Итак, цифровой образовательный контент – это собственно «учебный материал в электронном виде». Теперь вопросы:
1. Качество и количество данного контента.
2. Электронные носители.
3. Отдача или другими словами КПД этого электронного блага.
Ну во-первых, какие формы контента подразумеваю. Я бы поделила их так: монолитные (учебники) и сегментируемые (отдельные файлы, атомарные единицы, и даже уроки).
Теперь про конфликт среды и контента.
Смешно звучит, да? А вот и не смейтесь.
Потому что электронный учебник не становится частью той электронной образовательной среды, в которой работаю например я… Потому что данный софт издательство реализует за отдельную плату и …ежегодно пожалуйста ! И я их конечно понимаю – хотя ситуация бредовая получается. Я как учитель, не могу добавить отдельные элементы учебника в свой урок, работая и взаимодействуя с учениками в электронной среде. Потому что этого учебника там нет и - не планируется! Теперь о самих электронных учебниках. Вот здесь интересно!.. Те демо-версии, которые я отсмотрела – это по сути сканы или кусочки сканов с некоторыми попытками интерактива. Демо-версии электронных учебников от Просвещения – это вообще «нечто»… Чувствуется, Просвещение экономит на электронных версиях своих учебников, так как понятно, что это просто – необходимая деталь к печатному учебнику, вдруг появившаяся в законодательстве... Благо, они придумали хирость, и рядом с лайт-версией или так называемой «чисто электронной» версией есть переключалка в просто остканированный печатный вариант, который содержит материал в полном объеме. Но это все некое подобие «электронного» контента в том широком объеме электронных возможностей для обучения, о которых много везде говорится или которые присутствуют в иностранных учебных пособиях. Что делают некоторые зарубежные издательства, так это просто продают вместе с учебником доступ в онлайн кабинет, где много интерактива (это собственно и есть электронная мини-среда)…
Но российские издательства класса-VIP, то есть те, которые значатся в федеральном списке учебников... не занимаются созданием собственно электронной среды под учебник… Ну теперь уже и поздно им наверное этим заниматься, так как на рынок подоспели образовательные стартапы с «работающим» электронным контентом. Но снова проблемка (!) Этим самым стартапам - не замахнуться на среднестатистический учебный план в обычной школе – краеугольным камнем которого по-прежнему остается – УЧЕБНИК.
А вот теперь… Загадка для учителя! Работай с электронной средой себе на здоровье – только там не будет того, что есть в учебнике… - а значит изобретай собственный велосипед. Или работай с электронной версией учебника, но тогда причем здесь среда? Или нужно прямо на уроке поработать с электронным учебником с учениками, а потом сказать им: "А теперь пока закройте это приложение и откройте программку, где у нас урок. Но только на время нескольких заданий, а потом закройте, потому что мы снова – включим учебник."
Это все будет выглядеть именно так , когда у учеников будут планшеты. Тогда дикость ситуации станет для всех очевидной. Поэтому пока нам не нужны планшеты, а нужны интерактивные доски! Где учитель ловким движением руки будет переключаться из одного приложения в другое, или вообще прыгать в интернет-приложения…. потому что доска скрывает те дыры и неудобства, которые существуют в электронной среде.
Есть конечно изумительные вещи по части «интерактивного контента» и даже с аналитикой и образовательным треком среди разработчиков. Все очень увлекательно и качественно. Стоит прилично, но я буду платить эти деньги (даже как родитель) тем же Учи.ру, потому что моему ребенку это нравится и развивает его. Посмотрела немного онлайн-платформу от Рыбаков Фонд, тоже очень интересно выглядит. Планирую купить доступ и опробовать. А возможно их ресурсы добавить к своей «платной» группе по английскому, создать облако и пусть ученики «растут» по предмету через онлайн. Все эти вещи - платная внеурочка, это замечательная альтернатива ныне существующим платным кружкам, и при грамотной информационной политике – внеурочка имеет все шансы переместиться в онлайн и жить красиво и с пользой.
Теперь итог (!) или еще одна загадка для меня самой… Как быть учителю, когда имеется цифровая среда, но она несколько бедна на профессиональный уровень по оформлению и содержанию размещенного контента. С другой стороны есть возможность электронного учебника, но их качество и возможности меня не устраивают, но я ДОЛЖНА идти по учебнику (и докажите мне, что я не должна, а потом докажите это родителям моих учеников!). И наконец есть вообще улетный цифровой контент – но очень дорого и со своей собственной электронной средой… Вот так вот классно живет образовательный процесс нынче в цифровом формате…
Ну и наконец про КПД цифрового контента. Он может быть неплохим. Если хотя бы как минимум в моем распоряжении и в распоряжении учеников будет всего одна вещь – ВСЕГО ОДНА! –ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ. Всё. Чтобы я могла дать ученику путь через электронный дневник к тесту, и оценка автоматически добавилась бы в журнал. Тогда и ГИА не будет вызывать паники. Потому что ученикам это станет привычно…
А пока мы больше говорим об электронном образовании, чем используем его. Хотя и поговорить об этом бывает очень интересно))
На тему - "зачем делиться" - это самое печальное в нашем менталитете... мы не "растем" информационно, потому что не делимся, а все современные платформы опираются на "идею коллективного разума"... Индивидуализация у нас в итоге происходит не в образовании, а в нашем отнгошении друг к другу, хотя должно быть наоборот.