Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
Берестов В.
Умение правильно и быстро выполнять арифметические действия являются главной составляющей математической культуры каждого человека.
Устный счет развивает память, быстроту реакции, вырабатывает умение сосредоточиться.
Устному счету уделял большое внимание известный русский деятель в области просвещения, доктор естественных наук, профессор Сергей Александрович Рачинский (1832-1902). Он написал ряд математических пособий. Наибольшую известность среди них приобрела книга «1001 задачи для счета в уме».
Всем известна картина Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет». На ней изображен С. А. Рачинский со своими учениками.
Устный счет - неотъемлемая часть в структуре урока математики. К устному счету должны привлекаться все ученики, но часто бывает так, что на том этапе работает лишь часть класса. Остальные же просто не успевают посчитать и их «не спрашивают».
С появлением в оснащении кабинетов школы интерактивных средств обучения и контроля знаний, интернета все учащиеся класса принимают участие в этапе устного счёта, а учитель имеет возможность проконтролировать уровень формирования этого навыка у всех учащихся класса в рамках одного урока.
Опишу формы и инструменты, которые использую на этапе устного счёта.
Систему опроса ActivExpression2 использую систематически при выполнении различных заданий «Вычисли…», решении задач, а также при выполнении математических диктантов (на слух или при чтении с доски). Пульты ActivExpression2 можно использовать с заранее подготовленным файлом (готовлю сама или скачиваю материалы коллег в
Можно использовать ActivExpression2 в режиме экспресс-опроса, использую ресурсы для устного счёта, созданные в других программных средах, например презентации в PowerPoint. Так, на одном из уроков попросила ребят выполнить вычисления в математической цепочке (записать в тетради промежуточные результаты), а ответ набрать на пульте.
Так как котёнок должен был получить большую математическую сардельку, то ребята захотели не только написать результаты вычислений, но и нарисовать этот гастрономический продукт. Каких только разнообразных по форме, размеру, цвету сарделек не появилось в тетрадях ребят! Но ЭТА поразила меня больше всего!!! (Хотя чему удивляться? Наши дети смотрят телевизор и рекламу в том числе...)
Приведу ещё примеры использования функции экспресс-опроса системы ActivExpression2.
"Вычисли"
"Назови следующее число в ряду"
"Математический диктант"
На этапе устного счёта помогает и документ-камера. Например, при проверке выполненного задания. Тетрадь одного из учеников кладу под объектив документ-камеры, ребята выполняют самопроверку.
Устно считать с документ-камерой можно и используя учебник. Стоит лишь положить его под объектив и можно писать электронными чернилами в учебнике!
Записав промежуточные результаты математической цепочки, даю задание: каждое число уменьшить в 10 раз.
Математический диктант в системе устного счёта занимает одно из главных мест. Инструменты для его проведения тоже разные. Об использовании системы опроса ActivExpression2 я писала чуть выше. Также используем традиционные инструменты (бумага, ручка) и не менее традиционную форму проведения: восприятие на слух. Записываем ответы в специальные бланки. Затем самопроверка или проверка в парах (зелёной ручкой).
Математические раскраски - это тоже устный счёт!
Но при всем разнообразии форм проведения устного счёта бывает и такое...
Я читала, есть такое существо, у которого организм начинает поедать мозг, если существо им не пользуется. Ой, может мозг поедает организм от безделья...
А может это существо - человек?