По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.
Изменилась структура самого урока. Если раньше учитель говорил, что здесь надо делать так, а здесь так, это нужно запомнить, это выучить и т.п., то теперь учитель строит урок так, чтобы возникла проблема, которую учащиеся должны пытаться сами решить или выдвинуть различные варианты её решения. Конечно, это можно сделать с помощью традиционных средств обучения, но одним из условий реализации ФГОС является современное техническое оснащение учебного процесса (в частности, наличие в классе интерактивной доски).
И хотя у меня 4 класс, и мы ещё не работаем по ФГОС, но стараюсь быть на уроке не учителем-лектором, строю урок так, чтобы тема урока и новые знания прозвучали не напрямую из моих уст, а сами дети сформулировали их, проанализировали проблемную ситуацию, сделали выводы.
Очень помогает мне в этом последние 4 года………да, да, вы угадали…… интерактивная доска SMART Board, в частности, замечательная часть коллекции ПО SMART Notebook - редактируемые интерактивные средства (LAT 2.0). Использование коллекции LAT не только позволяет сократить время подготовки к уроку в несколько раз, но и помогает реализовывать идеи и принципы ФГОС.
Довольно теории, поясню на конкретном примере.
Недавно начали изучать, по моему глубокому убеждению, самую сложную тему для учащихся начальной школы «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов». Всем известен алгоритм:
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:
- Поставить его в начальную (неопределённую) форму.
- Посмотреть, на что оканчивается глагол, определить спряжение. (если на -ить, то II спряжения, все остальные – I спряжения).
- Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
Чтобы удостовериться в правильности выполнения этого задания, нажимаем кнопку «Проверка» и……….. обнаруживаем, что ошиблись.
Как это так?» - недоумевают дети. Ведь глагол «стелить» оканчивается на -ить, поэтому он должен быть II-го спряжения, а «вертеть», «терпеть» оканчиваются на -еть, их законное место в первом столбике.
Вот она – ПРОБЛЕМА. Начинаем рассуждать…. Выдвигается несколько гипотез (самая интересная – «сбой в компьютерной программе», которую начисто отметаю силой своего авторитета). Напоминаю детям, что русский язык – один из самых сложных и загадочных.
И вот звучит фраза, которую жду с нетерпением: «Наверное, это какое-то ИСКЛЮЧЕНИЕ из правила». Да-да-да!!! Мы на верном пути…
Потом будет знакомство с правилом в учебнике, упражнения и т.п.
Но дети быстро и прочно запомнят глаголы-исключения, т.к. САМИ сделали вывод, что они существуют и не подчиняются общему правилу.
«Велик и могуч русский язык…»
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.