Как много сейчас о системно-деятельностном подходе можно найти и применить в своей работе с детьми. Каждый раз, проводя уроки в таком ключе, понимаешь, насколько здорово учить учиться, принимать знание в целостной картине, а не отдельно взятый предметный «икс». Но тут же честно себе признаюсь, без информационных технологий не то чтобы было сложно, порой это просто было бы не осуществить. Как бы, не говорили противники ИКТ о том, что все можно с мелом и доской, могу смело заявить – не ВСЁ!!!
Сейчас мы все в ожидании Великого православного праздника – Пасхи. Сегодня любой ребенок ассоциирует его с куличами и крашенными яйцами, знают слова приветствия и, быть может, еще понимают, что православные обязательно посещают церковь. В начальной школе посвящаются этому событию уроки, чаще технологии или изо. Мне захотелось помочь детям узнать о пасхе что-то новое, доступное детскому восприятию (все-таки первый класс) и решить достаточно много педагогических задач.
Приближается к концу наш первый учебный год. Мы уже должны уметь многое, главное – правильно читать (без ошибок, соответствующая скорость, понимание, выразительность). От умения правильно читать напрямую зависит умение УЧИТЬСЯ. Что только мы делали на уроках и во внеурочной деятельности для создания условий формирования правильной читательской деятельности, но хочется чего-то еще, и сегодня мы попробJвали преобразовать чтение в живую картину. Но читать надо для этого правильно!
Итак, сегодня на уроке мы стали юными этнографами!!!
Нам предстояло провести настоящее исследование и создать наш первый мультфильм. Но, что внутри всей этой работы? Смело можно сказать – ВСЁ! И воспитание, и обучение!!!
Класс работает в сотрудничестве - в научно-исследовательских лабораториях юных этнографов. Все как у взрослых - бланки исследований, руководитель и сотрудники (кому-то даже надо будет отправиться в командировку).
Заполнение бланка исследования
Детям предлагалось три варианта поиска информации:
1. «Библиотека»
Для нас первоклассников, это был «Читальный зал» с уже готовыми мини статьями. В библиотеке работал наш школьный логопед - Наталья Васильевна, задача в первую очередь диагностическая. Наблюдая, как дети находят среди коротеньких рассказов необходимый (соответствующий дню, который выбрала группа), читают и понимают ли? – специалист в непринужденной форме делал заключение о сформированности навыка чтения, о возможных предпосылках нарушений письменной речи.
Читальный зал (библиотекарь-логопед)
2. «Электронная библиотека»
Для этого был создан специальный ресурс с гиперссылками и переходами на страницы с нужной, искомой, информацией. Первоклассники обучались пользоваться цифровым ресурсом для поиска и подтверждения информации, т.к. мы говорим, что любой факт надо подтвердить несколькими источниками.
Здесь ребята, опять должны были еще раз осознать, что они этнографы для продолжения поиска, выбрать нужный народ, а заодно и прочитать названия других народов. И так далее отбирая нужное и делая исключения, они находят информацию о своем дне недели.
Пропустим несколько этапов и наконец:
А вот и то, что искали!
3. Третий источник - спросить у представителя коми народа (информатора) – главного источника исследований для этнографа. В этом случае они могли задать вопрос учителю и узнать, что же делали люди в предпасхальную неделю в определенный день. Здесь руководитель отправляет одного из сотрудников в "командировку"
Таким образом, первоклассники должны были составить 1-3 предложения о своем дне, но обязательно руководители должны договориться, о том, чтобы у каждой группы день не повторялся.
Сколько умений надо применить, сколько всего приобрести на пути к этим заветным предложениям!!!
Готово? Тогда к столу к реквизитами.
Реквизиты готовили пятиклассники
И здесь снова диагностика – текст есть, надо подобрать соответствующий тексту фон (если речь о делах домашних – внутреннее убранство дома; улица, лес или церковь – соответствующие) и персонажей – какое дело они по тексту совершают. Вот это было очень интересно наблюдать и понимать все успехи и проблемы.
Выбор сделан! Репетиция, дальнейшее распределение ролей. Кто прочитает текст? Кто двигает одного героя? Кто второго? Кто нажимает на «запись», «пауза», «стоп»? Кто даст звуковой сигнал остальным группам (нажмет на предупреждающую кнопку) – Тихо, идет запись, чтобы все остальные группы стали работать очень тихо (мощное средство обучения межгруппового сотрудничества)?
Наша «МУЛЬТСТУДИЯ» начинает работать. Дети работают с ДОКУМЕНТ-КАМЕРОЙ, которая в этом случае помогает нам увидеть РЕЗУЛЬТАТ ВСЕГО того, что нам удалось сформировать в этой работе, научиться находить и отбирать информацию, читать, осмысляя и применяя прочитанное, оживлять его, учились договариваться и решать конфликты, договариваться в группе и между группами, делиться своим знанием не только с соседом по парте, другом или родителями, но с детьми нашего родного края и всей страны.
Надо было видеть глаза и улыбки детей, когда они видели свое ВСЁ! Мне было сразу дано задание – опубликовать работы на нашем сайте. Предлагаем и Вам посмотреть, что надо делать в предпасхальные дни (одного дня недели – нет, у нас было только пять групп, поэтому для Вас задание – узнать, что же делали люди в оставшийся день, способы сбора информации Вам известны, а результат поможет заснять ДОКУМЕНТ_КАМЕРА!). Здесь только та часть информации о днях, которая понравилась детям (есть еще и другие дела)
Понедельник:
Вторник:
Уточнение - заготавливали ЛУЧШИЕ ДРОВА для куличей
Четверг:
Пятница:
Уточнение - смотрели в окно, кого первым увидят!
Суббота:
Не забывайте строго соблюдать предпасхальные дни Страстной недели!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.