Советы финского учителя белорусским чиновникам от образования.
Финская система школьного образования привлекла к себе внимание, когда в результате исследования PISA школьники показали высочайшие результаты.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) — тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах и умение применять знания на практике.
О том, что особенного в финской школе, Кари Лоухивуори говорит так: «Много времени для игр, короткие учебные дни, много перемен, мало домашних заданий и длинные каникулы. Это шутка только отчасти. Урок длится 45 минут, перемена 15 минут, есть перемены по 30 минут».
Все финские школы государственные. Есть четкое распределение жителей того или иного района по школам. И это в обществе воспринимается нормально — все школы равны, одинаково финансируются и городские, и сельские школы.
Дети с умственными ограничениями учатся в обычных школах. Такая инклюзивность успешна среди прочего потому, что в финских школах избегают сравнивать детей: «Мы положили конец стимулированию к учебе за счет конкуренции и каких-то цифр».
Все школы учатся по национальной программе и оцениваются по окончании каждого года обучения. В опросе по качеству участвуют и родители. Определяются десять областей, по которым школа показала себя хорошо, и десять, по которым требуется улучшение.
Все дети во всех школах Финляндии получают ежедневный бесплатный горячий обед.
Финляндия очень гордится своей системой государственных библиотек, поэтому в школах библиотеки тоже очень хорошие.
Главное в школе — учитель
«В основе школьной системы Финляндии — учитель. Все учителя имеют магистерскую степень, в учителя идут лучшие ученики. Профессия учителя престижная», — сказал Кари Лоухивуори.
«Во многих государствам забывают о важности работы учителя, — сказал Кари Лоухивуори. — В результате — низкие зарплаты у учителей, и профессия не является престижной. Сделать престижной профессию необходимо, надо дать достойную зарплату учителям, организовать хорошее университетское образование, национальное программное обучение, предоставлять максимальную автономию учителям. Надо забыть проверки, сравнительный анализ. Не мешайте учителям, пусть они работают».
А я приведу только примеры в ответ:
Пример первый: советское время, мой двоюродный брат приглашен на международную конференцию в Ленинград. После выступления его приглашают на работу в Бельгию, потом были другие страны, сейчас Канада. Более 25 лет успешной зарубежной карьеры.
Пример второй: постсоветское время, муж моей хорошей приятельницы приглашен на работу в Финляндию. Прошло больше 10 лет. Они так и живут там.
Вопрос: если у "них" такое отличное образование, то зачем "им" наши "мозги", а если у нас плохое классическое образование, то откуда берутся эти "мозги" для утечек?