Я вам песенку спою про пять минут,
Эту песенку мою пускай поют,
Пусть летит она по свету,
Я дарю вам песню эту,
Эту песенку про пять минут.
Слова В. Лившица, музыка А. Лепина
Из кинофильма «Карнавальная ночь»
Признаюсь честно, люблю я читать ссылки и комментарии к ним, размещённые в соцсетях, касающиеся образования. Сама часто комментирую их, высказываю своё мнение, задаю вопросы.
Недавно в
В частности, в
Цитирую:
"24. Пункт 10.18. после таблицы 5 дополнить абзацем в редакции:
…Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не рекомендуется использовать на одном уроке два и более вида электронных средств обучения"
(цветом выделила ту часть информации, которая касается начальной школы, так как эти стоки волнуют меня более всего в силу специфики моей профессиональной деятельности).
Для информации привожу
Обращаю внимание на то, что как в СанПиНах, принятых в 2010 г., так и в Проекте изменений 2015 г. перед фразой «продолжительность работы с…» стоит слово «НЕПРЕРЫВНАЯ», которую я всегда трактую так: поработали 5 минут, отдохнули/переключились на другой вид деятельности и можно ещё 5 минут работать с ИД.
Тем не менее, решила все же провести эксперименты, используя ИД на различных этапах урока, под девизом: «Пять минут, пять минут – это много или мало?» и посмотреть, что реально можно успеть сделать на ИД, работая на ней суммарно не более 5 минут на уроке.
Напомню, у меня 3 класс.
1 урок. Русский язык. Тема: «Части речи. Повторение изученного».
Вспомнили какие части речи изучали, по каким признакам их можно отличить друг от друга (на какие вопросы отвечают, что обозначают, какую роль в предложении выполняют).
Начинаем выполнять задание на ИД. Время начала выполнения 09.04.14.
Слов немного, всего 9, но 9 человек выходили к ИД, перемещали слово в нужную корзину, попутно доказывая, почему место этого слова в этой корзине.
Закончили выполнять задание, мой инструмент для фотографирования (смартфон) зафиксировал время – 09.05.35. Мы использовали чуть меньше 1,5 минут!
Выключила экран, попросила ребят устно привести примеры слов, которые могли бы «лететь» в корзинах, обозначающих различные части речи (смена вида деятельности).
Затем записываем предложение под мою диктовку в тетрадях, самостоятельно определяем и подписываем части речи в этом предложении. Проверить выполнение этого задания можно различными способами:
1.Одну из тетрадей положить под документ-камеру, изображение вывести на экран, учащиеся сравнивают и проверяют эту работу и свою.
2.Учащиеся устно называют слово и его принадлежность к той или иной части речи.
3.… (думаю, коллеги назовут ещё 2-3 способа проверки).
Я выбираю 4 способ (проверка с помощью ИД, тем более осталось ещё 3,5 минуты, «разрешённых» для работы на этом инструменте).
Предложение было взято мной из набора заданий к повторяемой нами теме в электронном приложении к учебнику «Русский язык. 3 класс» (автор Канакина, Горецкий) специально, чтобы можно было работать с ним на ИД. В предложении 6 слов, поэтому ещё 6 человек вышли к ИД. Время начала проверки 09.12.09, закончили в 09.13.54. Затрачено чуть больше 1,5 минут.
Итого 3 минуты (да ещё и с перерывом)! Оставшиеся 2 минуты из 5 «возможных» мне не понадобились.
2 урок. Математика. Тема «Письменные приёмы деления трёхзначного числа на однозначное»
На этапе устного счёта выполнили задание на Интерактивной доске из созданного мной ресурса
Время затраченное на выполнение этого задания – почти 4 минуты! ИД выключаю, продолжаем устный счёт по заданиям на полях учебника.
Так как урок по теме первый, ребятам нужно показать, как правильно записывается пример на деление в столбик, без линованной доски не обойтись. В кабинете нет такой доски, поэтому снова включаю ИД, открываю страницу с разлиновкой в клетку, показываю алгоритм записи примера. Время – чуть менее 1 минуты.
Суммарно 5 минут использованы, выключаю ИД, продолжаем работать по учебнику устно (в учебнике тоже показана запись примера на деления в столбик), затем приходится снова включить ИД, чтобы кто-то из ребят решил первый пример из упражнений для тренировки и закрепления на разлинованной в клетку поверхности (на решение с объяснением двух примеров затратили 2,5 минуты).
Затем продолжаем решать примеры на деление в столбик на нелинованной маркерной доске.
Итог: на математике время использования ИД - 7,5 минут.
3 урок. Окружающий мир. Используем ИД и систему опроса и тестирования ActivExpression2 для проверки домашнего задания по теме «Страны в центре Европы».
Использую ресурс
Время, затраченное на опрос: 5,5 минут + 1 минута на объявление оценок = 6,5 минут…
4 урок. Физкультура. «Обошлось» без использования ИД и других электронных средств обучения.
Итоги и выводы импровизированного эксперимента:
1.Время использования ИД:
(русский язык – 3 минуты; математика – 7,5 минут, окружающий мир – 6,5 минут) – требования СанПиН не выполнены.
2.Суммарное время использования ИД за учебный день – 17 минут (можно до 30 минут) – требования СанПиН выполнены!
3.На одном уроке использовались два электронных средства обучения (на окружающем мире - ИД и система опроса) – требования СанПин не выполнены.
Вспомнились слова героя «Бриллиантовой руки» Семена Горбункова: «А у вас есть такой же, только с перламутровыми пуговицами? Будем искать...»
Да, да. Будем искать другие формы и приёмы использования ИД, чтобы и СанПиН соблюсти и овцы целы….
Пять минут, пять минут -
Разобраться если строго,
Даже в эти пять минут
Можно сделать очень много!
слова В. Лившица, музыка А. Лепина
из кинофильма «Карнавальная ночь»
Спасибо за такой подробный пост! Многим учителям будет полезен Ваш опыт.
С уважением, Полушкина Г.Ф.
Спасибо, будем стараться все соблюдать!