Блоги
Глушаков Иван 15.12.2014 13:32

Революция в образовании?

20131604111239.jpg

Как часто нам приходилось слышать что вот-вот она наступит? Впервые об этом заговорили в начале прошлого века, и это было связано с распространением радио. Наконец-то лекционную систему можно было бы усовершенствовать - убрать значительную часть учителей - оставить лишь голос диктора, вещающий прописные истины на всю страну.

Но нет, революции не случилось, радио не прижилось, и следующей заявки люди ждали почти пол века - до появления в ширпотребе телевизоров. Снова громкие возгласы: "образование стоит на пороге чего-то большого и вечного!". Безликий голос теперь дополнится грозным, и, вместе с тем, авторитетным взглядом учителя. А ему на помощь придет кинематограф, документальные кадры, разнообразная флора и фауна, научные открытия - от потенциальных возможностей кружилась голова!


Но нет! Революции не случилось, телевидение до сих пор служит лишь для развлечения и служб новостей.
Компьютеры, в отличие от телевизоров, казалось бы давали все что необходимо - персонализацию, возможность создавать, вычислять и запускать самые разнообразные приложения и все это, в необходимом обучаемому режиме и темпе.

Но нет! Революции не случилось, и хотя в отличие от телевизоров и радио в современных учебных заведениях компьютеры можно встретить сплошь и рядом, их число все еще ничтожно мало по сравнению с числом учащихся.
Что дальше? Дальше наступила эра когда все стали кричать об интернете! И действительно, эксабайты информации, обучающие курсы, аудио и видео, все доступно даже с обычных телефонов. Ребенок может проверить информацию быстрее, чем учитель запишет ее на доске. Тысячи обучающих роликов на видеопорталах, по школьной программе, по программам вуза... Онлайн университеты и разнообразные курсы - и все бесплатно.


Но нет! Интернет со всеми его возможностями лишь один из инструментов обучающегося, каким была все эти годы библиотека, а никакой революцией и не пахнет!
Пока все, что происходит в сфере обучения больше похоже на эволюционное развитие, где разные формы мутаций, так или иначе меняют облик самого процесса обучения. Идут века, а в центре обучения как и прежде стоит живой учитель, без доступа в интернет, компьютера или радио. Как и прежде его окружают ученики. Кажется что ничему не под силу изменить текущий ход вещей...
Возникает закономерный вопрос - почему? Почему обучение вместо того, чтобы испытать революционный скачок, предпочитает развиваться эволюционно? Что мешает, или чего еще не хватает?


Как Вы считаете почему? С чем это связано?
1856 9
Комментарии:
Наш богатый исторический опыт указывает на то, что всё, что происходит революционно ни к чему хорошему не приводит, а то что происходит эволюционно, даёт богатые плоды.
Зачем куда-то спешить?
Вспомните такой момент. Вы приходите на концерт классической музыки. Перед вами играют те самые произведения, которые слушая дома, при определённых условиях, вы можете выключить и заняться делом, которое оказывается наиболее актуальным на данный момент. Но в зале с вами происходит что-то совсем иное, "волшебное" и музыка проникает в вас до глубины души. То же самое происходит и на уроках. В идеале живой учитель, это та самая "душа", которая задевает на концертах. Не надо забывать, что ребёнку в первую очередь нужно живое общение, которого порой не хватает дома, и для того, чтобы ему правильно развиваться, необходимо иметь перед собой взрослого, на которого можно будет равняться и с которым можно советоваться.
Я за классическое воспитание, в котором на первом месте стоит авторитет учителя (не путать с авторитарностью), его мудрость и любовь.
А инструменты в виде использования радио, телевидения, компьютера, интернета, мультимедиа приложений, социальных сетей можно также приспособить для образования и дать возможность ребёнку развиваться гармонично и именно так, как это заложено природой.
Старая формула, но верная: "сначала революция должна произойти в головах". А у нас происходит плохо продуманное навязывание сверху. Потому образование активно или пассивно сопротивляется нововведениям, потому они так плохо и приживаются. Потому так и лихорадит образование на всех уровнях.
Хочется перефразируя И.-В.Гете ("Фауст") напомнить:

Где нет нутра, там не поможешь потом.
Цена таким усильям медный грош.

Вот уж, действительно, не поможешь ни потом, ни оборудованием, если теряется суть образования, в основе которого Ученик и Учитель. Живое, эмоциональное познание уходит на второй план перед отчетами по овладению очередными технологиями, компетенциями и т.п.

Лишь проповеди искренним полетом
Наставник в вере может быть хорош,

А веры-то как раз и не хватает - ни ученикам, ни их учителям.

Но без души и помыслов высоких
Живых путей от сердца к сердцу нет

Не буду утверждать, что это свойственно всей системе образования.
Но печальных примеров больее, чем достаточно.
А как же сама по себе научно-техническая революция? Смена парадигмы не всегда происходит безболезненно, но в большинстве случаев приносит плоды. Изобретение конвейера позволило наладить массовое производство. Создание парового двигателя позволило человеку перемещаться свободно по миру. И так далее... Почему таких прорывов не происходит в образовании? Понятно что эволюционно развиваться всегда проще - но в науке развитие почти всегда скачкообразно. В чем разница с образованием?
Если честно, я вообще не верю в революцию в образовании. Эволюция процесса образования индивида описана достаточно полно непопулярным сейчас классиком "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике...". А все наши нововведения вполне должны вписываться в золотое правило Яна Амоса Коменского. Вопрос о революции ТСО - не самый принципиальный для образования. Гораздо важнее не увлечься идеей конвейера для образования - вот где западня. Попадание в которую неизбежно влечет за собой "педагогический брак"
А я бы ещё обратила внимание на то, что мы работаем с живыми людьми, а не с техникой, поэтому скачкообразные изменения могли бы привести не очень к хорошим результатам.
Добрый вечер! Я с вами , коллега , согласна. Вряд ли в образовании будет революция.. пока работают интеллигентные люди, люди по призванию.
Не согласна с утверждением Светланы Викторовны. Думаю суть вопроса в том, почему в массовом порядке не происходит превращение количественных изменений в качественные (хотя, безусловно, есть примеры и отдельных школ, и отдельных педагогов). На мой взгляд, несколько причин. Талантливый педагог и продвинутый пользователь ПК, уверенно использующий современные средства обучения - не всегда одно и тоже. Чаще бывает перевес или в одну сторону, или в другую (не буду уточнять в каких случаях, каждый найдет свои примеры). Мы, педагоги, любим искать причины в себе. Но есть и внешние, не зависящие от нас. Здесь на первый план выступает падение интеллектуального уровня и учеников, и родителей, к сожалению … Порой бывает очень не просто:(
Верхи не могу, низы не хотят, а революция что-то не получается :)
Ольга Ренатовна, на мой взгляд, талантливый педагог непременно владеет ЭОР, поэтому он и талантливый, извините!!!
А как вам такое утверждение: педагог который сможет замотивировать учащегося (не суть важно при помощи ТСО или без них) эффективней, с точки зрения системы образования чем тот, кто владеет всеми аспектами современных технологий?

Обращаю внимание, что это не означает, что не надо совершенствовать свои навыки работы и компетентность в области ИТ, а означает что приоритет может лежать несколько в другой плоскости в которой все современные средства обучения - являются исключительно инструментами в руках ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ, а не панацеей от всех бед.

Понятно, что часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда у детей не просто отсутствует интерес, но еще и элементарная культура поведения в социуме. И в этой связи мы должны всегда помнить о том, что у учителя есть уникальный шанс, используя генетически заложенную в нас любознательность, заинтересовать ребенка своим предметом, показать всю красоту современной науки и, возможно, изменить этим его жизнь.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.