Постулаты рекламируемой финской модели образования:
Все дети должны учиться, иметь равные возможности для получения качественного образования.
Школьное такси. Ребёнка могут возить в школу, даже если он живёт за 100 км. Бесплатно.
Внимание — каждому ребёнку. Финны очень подробно пишут, как должна действовать школа, если ребёнку нужна особенная помощь. Мы привыкли, что это дети-инвалиды. В Финляндии это понятие шире. Ведь помощь бывает нужна и ребёнку с хронической неуспеваемостью (либо долго не изучавшему какой-то предмет), и не знающему финский язык — сюжетов множество. Для каждого из них финская школа должна разработать свою образовательную программу. Предусмотрены отдельные программы даже для цыган, если они появятся в финской школе.
Интегрировать приезжих в страну через образование. Чтобы сделать их финскими гражданами. Этой установки финны придерживаются твёрдо.
Дисциплинарные меры похожи на те, что практикуются в российских школах. В качестве основной меры при неподобающем поведении ученика рассматриваются воспитательные беседы. В более «тяжёлой» сситуации хулигана могут оставить после уроков, выдать письменное предупреждение, в крайнем случае — отстранить от учёбы на некоторое время. Ученик, мешающий другим, может быть удалён из класса или даже из помещения школы. Правда, все эти дисциплинарные меры применяются, только если какой-то ребёнок своим поведением угрожает безопасности других детей. А вовсе не за то, что не выучил урок.
Не что изучать, а чему научиться. В Финляндии учителя свободны в выборе тем и произведений. Например, в разделе, описывающем предмет «Финский язык и литература», вы не увидите ни одного литературного произведения. Зато там будет перечислено, что дети должны делать и чему научиться: понимать и интерпретировать тексты разных стилей, различать жанры, описывать позиции главных героев, сравнивать их, аргументировать и т.д. Кстати, говорится там и о том, что учитель должен направлять учеников к творчеству и самовыражению, в том числе с помощью театральных постановок. Поощрять выражать собственное мнение, переживания, мысли. Помогать развивать навыки правописания, набора текста на компьютере и создания собственных текстов. В естественных науках главное — умение формулировать вопрос и строить самому план исследований.
Практические и творческие предметы обязательны для всех и преподаются до 9 класса. Музыка, ИЗО, физкультура, технология (обучение дерево- и металлообработке, прочим «мужским» ремёслам), домовдоство (труды для девочек) проводятся по 5 уроков неделю в 1-6 классе и по 6 уроков в неделю в 7-9 классах.
Домашнее задание на 20 минут. У финских учителей жёсткая установка: давать ребёнку такое домашнее задание, которое он может сделать за 20 минут. Если ученик за это время не справляется — следует разбор полётов на педсовете. Ведь очевидно: всё, что учитель не успел сделать на уроке, он задаёт детям на дом.
Наконец, финские стандарты написаны простым и понятным языком. Причём пишут их не чиновники, а сами учителя.
-Лучшие школы мира отказываются от предметов в расписании - learning world