Блоги
Ячменева Мария 05.04.2014 08:33

Большой секрет для творческой компании или как документ-камера нам может помогать в воспитании...

Мы все с Вами бесконечно благодарны НАШЕМУ времени - времени технологий в образовании, которое позволило нам выйти за рамки класса, встретиться и дружить виртуально, делиться опытом, гораздо реже наблюдать у себя признаки профессионального выгорания и просто усталости. Прекрасное чудо, которое когда-то создавали только гениальные режиссеры киносказок и мультфильмов, программисты ЦОР, теперь стало доступно нам – учителям! Именно сегодня педагог имеет возможность учить - помогая, не наставлять и не заставлять – интерактивные технологии делают свое великое дело!!! В школе снова появилось что-то, чего нет дома или у друга, гораздо «круче», чем просто компьютер или планшет – интерактивная доска , пульты голосования, и т.п. Казалось бы, а почему бы нашим ученикам не стать гораздо умнее и лучше предыдущих поколений?
Бесспорно, что во многих случаях, современные дети взяли верх над потерянными 90-ми (это мое личное мнение - то время было очень тяжелым и провальным в образовании по многим причинам – но не о них будет речь) в области возможностей получения знаний, поиска решений и творчества. Быть может у нас будут новые Эйнштейны!!! ??? Но в то же время, думаю, мы все с Вами наблюдаем разрастающуюся пропасть воспитательной и культурной стороны подрастающего поколения. Все чаще и чаще мы слышим, а бывает, и становимся очевидцами ужасающих поступков детей, учеников СОВРЕМЕННОЙ школы, в которой, казалось бы, все есть для «учись и создавай». А потом нам говорят о первопричинах этих кошмаров: школа, интернет, компьютерные игры. И очень редко почему-то – семейное воспитание или невоспитание.
Согласна, что высокие технологии, захватившие наших детей, отобрали у них улицу, друзей со двора, живое общение друг с другом, тем самым подарили им «неценность» человеческой жизни в постоянной тренировке компьютерных боев. Говорить о том, как затягивают и какой вред наносят соц. сети тоже смысла нет, всем понятно, но!!! Результат на лицо – мы учим и воспитываем «действительно» других детей, мы еще не знаем, каким станет взрослый, который не рос в дворовых играх, в живом эмоциональном общении, а не в смайликах и безразличных порою «лайках» через сеть. Один мой знакомый наблюдал картину, как одиноко сидели два мальчика лет 10 на лавочке и играли в «телефонные» игры. И когда он возвращался уже через час, картина была та же. Интересно, если бы мама кого-то из них крикнула в окно:
- Вася, пора домой! - были бы переживания, как у ребенка 10, 20, 30, 100 лет назад? Вряд ли. Дома тот же телефон и та же игра. Что еще для счастья надо?
А ведь какой пласт бесценного воспитания был как раз во дворе!!! Дружба, конфликты, обида, умение находить общий язык и уступать. Там во дворе мы понимали, кто такой «плохой», «хороший», даже если дома было не все благополучно.
Сейчас модно говорить: «Все работают, не до детей!» А разве наши родители сидели дома? Не работали? Еще как работали!!! Но мы были в воспитательной среде живого жизненного опыта, а сегодня ребенок один на один с телевизором "все подряд" - хорошо, и компьютером "все подряд" - хорошо, "мне нравится - беру". И в этом "все подряд" часто то, что мы пытаемся иcкоренить - зло! А родителям, кажется - дома сидит, под присмотром! Под присмотром чего?
Что делать? Понимаешь, что даже при всех волшебных предметных уроках на свете, нужно что-то еще, что заставит ребенка помимо учебной деятельности совершать какие-то хорошие поступки, искать живые пути общения, быть добрым к другим, контролировать себя.
Мне повезло в этом учебном году, я побывала на семинарах великих педагогов Шалвы Амонашвили и его сына Паата Амонашвили – где взяла много интересного в свои уроки и внеурочную деятельность.
Так, мне очень понравилась идея «упаковки цели», и тут же, еще сидя на семинаре, мне пришла в голову мысль упаковать главную цель в работе с моими нынешними первоклашками– воспитание!!! Уж, очень временами тяжелые и для меня непреодолимо сложные поведенческие ситуации случаются порою. Еще тяжелее думать: «А не Сизиф ли труд, мои беседы, беседы, беседы… Покивали, покраснели, пообещали… и снова все сначала». Даже если все четыре года держать их на коротком поводке, что потом?
Вот такая упаковка пришла мне в голову, и я решила поделиться ею и ее результатами с Вами, уважаемые коллеги, быть может, кому-то пригодится подобный опыт.
Обозначим проблему: плохое поведение, постоянное желание обидеть другого, нецензурные и обидные слова, неуважительное отношение к школьным предметам и т.п. Проблемам, подобных этим, всегда есть место в любом коллективе. Даже, если это всего один ребенок, необходимо ему помочь, потому как в современных условиях у него есть мы и дом с компьютерными играми и телефоном.
Итак, однажды утром придя в класс, мы замечаем, что у нас включен компьютер, повернута шея документ-камеры, что-то не так лежит, например наши Буквы-кормушки стоят не там, где мы их оставили. Кто-то был до нас? Спрашиваем у дежурного – нет, никого не видели… Странно… Но ничего не пропало.
Дети становятся внимательнее ко всем изменениям, начинают рассуждать, что произошло. У них появляется в глазах какая-то общая искра «расследования». Сработало!!!
На следующий день опять все повторяется, а у меня на столе оказывается раскрытая энциклопедия. Кто-то чем-то интересуется… Я недоумеваю вместе с детьми. Как-то раз на уроке даже судьбоносным «знаком» у нас в классе гаснет свет – странности продолжаются. Дети предполагают, что кто-то у нас есть невидимый, кто??? А главное, как его увидеть и подружиться???
- А у нас есть документ-камера!!! Давайте оставим ее включенной до завтра и может узнаем, кто здесь бывает!!!
Так и делаем.
На следующий день мы с нетерпением включаем запись. Целый день мы только и видим что пустую часть класса возле доски. Уже терпения не осталось:
-Наверное, зря все (((((
Уроки закончены, и пора домой, нехотя собираемся и вдруг слышим непонятный звук и:
Что тут было, слов не передать, крики, слезы радости и недоумения, безграничной веры и неверия (видео):
Дети звонят родителям (а на собрании перед этим родители были предупреждены и настроены):
- Мама, ты не поверишь…
- Я люблю эту школу, я люблю этот класс!!!

При этом окно для просмотра я сделала маленьким (подстраховалась, чтобы особо детали были не видны)

Кто-то осторожничал и забрался на стул, но подальше:

Мы все в таком воодушевлении:
- Ребята, давайте это станет нашей тайной, потому что наши гости вряд ли пока хотели бы, чтобы о них узнали. И если мы будем всем рассказывать, спугнем их, так и не подружившись.
Дети соглашаются. Договариваемся, что завтра подумаем, как же выйти с ними на связь.
А с утра меня «вызывают» к директору:
- Ребята, вы к доске не подходите, вдруг здесь есть что-то, что нельзя открывать, не зря же у нас каждый раз компьютер включен, наверное, там что-то есть, да и гостей явно заинтересовала доска…
Ухожу. Первый раз дети не смеют ослушаться и подойти к доске, но как хочется. Я надеюсь на детские любопытство и смелость. Помните наши дворовые «подвиги», пойти туда, куда ни в коем случае нельзя. Должно сработать!!!
Приходится еще раз «себя вызвать»:
- Ребята, в этот раз я дольше не приду, очень важный вопрос надо решить. Вы не будете шуметь? Иначе мне придется попросить другого учителя к вам прийти.
- Нет, нет, мы будем очень тихо.
Теперь им осталось только успеть и найти что-то загадочное. Конечно, они находят на рабочем столе файл со странным названием «ХХХХХХХХХХХХХХХ», открывают (узнают, что в ролике как раз так и открывалось), но видят каляки-маляки.
Спорят, чтобы это значило и приходят к мнению, что наши гости тоже хотят снами подружиться, уж очень все похоже на две протянутые руки.
Вхожу в класс, шепот, улыбки, первые несмелые попытки меня привести к посланию:
- А что это там за файл у нас на доске?... Смотрите, Мария Александровна, этого у нас не было…
И теперь не я их заставляю обратить внимание и сказать, что с нами хотят дружить, а они мне доказывают и объясняют странный рисунок.
Тогда я спрашиваю:
- А почему они сразу тогда не появились, а чего-то ждут, может их что-то в нас еще пугает, они осторожничают. Отчего?
Вот здесь дети выложат все свои «пороки» и «грехи»!!!
- Ну, тогда у нас нет надежды на контакт, - я с сожалением, пожимаю плечами.
- Нет, мы исправимся и будем стараться. С нами обязательно захотят выйти на контакт!!!
Я переспрашиваю самых «трудновоспитуемых»:
- Ты уверен, что сможешь выдержать без плохих слов? Тебя же они могут видеть везде - и на улице, и дома. Готов?
- А ты выдержишь – не обижать никого, не драться и постараешься ли подружиться?
Надо видеть глаза детей в этот момент, даже мне начало казаться, что все происходит на самом деле.
Дети тут же создают свои рисунки-послания, мы фотографируем их с помощью документ-камеры и помещаем в этот же загадочный файл:


И вот у нас все началось – наше общее дело за «быть достойными общения с инопланетянами».
Детям приходит в голову, что надо их научить нашим буквам, иначе как же мы будем оставлять друг другу послания? Так рождается проект – «Говорящая Азбука».
Обязательно надо делать добро и стараться не совершать ничего плохого.
Сложно… Очень сложно… Не всегда получается.
Но то, что когда-то мне казалось нереальным – наконец-то начинает где-то там появляться на горизонте. Мы уже другие и у нас многое поменялось. Все очень стало похоже на такую своеобразную пионерскую организацию . Теперь у нас есть свой «ШТАБ» и разведчики, которые уже прошли испытания на сообразительность, верность, выносливость и воспитанность. Есть свои законы и клятва.
(Посвящение в настоящие разведчики, торжественное обещание и салют. Вручение паспорта настоящего разведчика)
(Штаб № 1, где хранятся наборы с невидимыми чернилами и проявителем - спасибо большое за помощь Надежде Васильевне Орловой, нашему творческому учителю химии)

Совсем скоро у нас состоится первая попытка показать нашим гостям, что мы достойны. Мы подготовили для них «Говорящую азбуку», видео наших уроков – какие мы настоящие ученики, как должны вести себя и добывать знания ученики планеты Земля, отчет о наших хороших делах.
Так мы вырабатываем ПРИВЫЧКУ того хорошего, что должно быть в ребенке, ученике, друге. Конечно, мы не станем идеальными, но привычка – быть достойным – рано или поздно все равно даст свои плоды. А цветы в сердце уже распускаются.
P.S. Ценность такой работы еще и в том, что здесь задействованы мои бывшие ученики – они помогают в добром деле, сами создают костюм и предлагают идеи и становятся теми самыми гостями))) У нас придуманы все сценарии и отснято продолжение....
Съемка сделана с помощью документ-камеры, смонтирована и добавлены эффекты изменения цвета и размытия ( каждый пальчик дети пытаются найти, чтобы распознать «подделка» или нет), пусть все будет немножко непонятно!
  • Теги:
10866 4
Комментарии:
Здорово!!!
Будем ждать продолжения...
Мария Александровна, какая Вы выдумщица! Представляю, как дети были заинтригованы и мотивированы на соблюдение определённых правил. Конечно, проблема с поведением - это проблема на все времена. В моём классе, стараемся обсуждать с детьми плохое поведение и поступки, причины их проявления и последствия при знакомстве с литературными произведениями (В. Драгунский "Тайное становится явным", Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома" и т.д.)Тоже действует!
Юлия Николаевна,у меня еще с теми детьми книга Виктора Драгунского, как главное условие - настольная в каждой семье. И несомненный плюс учебника русского языка по УМК "Начальная школа 21 века" - почти каждый урок начинается с отрывков из рассказов Драгунского. Мало того, играя в разведчиков (а стать им может далеко не каждый, только тот, кто расшифровал все пароли и соответственно себя вел), я часто готовила им шифровки, где разгадкой пароля было предложение или слово,главная мысль именно из рассказов Виктора Драгунского. Например, рассказ "Друг детства", пароль - кем никогда не станет мальчик и почему? Сразу несколько зайцев убито - 100% доп. чтение, понимание, пропуск через личное осознание и стремление к цели ))))
Но все равно очень сложно, когда очень многое в ребенке не сеялось до школы.
Согласна, с последней фразой на все 100%! У меня нет игры в разведчиков)), поэтому привлекаю детей к чтению другим способом. Начиная с 1 класса предлагаю детям список книг для чтения в течение всего года. Таким образом, дети читают дополнительно одну и ту же книгу. В 1 классе иллюстрируют главы или отрывки, а начиная со 2 класса составляют по 2 вопроса к каждой прочитанной главе или отрывку. Урок чтения или русского языка начинаем с этих вопросов. Сразу становится ясно, кто внимательно читал, а кто нет. Такой вид работы очень подстёгивает ребят, так как никому не хочется отставать, каждому хочется задать свой вопрос, да ещё и такой, ответ на который вызовет затруднение.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.