… Мнение по критериям, определяющим «хорошую» школу дает доктор наук Джейн Перимен, Педагогический Институт (Великобритания, Лондон) в рамках курса Лондонского Университета «Какое будущее у образования?» ( Coursera )
Джейн Перимен посвятила много времени изучению факторов, влияющих на развитие школ, а также выявлению критериев, которые могли бы прояснить соответствие определенной школы ее рейтингу.
Как ни странно, д-р Перимен начала беседу с того, что инспектирование школ на соответствие их стандартам образования подчас приносит совсем не те положительные результаты, которых следовало бы ожидать…
Здесь стоит упомянуть о том, что британские школы несут достаточно тяжелый груз всевозможных проверок. Помимо государственных проверяющих служб, школы инспектирует OfSTED (Департамент управления стандартами в образовании, действует в Англии и Уэльсе), независимая от органов власти служба, отчитывающаяся напрямую Парламенту. Офстед разработал систему уровней соответствия школ по результатам проверки. Например, школа может быть помещена в четвертый уровень «несоответствия», называющийся «особые меры» - в этом уровне школа подвергается очень серьезным системным изменениям и курированию органами управления образованием. Тем не менее, Офстед часто подвергается критике со стороны школ и общественности, в частности, за «непрозрачность» отдельных критериев. Также школа, помещенная в «нижний уровень» подвергается дальнейшим неприятностям по нарастающей - родители переводят детей в другие школы, теряют работу учителя, также имеют место колоссальные стрессовые нагрузки на учеников и сотрудников. При этом различные инспекционные службы дают различные результаты проверки школ.
Джейн Перимен признает, что государство вправе контролировать соблюдение стандартов качества образования, но она выражает тревогу, что зачастую через год после проверки значительно падает успеваемость школьников. В итоге школы перестают заботиться о реальных задачах образования, их заботит только необходимость пройти очередную проверку и выстроить школьные механизмы так, чтобы ни один инспектор «не придрался». Та же ситуация возникает и с результатами учащихся – все усилия школ направлены на прохождение государственных экзаменов. В итоге мы имеем учащихся, хорошо сдавших экзамены, но не получивших в полной мере всестороннего образования.
На вопрос, в чем же можно увидеть «необъективность» проверок инспекционными службами, д-р Перимен приводит: социо-экономические факторы, динамику достижений учащихся: при этом высокий уровень достижений учащихся, имевших вначале низкий уровень подготовки, будет сигнализировать о том, что школа действительно хорошая. Но инспектора не изучают динамику, они изучают статистику. Таким образом, дебаты по социо-экономическим факторам растут. Когда инспектора проверили школы в престижных районах, где изначально были дети с высоким уровнем подготовки, но оказалось, что из года в год значительных достижений не наблюдалось – это заставляет задуматься.
На вопрос, что же может быть альтернативой инспекторам, Джейн Перимен отвечает, что поскольку сейчас существует тенденция к объединению школ в «сетевые» структуры, в определенные партнерства - соответственно, мы выходим из рамок, которые подходили бы одной изолированной школе. Таким образом, доктор Перимен предлагает создавать систему оценки качества внутри этих объединений, которая бы учитывала указанные выше факторы. Таким образом каждая школа внутри «сети» будет оцениваться в ее локальном контексте. Также необходим «направляющий», свой внутренний инспектор, так как внешние инспектора «приходят, выносят приговор и уходят». Если же школа начнет использовать внутренние ресурсы: в частности, обратной связи - она сможет разработать свою стратегию повышения результатов. И опять же, инспектора Офстеда должны стать партнерами, а не судьями, должны осуществлять дальнейшее консультирование по усовершенствованию работы той или иной школы. Также как и сама школа, имеющая низкие результаты, не должна прятать их от инспекторов – нужно работать над проблемами совместно.
Переходя в международный контекст оценки качества образования, доктор Перимен отмечает, что многие образовательные системы разных государств опираются на систему оценки PISA, которая также не лишена изъянов, и более того, снова встает вопрос о критериях, которые выбирает данная система оценки качества. При этом никто не контролирует саму PISA, отчеты которой часто бывают ошибочными.
Доктор Перимен задается вопросом – кто или что определит успешную школу? И отвечает: только не нужно думать, что это сделают результаты экзаменов… Мы подходим к более широким понятиям, таким как общая грамотность человека, как здоровое и счастливое состояние нации. В качестве примера, Джейн Перимен приводит Южную Корею как довольно благополучную нацию, но, говорит она, - мы не можем определить, что предпринимается, чтобы они были благополучными и мы не можем транслировать их опыт в другой стране, так как они достаточно монокультурны.
На вопрос интервьюера о том, как родители выбирают школу или как им лучше сделать это, Джейн Перимен все же признает, что чаще всего родители отталкиваются от рейтинга, выстроенного инспекторами, в виде подробных отчетов, где в частности говорится подробно об общем отношении к ребенку в школе. Но чаще родители обращаются к таким же родителям в своем районе, чтобы получить, возможно, немного субъективную, но более широкую оценку той или иной школе. И все же стоит прислушаться к интересам ребенка, так как большинство школ в Англии – специализированные, например, с художественным уклоном или бизнес-направлениями, со спортивным или музыкальным уклоном. Также родители могут заглянуть в ежегодный рейтинг школ, построенный по единственному принципу – результатов государственных экзаменов. Но при этом родители должны понимать, что некоторые специализированные школы могут не давать высокие результаты на экзаменах – так как это не является их ключевой целью, также как и у школ с этническим компонентом.
В аспекте взаимодействия родителей и школы, доктор Перимен отмечает необходимость включенности каждого родителя в процесс воспитания и помощи своему ребенку. Джейн Перимен часто испытывает возмущение, когда родители начинают обвинять школу по каждому возможному поводу. В частности, она приводит случайный пример, когда в одной из школ увеличились случаи ранней беременности, и возмущенные родители набросились на школу с обвинениями об отсутствии профилактических мер, Джейн хотелось бы спросить лично каждого родителя – ЧТО ОН СДЕЛАЛ, для того, чтобы этого не случилось? Продолжая, Джейн Перимен отмечает, что если родитель приводит ребенка в школу, предварительно подготовив его к целям обучения, к тому что будет трудно, но интересно – этот ребенок непременно справится с учебными задачами. Но если родителей образование детей не сильно беспокоит, и эти родители не собираются помогать ребенку с домашними заданиями и даже не спросят, как прошел день в школе – таким образом ОНИ ЛИЧНО транслируют ребенку отношение к школе. И в какую бы идеальную школу такой ребенок ни пришел – он принесет туда свое «прохладное» отношение к учебе.
На вопрос интервьюера о том, в какую же школу Джейн собирается отдать своего пятилетнего ребенка, Джейн ответила: «В ту, в которой он будет счастлив».
На мой взгляд, в этих сказанных напоследок словах доктора наук педагогического института, а также матери маленького ребенка и есть «зажатая в детский кулачок истина» о самой лучшей школе на свете.
Возвращаясь к теме выстраивания школ по рейтингам, я бы добавила новый рейтинг по единственному критерию – «Самая счастливая школа!». И пусть это будет рейтинг, составленный на основании мнения учеников. Хотя… голосование часто имеет такие перекосы, что может убить самое идеальное начинание. Поэтому просто предложу увеличивать набор критериев, в сторону возможно психологических, при оценке качества образования в каждой отдельно взятой школе, тем более, что помимо предметных результатов, мы имеем личностные и метапредметные – за реализацию которых мы отвечаем в не меньшей степени.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.