Юбилей года 2017
"Рецепт успеха ученика прост: нужно
верить в ребенка
и при малейшей возможности давать ему
высказаться,
чтобы над ним не висел страх оценки,
страх отчуждения и осуждения.
А во-вторых, учителю нужно очень четко
все объяснять"
Виктор Фёдорович Шаталов
Виктор Фёдорович Шаталов - педагог-новатор,
заслуженный учитель Украинской ССР (1987 г.), народный учитель СССР (1990 г.). Участник Великой Отечественной войны.
Окончил Сталинский педагогический институт (1953 г.).
На педагогической работе в школе с 1951 г. С 1956 г. вёл экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ педагогики Украинской ССР (с 1973 г.) и Академии педагогических наук СССР (с 1985 г.).
С 1992 г. доцент Института последипломного образования в Донецке.
Разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы (с 1984 г. - 11-летней) оригинальную систему интенсивного обучения. В ней используются авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах (упрощающих процесс изложения - восприятия) и ориентированные на развитие творческого мышления школьников (принцип открытых перспектив), а также разнообразные нестандартные формы объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке (принцип систематической обратной связи), позволяющие отказаться от ученических дневников и классных журналов.
Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные "предложения", объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.
Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.
Традиционные экзамены заменены работами по "листам группового контроля" и т. н. релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.
Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, т.е. создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.
Широко используются игровые формы учебных занятий.
Многие находки Шаталова используются педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.
Система Шаталова позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 учебных часов в неделю. Она планируется так, что учащиеся сохраняют 2 свободных дня (в школе Шаталова - четверг и воскресенье). Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.
[JUSTIFY]
Педагогический стаж – 63 года. Из них 50 лет – исследования и эксперименты.
[/JUSTIFY]Издано более 50 книг, многие переведены на 17 языков.
Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена "Николая Чудотворца" за преумножение добра на Земле, ордена Дружбы (Указ Президента РФ от 19.11.2007 г.), лауреат премии Сороса, Почетный президент итальянской Ассоциации "Данте Алигьери".
В дни каникул проводит занятия в Москве.
Донецкий педагог-новатор творил невероятное. Уже первый экспериментальный класс в школе Шаталова (83017, Украина, г. Донецк, Бульвар Шевченко, д. 65, кв. 33) завершил изучение школьного курса на два года раньше программы, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из, казалось, безнадежных учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 64 кандидата наук, 12 докторов.
7 принципов системы Шаталова:
*Обучение на высоком уровне сложности.
*Бесконфликтность.
*Быстрое движение вперед.
*Открытые перспективы.
*Сверхмногократное повторение.
*Ведущая роль теоретических знаний.
*Гласность.
Шаталов Виктор Федорович - Суть методики - Учебники в 15 страниц -
Опорные сигналы -
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.