«А оно ВАМ нужно?» или как доказать администрации школы, что «оно НАМ нужно!»
Продолжаю получать письма коллег с идеями, пожеланиями, вопросами об использовании интерактивных средств обучения.
Цитата из недавнего письма:
«Уважаемая Елена! Смотрела запись конференции Polymedia про новые технологии. Мне очень понравились ваши презентации по интерактивному столу (видимо, запись нашего с Юлией Понятовской Мастер-класса "Интерактивныйстол в практике учителей начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО. Как,зачем, почему?", проведённого в рамках VI Международной педагогической научно-практической конференции "Полимедийные технологии - инструмент педагога XXI века" (8-9 июня 2014 г., г. Тверь) – прим. автора). У нас в районе нет ни одного такого инструмента, но меня он очень интересует. Спасибо Вам за Ваш труд!»
Да, прекрасно понимаю желания и чаяния своих коллег-педагогов. Мы смотрим, читаем, посещаем семинары, конференции, вебинары, на которых знакомимся с новинками методической литературы, технических средств обучения. Но часто, зная об инструментах, понимая их методическую ценность, мы, учителя, не имеем возможности использовать их в своей педагогической деятельности, так как их просто у нас нет, и неизвестно появятся ли они в моём/наших кабинетах.
Как же получить в пользование оборудование для кабинета? Есть много разных способов. Например, участие в Конкурсах (где можно в качестве приза получить оборудование и программное обеспечение).
А можно просить администрацию образовательного учреждения приобрести тот или иной инструмент. Естественно, свои просьбы нужно подкреплять, говоря "профессиональным языком", доказательной базой – привести примеры из практики и опыта своих учителей-коллег, обосновать целесообразность приобретения того или иного оборудования.
Уж коли речь зашла об интерактивном столе, то сегодняшним постом я хочу помочь своим коллегам-учителям доказать администрации школы, что «оно нам нужно»…
В своём блоге я опубликовала много постов, видео и фоторепортажей с рабочих уроков, на которых ребята работают с различными инструментами, в том числе и с интерактивным столом.
Сегодня обобщу опыт использования лишь одного из заданий, входящего в большой список специального контента программного обеспечения интерактивного стола Promehtean ActivTable
Цель задания «Эквивалентные выражения»: создание условий для совершенствования предметных знаний и умений, формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, умений работать в группе и выстраивать общение со сверстниками для решения учебной задачи.
Планируемые результаты
– принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
– развивать коммуникативные умения и умения работать в сотрудничестве при совместной работе над цифровым продуктом;
– предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ;
– выделять критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
– осуществлять само и взаимопроверку работ, взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
– корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе:
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
– оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха;
– адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем, проявлять способность к адекватной самооценке.
Особенность проведения коллективной работы обучающихся
Задание-шаблон «Эквивалентные выражения» позволяет группе обучающихся совершенствовать свои предметные знания, выполняя тренировочные упражнения на карточках, наполненных учебным контентом, соответствующим теме текущего урока.
Участники группы знакомятся с инструкцией (алгоритмом), обсуждают план и ход выполнения задания, определяют критерии оценки выполненной работы; активируют инструмент ”Клавиатура”, заполняют карточки в соответствии с заданием, данным в инструкции. Обучающиеся оценивают свою работу и работу товарищей в соответствии с ранее разработанными критериями.
Рекомендации по организации деятельности обучающихся
1) Участники группы знакомятся с инструкцией, обсуждают план и ход выполнения задания, определяют критерии оценки выполненной работы.
Учитель поясняет инструкцию, если это необходимо, помогает определить критерии оценивания результата совместной деятельности.
Примерные критерии (т.к. дети могут предложить свой вариант):
- работали быстро, все действия были согласованы;
- выполнили самопроверку и взаимопроверку;
- не допустили ошибок при выполнении задания.
2) У каждого участника группы есть набор инструментов:
· справка, рабочая панель, калькулятор, корзина, вопросы и ответы, клавиатура, отправить учителю, обновить, выход.
Дети активируют инструмент ”Клавиатура”, размещаются в своей рабочей зоне и приступают к работе.
3) Каждый участник группы работает со своим набором карточек.
На каждой карточке 2 поля. В левом поле содержится текст (математическое выражение, словарное слово с пропущенной буквой, словосочетание, слово, относящееся к одной из частей речи и т.п.). В правом поле текстовый блок, в который можно добавлять текстовое сообщение, набранное с помощью инструмента “Клавиатура”. Например, значение математического выражения, буква, пропущенная в словарном слове, падеж имени существительного в словосочетании, непостоянные признаки различных частей речи и т.п.
4) На следующем этапе работы дети выполняют самопроверку в соответствии с ранее определёнными критериями и перемещают заполненные карточки в центр стола, где расположено изображение корзины.
Учитель наблюдает, советует, отвечает на вопросы детей, оказывает техпомощь (помогает работать с инструментами), следит за соблюдением временного регламента.
5) На этапе взаимопроверки дети самоорганизуются в пары/группы и проверяют карточки друг друга в соответствии с ранее определёнными критериями.
Учитель наблюдает, советует, отвечает на вопросы детей, оказывает, следит за соблюдением временного регламента.
6) В ходе итогового обсуждения происходит самооценивание работы группы.
Дополнительно можно предлагать обучающимся различные вопросы и задания для индивидуального выполнения и последующего оценивания правильности выполнения учителем. Эти вопросы отображаются с помощью инструмента “Вопрос-ответ”, варианты ответов дети набирают с помощью клавиатуры и добавляют на свободное поле рядом с вопросом. Результаты контрольных вопросов (заданий) можно сохранить для проверки, используя инструмент “Отправить учителю”.
Как это задание можно встроить в учебный процесс - при изучении .. темы, на уроках (предмет)?
Задание “Эквивалентые выражения” можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, математики и во внеурочной деятельности.
Задание первоначально разработано для уроков математики, но при необходимости его можно легко отредатировать и наполнить содержанием, относящимся к любому учебному предмету. Это настолько просто и удобно, что дети могут самостоятельно редактировать и создавать новые задания друг для друга.
Для создания различных вариантов задания используется шаблон “Equivalent Expressions Template”.
В режиме редактирования можно дать новое название для упражнения, краткий комментарий по его содержанию, разместить инструкцию, которую обучающиеся будут видеть в режиме “Справка”. Редактировать можно изображения 16-ти карточек и контейнера для сбора готовых заданий, фоновое изображение, текстовое наполнение карточек. В разделе “Вопросы и ответы” можно создавать контрольные вопросы для проверки теоретических знаний.
Советы по организации учебного процесса
Организация групповой работы на уроке является основной формой при реализации системно-деятельностного подхода. В то время, когда одна группа работает над заданием на интерактивном столе ActivTable, остальные группы обучающихся могут выполнять аналогичные задания по теме урока, (различые виды тренажёров, упражнения и т.п.), а также задания, разработанные и предложенные учителем, в том числе с использованием персональных мобильных устройств, интерактивной доски и др.
Отзыв о проведении занятий в урочное или во внеурочное время с использованием.
“Прохождение сложных тем школьной программы может быть увлекательным и интересным, если классная комната превращается в лабораторию совместной деятельности с использованием ActivTable и других интерактивных средств обучения. Конечно, детям очень нравятся такие уроки сотрудничества. Я же отметила, что ребята активно работают, помогают друг другу, при необходимости учат друг друга. Ребята погружаются в деятельность, где они выступают в роли активных субъектов, а педагог — в роли организатора коммуникации. Кроме того, в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, реализуются средствами ИКТ. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», позиция педагога по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества”.
“Урок русского языка во 2 классе. Тема урока «Заглавная буква в именах собственных» (второй урок по теме данного раздела).
На уроке обучающиеся делятся на группы: одна группа работает на интерактивном столе, вторая – на интерактивной доске, третья с учебником и тетрадью.
В группе, работающей на столе, ребята выбрали двух консультантов: один технический (наиболее хорошо владеющий инструментами ПО стола) и один - советчик (так ребята назвали того, кто, по их мнению, может помочь или подсказать, если не знаешь как писать).
При выполнении задания на ActivTable требовалось не только правильно определить какую букву (заглавную или строчную) писать в словах, но и правильно ее напечатать, т.е. ученик должен владеть навыком клавиатурного набора (письма). После того как все карточки были заполнены и «положены» в корзину, ребята «разложили» их, стали проверять. Оказалось 2 ошибки: конь орлик, лучший Кузнец. Есть возможность исправить: «достать» из окошка «неправильную» букву, положить ее в «Корзину», напечатать правильную букву.
Затем нужно было выполнить дополнительное задание на ActivTable. Активировав инструмент «Вопросы и ответы», ребята получили различные задания по теме урока: «Записать три женских имени», «Записать три названия города», «Записать кличку кота», «Записать три названия Планет» и т.п. При выполнении этих упражнений снова понадобился навык клавиатурного письма.
Возникает естественный вопрос: «А что же делали остальные обучающиеся?». Вторая группа работала у интерактивной доски. Так как ИД в кабинете однопользовательская, то дети по очереди, объясняя друг другу, выбирали букву и перемещали ее на место пропуска. Третья группа корпела над индивидуальными заданиями на карточках и упражнением из учебника”.
“Сегодня в классе сложилась ситуация, когда дети просто отобрали у меня инициативу при подготовке к уроку и проведении одного из его этапов. Наблюдая за всем происходящим со стороны, пришла к выводу: вот он ФГОС в действии – дети сами создают учебный контент, работают с ним, проверяют, оценивают свою работу и работу друг друга.
На компьютере дома создала упражнение, которое должно помочь детям в игровой форме повторить словарные слова за 3 класс и проверить себя. Сохранила его на флешку и на перемене перенесла на интерактивный стол. Но, произошёл какой-то сбой и некоторые слова не сохранились, пришлось корректировать упражнение уже на столе. Нет худа без добра!
Как обычно, дети собрались вокруг меня и потихоньку стали оттеснять назад, уговаривая, дать им сделать это самим. Устоять под таким натиском, я, естественно, не смогла, но сразу озвучила условие: каждый вспомнит по одному словарному слову, в котором допустил ошибку в последнем диктанте и наберёт его, оставив на месте орфограммы «окошко». Работа закипела! Набирали самостоятельно, подсказывали, помогали друг другу, исправляли ошибки. Буквально через несколько минут задание было готово.
Начался урок. Те дети, которые создавали учебный контент, сели за парты, чтобы вместе с остальными записать словарные слова, данные на доске с «окошками» в своих тетрадях и выполнить взаимопроверку. А шестеро счастливчиков вышли работать к столу.
Достаточно быстро выбрали необходимый инструмент в панели инструментов. Для удобства уменьшили размер клавиатуры, разместились в своей рабочей зоне. Очень удобно оказалось, что таблички со словами были распределены поровну на шестерых. Каждый работал со своим набором карточек: набирал на клавиатуре нужную букву и размещал её в текстовой зоне на карточке, затем передавал по кругу заполненную карточку для проверки. Проверяющий перемещал карточку в корзину на середине стола. После того, как все задания были выполнены, лишние буквы, которые были набраны случайно, удалили.
Уже после урока я смогла отследить, как работали дети, так как программа сохранила предложила сохранить статистический документ в формате PDF и скопировать его на флешку.
Все справились с заданием великолепно, потому что были замотивированы, работали в условиях, когда дети учат детей”.
Спасибо, Елена , за поддержку, но у всех разные возможности. Конкурс - это хорошо! Но для этого нужен какой -то старт, а у многих его нет. За вас я, очень рада. у вас действительно есть технические условия для работы. Завидую по - доброму! У вас есть интерактивный стол и многое другое, а у меня нет даже обычной интерактивной доски....
Спасибо за интересный материал, а что делать если ситуация в корне против положенная. Администрация посещает семинары, закупила столы, доски интерактивные, организовала внутри учреждения обучение и .... Результата нет! Только 15% из числа всех педагога используют оборудование.
"Администрация посещает семинары..." Так может вся проблема как раз в этом?! Нужно, чтобы помимо администрации семинары и конференции посещали учителя, чтобы они слушали и смотрели, чтобы глаза гореть начинали...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.