PISA: уровень знаний российских школьников ниже среднего.
Результаты международного исследования качества общего школьного образования PISA показали, что в России уровень знаний учащихся школ находится ниже средних показателей по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В международном исследовании, продолжавшемся в течение трёх лет и завершившемся в 2015 году, приняли участие 40 тысяч учеников из 72 стран возрастом 15 лет. Эксперты оценивали уровень знаний учащихся по математике, естественным наукам, командной работе при решении проблем и чтении. Особое внимание уделялось науке, которая становится все более важной составляющей современного общества и экономики.
Первое место в рейтинге занял Сингапур, за ним следует Япония и Эстония. Россия расположилась на 33-й строчке рейтинга рядом с Литвой, Испанией, Венгрией, Италией и Латвией. Эксперты отметили улучшение показателей учащихся российских школ по математике и чтению, а результаты по естественным наукам остались без изменений – на уровне ниже среднего.
В исследовании отмечается, что российские школьники плохо умеют использовать основные или так называемые повседневные научные знания для интерпретации данных, что не позволяет учащимся находить правильный научный вывод. Что касается математики, то они испытывают затруднения при вычислении примерной стоимости объекта в иной валюте, а также затрудняются при сравнении расстояния между двумя альтернативными маршрутами. Проблема в чтении касается того, что отстающие не могут выразить ключевую идею текста.
Однако имеются и положительные результаты. Так, сократилось количество учеников восьмых классов с низким показателем усвоения образовательной программы. Помимо этого, выше среднего среди стран ОЭСР поднялись показатели равенства в доступе к образованию для девочек и мальчиков.
Ксения, материал, который Вы предложили, актуальный. И об этом необходимо говорить. Все реформы не привели к тем результатам, которые планировались. Сейчас ФГОС - очередная попытка реанимировать наше образование. Но будет ли результат? Я учитель физики и вижу, что с каждым годом результаты все хуже и хуже. Как можно научить физике за 2 часа в неделю? Постоянно в социальных сетях предлагают вернуться к советскому образованию. Вернуться, конечно, уже не получится, но ведь знания, которые получали ученики, были намного лучше. И на мировом уровне результаты были достойными!
Выражаю абсолютное согласие, коллеги!
Однако, причина не очень хороших мировых результатов, не только в том, что мало часов, что разрушен советский подход к образованию...Думаю, что самое разрушительное в образовании - это бесконечные реформы и мониторинг - анкеты, отчеты, прожекты-планы...; бесконечный вал Олимпиад, конкурсов и экзаменов, которые начинаются уже в декабре!
Людмила Федоровна, совершенно с вами согласна: у нас третий год проводятся региональные контрольные работы по физике, в % соотношении из рамок ОГЭ и ЕГЭ не выходим (количество "2", "5", ...) Ежегодно рекомендации уделять внимание решению расчетных задач. Но как это сделать при 2 часах? Все время уходит на изучение нового материала, а на отработку его через решение задач времени нет. Все все понимают, но сделать шаг навстречу-добавить час-два...УВЫ(((
Уважаемые коллеги, полностью согласна с вами. Ни ФГОСы, ни бесконечные реформы не реанимируют наше образование, не повысят результаты на мировом уровне. Очень много негативных моментов, подводных камней в этом процессе: хорошие учебники не вошли в Федеральный перечень; при переходе на пятидневку исключили гимназическое образование; учебную программу по предметам сократили на 1-2 часа (а это 34 часа в год!); добавилась ещё одна напасть - это реорганизация образовательных учреждений, а отсюда бесконечные "рейтинги", вернее погоня за ними. Учебный процесс не протекает в образовательном учреждении, а просто "буксует" или "летит сломя голову": недостаточно времени на отработку специальных учебных умений и навыков. Поэтому ни одна методика, технология здесь не поможет - каждый ребёнок должен обучаться в зоне своего ближайшего развития, а об этом сегодня совсем забыли.
Естественные науки? А сколько часов выделяется на изучение той же химии, биологии? Пока будут экспериментировать с введением различных предметов за счет фундаментальных наук, так оно и будет. Пока сама училась в школе, и астрономия была, и черчение, и даже электротехника! Как-то грех было жаловаться на показатели. Что происходит сейчас, знает только школьный учитель! Но давайте вспомним, что наша сборная команда математиков заняла 1 место в международной олимпиаде. Когда же образованием будут заниматься настоящие учителя, а не чиновники, придумывающие всё новые и новые эксперименты?..
Другие исследования говорят об обратном: Международный мониторинг качества математического и естественнонаучного образования TIMSS проводится с 1995 года каждые четыре года. Объявлены результаты исследования 2015 года: https://yadi.sk/i/3ETeEU8P34Qi5L Российские учащиеся 11 классов, изучающие углублённый профильный курс математики, продемонстрировали самые высокие результаты и заняли первое место среди стран-участниц.
А естественные науки сегодня совсем на задворках. Как можно научить ребёнка химии или биологии за 1 час в неделю!? Это не реально и с этой задачей не справится даже профессионал. Мы успеваем пробежаться по теории, до задач дело не доходит. Согласна с коллегами, как хорошо было раньше: 3ч химии, 3ч. биологии успевали всё и результаты были, а сегодня сплошные эксперименты, бумаги, мониторинги, рейтинги... бумаготворчество!
Однако, причина не очень хороших мировых результатов, не только в том, что мало часов, что разрушен советский подход к образованию...Думаю, что самое разрушительное в образовании - это бесконечные реформы и мониторинг - анкеты, отчеты, прожекты-планы...; бесконечный вал Олимпиад, конкурсов и экзаменов, которые начинаются уже в декабре!