Инклюзивное образование - система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности. В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.
Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:
· начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
· середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
· середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
По статистике около 160 тысяч российских детей-инвалидов обучается сегодня в инклюзивных классах. Но это не предел, так как потребность в таком образовании неуклонно растет. В стране около 500 тысяч детей-инвалидов, много детей с особенностями развития, которые не имеют инвалидности, но нуждаются в специальных условиях обучения. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.
По новым стандартам каждый учитель должен уметь работать с особенными детьми. Документ уже разработан, проходит апробацию и может быть внедрен в 2017 году. Планировалось, что он вступит в силу в этом году, но к работе по новым правилам готовы далеко не все учителя. В частности, стандарт требует, чтобы все они имели высшее образование, могли работать с учениками, обладающими особыми образовательными потребностями, подходили индивидуально к каждому школьнику, вели воспитательную работу в классе, привлекали к сотрудничеству родителей и постоянно профессионально росли.
(А я напоминаю свою просьбу к филологам. Если можно, мои ошибки в тексте озвучивайте.)