Конечно, развитие познавательных способностей происходит при использовании любой педагогической технологии, но автор КТО подробно обосновал комбинации заданий, использование которых эффективно для отработки познавательных способностей учеников.
Учителя-экспериментаторы начали свою работу с создания комбинаций познавательных заданий, эффективных в преподавании определенных предметов.
В последние годы приходилось делиться опытом на заседаниях методических объединений, тематических семинарах. И всякий раз озвучивалась просьба: "Покажите разработку когнитивного урока, чтобы было понятно КАК нужно его конструировать.
Предлагаю познакомиться со сценарием моего открытого урока, разработанного в рамках краевого семинара для учителей-экспериментаторов. Это итоговый вариант, прошедший экспертизу у руководителя эксперимента Бершадского М.Е. и апробированный в работе. В настоящее время Михаил Евгеньевич использует данный сценарий при проведении курсов повышения квалификации учителей.
Познакомиться с материалами экспериментальной деятельности можно на нашем сайте: . Теория размещена на авторском сайте М.Е. Бершадского: .
Тема: Отечественная война 1812 года
Учитель: Черенкова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания.
Урок № 4 по курсу «Истории России».
Класс: 8.
Тип урока: урок изучения декларативной информации.
Планируемые результаты:
1) Усвоение учащимися терминов, хронологии и фактографической информации по теме урока.
2) Развитие у учащихся умений и навыков:
- извлекать информацию из учебного текста, исторической карты, схемы Бородинского сражения;
- переструктурировать информацию (составление таблиц и схем на основе прочитанного текста параграфа и исторических документов, видеофрагмента, выполнение тезисного конспекта);
- прослеживать причинно-следственные связи между событиями;
- рассказывать (устно или письменно) об основных событиях Отечественной войны, выделяя оценочные суждения и факты (события);
- формулировать выводы.
3) Развитие у учащихся умения работать в группе в соответствии с установленными правилами поведения.
Способ формирования групп:
по результатам теста Амтхауэра экспериментальный класс был разделен на 3 группы:
низкий уровень: 5 учащихся;
средний уровень: 14 учащихся
высокий уровень: 5 учащихся
По результатам тестов Амтхауэра выявлено, что у учеников экспериментального 8а класса с низким когнитивным уровнем развития выявилась и низкая сформированность общеучебных умений.
На основании этого планируемые результаты для каждой группы учеников выделяются отдельно:
На высоком уровне когнитивной и общеучебной готовности:
- самостоятельно извлечь всю необходимую информацию (понятия, даты, персоналии, факты, суждения) из учебного текста, исторической карты, схемы Бородинского сражения, видеофрагмента;
- переструктурировать новую информацию в интеллект-карту или опорную схему;
- сформулировать вывод о причинах победы России в Отечественной войне 1812 года.
На среднем уровне когнитивной и общеучебной готовности:
- самостоятельно извлечь необходимую информацию (понятия, даты, фамилии полководцев) из учебного текста, исторической карты, схемы Бородинского сражения, видеофрагмента после необходимых пояснений учителя;
- самостоятельно переструктурировать новую информацию в таблицу.
- сформулировать вывод о роли полководцев в победе русской армии в войне.
На низком уровне когнитивной и общеучебной готовности:
- извлечь необходимую информацию (записать ответы на поставленные вопросы) по тексту учебника, готовым опорным схемам и консультирования учителя;
- усвоить понятия и термины (выявлять их признаки, выполнить задание);
- усвоить хронологию войны (определять порядок событий, выполнить задание).
- Сформулировать вывод о том, был ли победитель в Бородинском сражении.
Оборудование урока: учебная презентация, разноуровневые карточки-задания входной диагностики и первичного контроля, атласы с историческими картами, видеофрагмент «Отечественная война 1812 года», интерактивная доска.
Записи на доске:
|
Словарная работа: 1. Адъютант 2. Бюджет 3. Инфантерия 4. Ополчение 5. Флеши 6. Фураж | План изучения войны как исторического периода: 1. Участники войны. 2. Причины войны. 3. Повод к началу войны. 3. Соотношение сил и стратегические планы сторон 4. Основные события и даты. 5. Исторические личности, полководцы. 6. Итоги войны. | Домашнее задание: 1) Разработать маршрут экскурсии по местам боевых действий Отечественной войны 1812 г. с соблюдением хронологии. 2) Сообщения о Д.Давыдове, А.Фигнере, партизанском движении в период войны. |
Структура урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Входная диагностика, взаимопроверка результатов, необходимая коррекция (6 мин.)
3. Изучение новой информации:
а) Постановка проблемы, мотивация учащихся (формулирование основных вопросов изучаемой темы) (1 мин.)
б) просмотр учебного видеоролика – (10 мин.);
в) первичное усвоение информации (работа в парах и группах) (15 мин.)
г) словарная работа (индивидуальное задание 1 ученику на интерактивной доске)
4. Диагностика первичного усвоения новой информации;
А) проверка выполнения работы в группах и парах (6 ± 2 мин.);
Б) необходимая коррекция (повторение материала по опорным схемам) – (±2 мин)
5. Рефлексия (3 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.).
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места так, как мы определили на прошлом уроке и проверить, все ли вы приготовили к уроку.
2. Входная диагностика:
- На краю парт лежат карточки с заданиями. Прошу взять карточку № 1 (приложение 1) и выполнить задания, вписав ответы на карточке. На выполнение этого задания вам дается 5 минут.
(ученики выполняют задания по карточкам).
-А теперь проверим, что у вас получилось (слайд 1 – задание 1 озвучивает группа 1, задание 2 – группа 2, задание 3 – группа 3). Кто решил правильно все 3 задания? Кто выполнил правильно 2 задания? Кто решил одно задание? Кто не справился? В конце урока я прошу вложить эту карточку к тетрадь и сдать на проверку.
(ученики поднимают руку, учитель пересаживает нескольких учеников в другие группы)
- Давайте еще раз обратим внимание на свои ошибки и вспомним опорные схемы прошлого урока «Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг.» (слайд 2-4)
(ученики повторяют опорные схемы, выделяя пункты, в которых были допущены ошибки).
3. Изучение новой информации:
- На прошлом уроке мы пришли к выводу: Александр 1 хорошо понимал, что война между Россией и Францией неизбежна, открытым оставался лишь вопрос, когда именно она начнется и чем закончится. Тема сегодняшнего урока «Отечественная война 1812 года».
(ученики записывают тему в тетрадь).
А) Постановка проблемы: Ребята, войны как историческое явление имеют общие и особенные черты. На доске приведен знакомый вам примерный план изучения войн. Но война 1812 года имеет и особенные черты, которые мы должны выявить, изучив данную тему, почему эта война называется Отечественной?
(В течение урока учитель отмечает на доске вопросы, на которые были даны/не даны ответы).
Б) - Сейчас мы переходим к изучению новой информации. Сегодня материал урока вам будет представлен в виде учебного ролика (). По ходу объяснения диктора, прошу обращать внимание на карты № 1 и 2 в атласе и схему Бородинского сражения на цветной вкладке вашего учебника, можете делать необходимые записи в ваших тетрадях.
(ученики смотрят ролик, делают записи в тетради).
В) - Поскольку вопросов мы выявили много, материал объемный, то каждая группа будет работать над собственным заданием и затем представит результаты своей работы классу. Группы 1 и 3 работают своими командами. Пожалуйста, повторите правила работы в группе (карточка с правилами работы в группе и групповое задание находятся в розовых конвертах, слайд 5). Группа 2 разбита на пары, задания выполняет каждая пара отдельно, итоговые выводы формулирует вся группа. Организация работы на уроке понятна? Прошу обратить внимание на знакомые вам термины и понятия, указанные после параграфа, а также на экране (слайд 6).
- Я прошу взять карточку № 2 (приложение 3) и приступить к работе. Время на выполнение этого задания -15 минут.
Г) – Я приглашаю одного ученика из группы 1 к интерактивной доске для выполнения задания с терминами (приложение 2)
(может пользоваться учебником; правильно выполненное задание высвечивается на экране до окончания групповой и парной работы).
4. Диагностика первичного усвоения новой информации:
А) проверка выполнения работы в группах и парах.
- Время истекло. Проверяем выполнение задания (выступление групп):
? Группа 3: демонстрирует свою опорную схему (интеллект-карту), выполненную на ватмане или на ноутбуке (по желанию), называет причины победы России в войне 1812 г. и основные итоги и особенности войны: война была справедливой, освободительной – Отечественной, в ней участвовала не только армия, но и весь народ.
? Группа 2: называет важные события, сражения, в которых проявилось полководческое искусство, которые они зафиксировали в хронологической таблице. Делают вывод об особенностях войны.
? Группа 1: представляет информацию по Бородинскому сражению, делает вывод о том, что победителя в этой битве не было (слайды 10-11).
Б) необходимая коррекция (повторение материала по опорным схемам – демонстрируются на слайдах 7-9).
(Тетради с выполненными заданиями ученики сдают на проверку).
5. Рефлексия.
- Давайте еще раз обратим внимание на те вопросы, ответы на которые мы должны были найти на уроке. На какие вопросы мы уже ответили? На какие – не нашли ответа? Что было сложным? Что понравилось?
На следующем уроке мы продолжим изучение темы и узнаем, какой вклад в победу России внесли партизаны и простой народ и что произошло после разгрома французской армии и бегства Наполеона из России.
6. Домашнее задание. § 4, представьте себе, что вы должны провести экскурсию по местам, связанным с событиями Отечественной войны 1812 г. Составьте маршрут таким образом, чтобы у туристов сложилось представление о хронологическом порядке событий.
Индивидуальные творческие задания: сообщения о Д.Давыдове, А.Фигнере, партизанском движении.



Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.