Часто бываю на различных семинарах по внедрению и использованию в учебно-воспитательный процесс ИКТ в качестве и выступающего, и ведущего мастер-класса, и слушателя. И практически на каждом подобном мероприятии вольно и невольно поднимается вопрос об эффективности IT-технологий и интерактивных средств обучения. Чаще всего вопросы начинаются со слов: «А вот раньше…….когда не было всего этого разнообразия……когда научно-технический прогресс мирно спал………учили, и результаты были не хуже…….»
Да, я тоже себе часто задавала вопрос «А что дают ИКТ ученику и учителю?», собенно, когда в заголовке темы какого-нибудь семинара или конференции пафосно звучало: «Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся» (не скрою, на заре своей педагогической деятельности сама грешила такими темами семинаров и мастер-классов).
Можно долго говорить на эту тему, приводить массу аргументов «за» и «против», но вот, что я заметила.
Сейчас у меня 6-ой набор детей (т.е. было уже 5 выпусков детей, которых я учила по 4 года в начальной школе). За годы работы в школе накопилось немало методов и приёмов обучения. Самое сложное в 1 классе – это даже не научить читать (большинство детей до школы знают буквы и звуки, которые они обозначают и обучаются чтению довольно быстро), а научить писать, т.е. добиться того, чтобы первоклассники запомнили образы письменных букв. А это очень сложно ещё и потому, что если печатные строчные и заглавные в большинстве своем отличаются только размером (их образ (т.е. то, как они выглядят) одинаковый), то письменные строчная и заглавная буквы существенно отличаются друг от друга по внешнему виду.
Значит, первокласснику нужно запомнить и сопоставить 33х2 печатные буквы с 33х2 их письменными образами, т.е. держать в голове более 120 знаков!!! и быстро их сопоставлять. Нам, взрослым, кажется очень простым задание: «Спиши с печатного текста», а первокласснику нужно совершить сотни мыслительных операций, чтобы перевести печатный образ буквы в его письменный аналог, да ещё не перепутать заглавную и строчную буквы…
Чтобы помочь первоклассникам быстро и прочно овладеть графическим навыком письма, мы, учителя начальных классов, используем различные методические приёмы: это и обводка буквы по пунктирной линии или образцу, письмо по кальке, многократное прописывание одной буквы, это и множество дидактических игр «Найди букве пару», «Подбери шапочке шарфик», «Рассели буквы по домикам», и др.
На первый форзац тетради всем первоклассникам я всегда приклеивала карточку с изображением печатного и письменного русского алфавита («Забыл? Подсмотри…») И вроде бы все выучили и запомнили, но…… все равно, в начале учебного года второклассники при письме постоянно поднимали глаза и задумывались….я понимала: «Забыли, как писать какую-то букву». И тогда я снова приклеивала алфавит в тетрадь или брала в руки указку и показывала на большом плакате «Письменный алфавит», висящем над доской, забытый образ буквы.
Очень эффективным приёмом я считаю приём моделирования буквы из элементов. В русской (как и в любой другой) графике есть определённый набор элементов (составляющих частей), из которых можно составить любую письменную букву. Раньше мы вырезали элементы из бумаги или делали «буквы-гармошки» (на месте соединения элементов складывали листок бумаги в гармошку – учителя началки меня понимают). Работать с такими пособиями могли 1-2 человека, остальные наблюдали. И вот пришли в школу новые средства обучения. Именно возможности ПО интерактивной доски позволили мне размножить до бесконечности элементы букв за считанные секунды (утилита множественного клонирования) и уже практически все учащиеся получают возможность на уроке смоделировать букву. Об этом подробно я рассказывала в посте
К чему я веду этот долгий разговор? А к тому, с чего и начала… Как влияют на эффективность обучения «все эти интерактивные доски и т.п.»
Я заметила, что мои прошлогодние первоклассники, в этом году уже второклассники, ни разу не спросили у меня, как пишется та или иная буква. Да, есть такие, которые забыли некоторые буквы. Я это вижу, когда дети начинают списывать или писать под диктовку, и некоторые поднимают голову и смотрят на большой плакат над доской «Письменный алфавит», быстро сами находят букву и продолжают работу. Но таких ЕДИНИЦЫ!
И когда я стала анализировать почему так, то пришла к выводу, что приём моделирования букв, который я использовала систематически на каждом уроке обучения письма, может быть и помог ребятам быстро и прочно усвоить письменные буквы. А может быть и нет? Но я точно знаю, что все остальные виды работ, приёмы, методы, дидактические игры я использовала и раньше (с предыдущими классами), но именно моделирование букв из элементов с нынешним классом было системным и регулярным (чего не могу сказать о работе с прошлыми классами ), т.к. возможности интерактивной доски позволяли сделать это быстро и задействовать в процессе как можно больше учащихся.
Коллеги, а как думаете Вы? Поделитесь своим наблюдениями как новые (а может и не совсем новые) технологии и средства реально помогают и повышают уровень, качество, эффективность………..
В "Прописи" по сравнению с предыдущими изданиями появились дополнительные строчки, которые использую и для записи изученных букв под диктовку.
Елена, спасибо за идею моделирования букв на ИД.