Блоги
Теплова Марина 22.09.2016 10:22

Цифровой контент для школы - красивая сказка или… не очень красивая реальность?

/Мои грустные учительские мысли по поводу и в продолжение дискуссии, имевшей место на EdCrunch 2016/

Итак, цифровой образовательный контент – это собственно «учебный материал в электронном виде». Теперь вопросы:

1. Качество и количество данного контента.

2. Электронные носители.

3. Отдача или другими словами КПД этого электронного блага.

Ну во-первых, какие формы контента подразумеваю. Я бы поделила их так: монолитные (учебники) и сегментируемые (отдельные файлы, атомарные единицы, и даже уроки).

Теперь про конфликт среды и контента.
Смешно звучит, да? А вот и не смейтесь.
Потому что электронный учебник не становится частью той электронной образовательной среды, в которой работаю например я… Потому что данный софт издательство реализует за отдельную плату и …ежегодно пожалуйста ! И я их конечно понимаю – хотя ситуация бредовая получается. Я как учитель, не могу добавить отдельные элементы учебника в свой урок, работая и взаимодействуя с учениками в электронной среде. Потому что этого учебника там нет и - не планируется! Теперь о самих электронных учебниках. Вот здесь интересно!.. Те демо-версии, которые я отсмотрела – это по сути сканы или кусочки сканов с некоторыми попытками интерактива. Демо-версии электронных учебников от Просвещения – это вообще «нечто»… Чувствуется, Просвещение экономит на электронных версиях своих учебников, так как понятно, что это просто – необходимая деталь к печатному учебнику, вдруг появившаяся в законодательстве... Благо, они придумали хирость, и рядом с лайт-версией или так называемой «чисто электронной» версией есть переключалка в просто остканированный печатный вариант, который содержит материал в полном объеме. Но это все некое подобие «электронного» контента в том широком объеме электронных возможностей для обучения, о которых много везде говорится или которые присутствуют в иностранных учебных пособиях. Что делают некоторые зарубежные издательства, так это просто продают вместе с учебником доступ в онлайн кабинет, где много интерактива (это собственно и есть электронная мини-среда)…

Но российские издательства класса-VIP, то есть те, которые значатся в федеральном списке учебников... не занимаются созданием собственно электронной среды под учебник… Ну теперь уже и поздно им наверное этим заниматься, так как на рынок подоспели образовательные стартапы с «работающим» электронным контентом. Но снова проблемка (!) Этим самым стартапам - не замахнуться на среднестатистический учебный план в обычной школе – краеугольным камнем которого по-прежнему остается – УЧЕБНИК.

А вот теперь… Загадка для учителя! Работай с электронной средой себе на здоровье – только там не будет того, что есть в учебнике… - а значит изобретай собственный велосипед. Или работай с электронной версией учебника, но тогда причем здесь среда? Или нужно прямо на уроке поработать с электронным учебником с учениками, а потом сказать им: "А теперь пока закройте это приложение и откройте программку, где у нас урок. Но только на время нескольких заданий, а потом закройте, потому что мы снова – включим учебник."


Это все будет выглядеть именно так , когда у учеников будут планшеты. Тогда дикость ситуации станет для всех очевидной. Поэтому пока нам не нужны планшеты, а нужны интерактивные доски! Где учитель ловким движением руки будет переключаться из одного приложения в другое, или вообще прыгать в интернет-приложения…. потому что доска скрывает те дыры и неудобства, которые существуют в электронной среде.

Есть конечно изумительные вещи по части «интерактивного контента» и даже с аналитикой и образовательным треком среди разработчиков. Все очень увлекательно и качественно. Стоит прилично, но я буду платить эти деньги (даже как родитель) тем же Учи.ру, потому что моему ребенку это нравится и развивает его. Посмотрела немного онлайн-платформу от Рыбаков Фонд, тоже очень интересно выглядит. Планирую купить доступ и опробовать. А возможно их ресурсы добавить к своей «платной» группе по английскому, создать облако и пусть ученики «растут» по предмету через онлайн. Все эти вещи - платная внеурочка, это замечательная альтернатива ныне существующим платным кружкам, и при грамотной информационной политике – внеурочка имеет все шансы переместиться в онлайн и жить красиво и с пользой.

Теперь итог (!) или еще одна загадка для меня самой… Как быть учителю, когда имеется цифровая среда, но она несколько бедна на профессиональный уровень по оформлению и содержанию размещенного контента. С другой стороны есть возможность электронного учебника, но их качество и возможности меня не устраивают, но я ДОЛЖНА идти по учебнику (и докажите мне, что я не должна, а потом докажите это родителям моих учеников!). И наконец есть вообще улетный цифровой контент – но очень дорого и со своей собственной электронной средой… Вот так вот классно живет образовательный процесс нынче в цифровом формате…

Ну и наконец про КПД цифрового контента. Он может быть неплохим. Если хотя бы как минимум в моем распоряжении и в распоряжении учеников будет всего одна вещь – ВСЕГО ОДНА! –ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ. Всё. Чтобы я могла дать ученику путь через электронный дневник к тесту, и оценка автоматически добавилась бы в журнал. Тогда и ГИА не будет вызывать паники. Потому что ученикам это станет привычно…


А пока мы больше говорим об электронном образовании, чем используем его. Хотя и поговорить об этом бывает очень интересно))

http://marinateplova.blogspot.ru/
  • Теги:
771 5
Комментарии:
Я безнадежный оптимист, но думаю, что в ближайшие лет пятнадцать каждый учитель (или почти каждый) будет изобретать свой "электронный велосипед" и до единой среды мы не дорастем. Есть ощущение, что школе хотят "впарить" кучу ноу-хау, а то, как оно влияет на эффективность обучения, как оно встраивается в учебный план, как встраивается в имеющуюся среду...это уж Вы сами. Возможно, что мой взгляд покажется провинциальным, но мне кажется, что проблема даже не в нехватке эл. учебников, планшетов, досок и т.д., а в том, что все это в школах появляется стихийно, а продуманной, поэтапной системы внедрения электронных технологий нет. Хотя обвинять саму школу в этом не стоит, так как надо писать бумажки и заполнять отчеты. Кто бы что ни говорил.
22.09.2016 11:25
Вера Юрьевна, спасибо за отклик, и за очень даже объективный взгляд на происходящее. Действительно технологии часто выглядят как набор новых "фишек", которые.. о, да! увлекательны! но о том, как их встраивать в процесс, и об их эффективности - мы не очень много рассуждаем. Теперь про "оптимизм"... вот здесь я считаю,что изобретать свое и ограничиваться этим - это как раз "пессимистичный" сценарий. На мой взгляд, контент начинает "работать" от увеличенного объема профессиональных вброшенных единиц информации. Здесь проблема в "генераторах" информации - учителя готовы генерировать под себя и для себя, делиться никто не хочет и не видит стимулов к этому. Движки стимулирования педагогов к развитию образовательной цифровой среды - тоже создавать никто не хочет. Выход вообще где к "светлому будущему цифрового образования" я не знаю... Вот такие грустные мысли по ходу..
По поводу "делиться никто не хочет"...Тут собственно проблемы две: 1) УЧИТЕЛЮ НЕКОГДА 2) "Я придумал. Зачем мне делиться?". А стимулировать педагогов никто, согласна с Вами, не хочет. Или попытки есть, но они настолько малы и стихийны, что серьезными их считать нельзя. Я, кстати, тоже получила долгожданный "Учительский пакет" на конференцию, но увы...дела, а жаль.
22.09.2016 11:57
Вера Юрьевна, наберите в ю-тубе конференцию, там будет видео из отдельных залов. Я например, ни разу не была на WISE в Катаре (хотя всегда мечтаю об этом))) Но они делают настолько объемный онлайн-шлейф конференции, что я очень много оттуда просматриваю. Если владеете английским - рекомендую) Так что "побывать" в наше время не принципиально)))
На тему - "зачем делиться" - это самое печальное в нашем менталитете... мы не "растем" информационно, потому что не делимся, а все современные платформы опираются на "идею коллективного разума"... Индивидуализация у нас в итоге происходит не в образовании, а в нашем отнгошении друг к другу, хотя должно быть наоборот.
Марина, спасибо за слово "делиться". Хорошо звучит. Давайте делиться!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.