало нам учебников для школы, где «Войну и мир» Толстого можно пройти за пару уроков и вся героическая эпопея укладывается в несколько страниц. Снижение общего уровня образования ни для кого уже не секрет. А где ему взяться-то? Если основная задача- вызубрить тесты ЕГЭ, на большее просто не хватает времени. Почему столько говорю про ЕГЭ, а не ЕФОМ? Во-первых, Приморье, к счастью, пока не вошло в пилотный проект, где проводился этот эксперимент. А про ЕГЭ в свое время говорили такие же умные вещи и всех убеждали, что это перевернет образование и вознесёт его на новый уровень, улучшит качество знаний. В итоге, практически уничтожив существующую систему образования, за эти годы мы получили поколение, которое отвыкло напрягать мозги. Главным стало выбрать вариант и нажать правильную кнопочку при ответе. И для этого оказались ненужными Тургенев, Блок, Достоевский, Есенин… А сейчас новая инициатива, которая, вслед за системой образования и учеников, окончательно убьет учителей. Просто уничтожит, как класс», - отметила собеседница агентства.
По иронии, такого же мнения придерживаются во многих российских регионах. Но при этом высказывают полную уверенность в том, что ЕФОМы все-равно будут введены в школах, а «широкое общественное обсуждение» - не более, чем трюк. Будут услышаны только мнения «за».
«На разработку уже ушли большие деньги, на полное введение ЕФОМ также выделено немало средств, - говорит учитель физики одной из элитных московских школ Елена Петровна, - все дело в деньгах, которые будут получать те, кто окажется задействован в проведении ЕФОМов. Все повторяется, как с ЕГЭ, новыми учебниками и так далее. Признаться честно, казалось, что учителей нельзя еще больше унизить. Но чиновники минобрнауки доказали обратное».
К этому мнению присоединилась педагог из Москвы Татьяна, которая считает, что сначала надо спросить мнение учительского сообщества, а уж потом проводить разные эксперименты.
«Перестаньте отмывать деньги на учебниках, которые уже заполнили все книжные магазины, - сказала Татьяна, - Лучше обратите внимание непосредственно на учебную программу. Например, как можно сдавать экзамен зоологии по ОГЭ в 9-ом классе, если учебник Лотюшина для 7 класса рассчитан только на одни час в неделю? Как найти время для занятий с учениками, если мы уже до макушки завалены бумагами? Такой бред могли придумать только «министры». Лучше бы для себя экзамены устроили – докажи, что ты чиновник! Достойны ли они, которые учились в школе на «тройки» и «двойки», занимать высокие кабинеты? А тут – получаешь гроши, да еще и докажи, что учитель. Если еще фильмы снимать и экзамены сдавать, то последние учителя из школ разбегутся. И так практически остались фанаты своего дела, для которых профессия учителя – это жизнь».
Среди собеседников из разных городов России так и не нашлось ни одного учителя, который одобрил бы ЕФОМы. При этом проявилось явное единодушие в оценке компетентности чиновников.
«Хватит уже экспериментов с министерством просвещения, - рассказала педагог из Владивостока Светлана, - поставьте министром образования человека, который знаком с проблемами дошкольного и школьного образования! Человека, который будет пользоваться уважением педагогического сообщества».
Добавим, что в планах инициаторов ЕФОМ – до 2020 года разработать
Единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам. Причем работа над ЕФОМами идет полным ходом: в ближайшее время Рособрнадзор проведет всероссийское исследование, к которому намерены привлечь более 20 000 учителей из 68 российских регионов. ЕФОМ пройдет по основным школьным предметам - русский язык и литература, математика, информатика, история, обществознание, экономика и право. При проведении ЕФОМ, по словам чиновников, будут учтены условия работы педагогов: тип школы, месторасположение (город или село), учительский стаж, возраст и так далее.
Всем участникам исследования предложат оставить свои отзывы как о содержании, так и форме ЕФОМов. Российские учителя о своем отношении уже кричат во весь голос.
Источник: deita.ru
если кратко описать аттестацию (хоть у меня аттестация только на следующий год), то она состояла из нескольких моментов.
1. Решение педагогической задачи, по определенной схеме. (по мне, сколько лет бы не работала, да ситуаций у нас много и мы их решаем, но чтобы описывать это, чуть ли ни на 10 страницах...)
2. Экзамен по предмету+методика (все как на ЕГЭ), у нас "конфисковали" все, каждый получил свой вариант и все под камерами. (ладно и с экзаменом, его можно сдать, хоть я считаю это лишним, пусть приходят ко мне на уроки. Мне пришлось ехать после шести уроков в другой город, там нас еще целый час держали в вестибюле, потом завели на экзамен. Во-первых, пока ехала меня укачало, я думала н чем угодно, только не о экзамене. Переживала как бы мне совсем худо не стало и думала о том, как мне добираться домой, постольку, постольку было уже темно. В общем, вместо 4 часов, смогла посидеть 2 часа, сдала все и ушла)
3. Затем меня ожидала третья часть. Решенную педагогическую задачу показать на уроке. Пустяк. Но ! записать урок профессионально. У меня нет камеры, у школы тоже. В министерстве нас обрадовали, что на местах нам помогут снять урок. Я с радостью сообщила об этом директору, уговорившему меня на данный подвиг. Но не тут то было. Наше руководство "возложила эту миссию на нас же", и догадайтесь, на чьи плече легло все это? Да, бумерангом вернулось ко мне. Не найдя того, кто мне запишет урок на профессиональные камеры (!) (они желали видеть урок с разных ракурсов, без перерыва, а это необходимо несколько камер и микрофонов). В общем, (прошу прощение за сленг "послала я их далеко" и записала свой урок на свой смартфон, благо камера у меня была неплохая. С огромным трудом загрузила к ним туда урок (45 мин с нашим "скоростным" интернетом - не шутка). Оставалось ждать.
Каждый месяц переносили результаты на следующий, если не ошибаюсь, после нового года узнали результаты. (началось в сентябре)
И что? Ничего не понятно. По задаче получила максимум (40 баллов из 40, кстати, если кому-то "посчастливится" проходить эти жернова, могу прислать вам свое "решение")
За экзамен так и не поняла сколько баллов.
А вот за урок!!! Там можно было в кабинете увидеть сколько баллов дают за что. Мне дали не максимум. Не было вообще баллов за использование ТСО (хоть у меня на уроке, со сменой техники использовали и ИД, систему опроса, документ-камеру, гаджеты детей (QR коды) и карточки в работе в парах. В общем - 0 баллов. У меня возникло мнение, а смотрели ли они наши уроки? Мыслимо ли столько уроков просмотреть? (все отправлялось в Питер, пед.институт Герцена)
А самое интересное, при любой аттестации надо присудить разряд или категорию. Предлагалось три категории. Мои баллы были между второй и первой категориями. Между баллами у них на сайте, между категориями отсутствовало определенное количество баллов,в общем, мой бал был выше 2 категории, но его не было и в первой.
Прислали диплом "экспериментатора". Для чего?
Да, я везде где можно написала свое мнение к такой аттестации - оно отрицательно.
По мне самая лучшая аттестация - пусть приходят ко мне на уроки, причем без предупреждения, смотрят мою методику, знание предмета и прочие радости.
Всем, кому предстоит прохождение этого кошмара - терпения Вам всем.