Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности.
Современный урок – это урок по ФГОС. Он отличается от традиционного урока. Но отбрасывать традиционные идеи урока нельзя. Учитель на современном уроке должен использовать традиционные и инновационные методики.
Урок по ФГОС должен быть актуальным, важным, практико?ориентированным, существенным и значимым для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека и общества. Вот какое дают пояснение в Центре научного сотрудничества «Интерактив плюс» - "Задача учителя не только признать право учащегося на собственное суждение, но и развивать его. По каждому вопросу курса географии ребенок доказательно должен высказывать свою точку зрения. Ученик не просто зазубривает знания, полученные от учителя, от автора учебника или из другого источника, он должен добывать их, суметь доказать их истинность".
Таким образом, сейчас задача учителя направлять действия детей, а не передавать им готовые знания. Урок должен носить проблемный характер. Проблему урока формируют обучающиеся под руководством учителя. Необходимо обсудить различные точки зрения на решение данной проблемы, найти общий путь решения, выстроив логическую цепочку, подвести обучающихся к значимости получаемых знаний, умению их применить на практике. Наша задача на уроке вызвать как можно больше вопросов у детей, простимулировать самостоятельный поиск ответов в течение урока, добиться того, что ученик думает совместно с учителем.
Можно сделать вывод, что современный урок, в отличие от традиционного, это урок совместной деятельности учителя и ученика. Современный урок имеет уже известные педагогу этапы, которые отличаются при построении традиционного и современного урока (таблица 1).
Отличия урока по ФГОС от традиционного
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока | Преподаватель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей |
Список литературы
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2011.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное посо- бие. – М.: Народное образование, 2010.
3. Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информаци- онной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам») (ФГОС). – М.: Просвещение, 2012.
4. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС. – М., 2012.
Предлагаю вам написать статью где сравнивают итоговые оценки или результаты одинаковых тестов для классов которые обучались один год по традиционным и современными образованиями. И тогда можно посмотреть какой метод лучше.