
2025 год уже идет широкими шагами.
Вчера получил уже традиционное для меня письмо-приглашение от оргкомитета проекта "Моя страна - моя Россия", и я уже заполнил заявку на эксперта конкурса.
Буду оценивать проекты. Проекты студентов, проекты взрослых, проекты от организаций.
Многолетняя работа в образовании не раз сталкивала с проектами, которые реализовывал сам, проектами, над которыми работали мои ученики, а также проектами взрослых и детей на оценку в рамках участия в конкурсах. А еще не раз выступал на курсах ПК, делясь опытом того, какая ведется деятельность со своими обучающимися по формированию навыков работы над проектами.
Проектная работа — отличный способ развивать критическое мышление и творчество учащихся. Но как выбрать тему, которая не только соответствует программе, но и захватит внимание учеников? В этой статье я собрал простые стратегии, которые помогут найти идею, которая превратит проект в увлекательное исследование, а не в рутинную задачу.
Предлагаю проверенные методы, которые свяжут тему с интересами детей, сделают её доступной и, самое главное, — вселят уверенность, что работа будет выполнена с энтузиазмом от начала до конца!
1. Начните с вопроса: «Что их волнует?»
Думаю никто не станет спорить с тем, что ученики будут вовлечены, если тема близка их жизни. Современные ученики вовлечены и очень инициативны в тех делах, которые связаны с цифровыми навыками .
Примеры:
- Для младших классов: «Как создать простое приложение для учёта домашних животных?» (с использованием базовых блоков программирования).
- Для старшеклассников: «Как анализировать данные соцсетей с помощью Python?» или «Какие алгоритмы помогают в решении школьных задач?».
2. Связывайте тему с их интересами
Ученики любят проекты, которые связаны с их хобби или мечтами, любят технологии, а также не очень математику.
Примеры:
- Если ученики любят игры — проект «Создание простой игры на Scratch/Python».
- Для тех, кто увлекается космосом — «Моделирование траекторий спутников через математические формулы».
- Для фанатов киберспорта — «Анализ статистики игроков с помощью Excel или Pandas».
Ученики охотнее работают над тем, что можно «применить» или «показать». Поэтому результат должен быть видимым и применимым.
Примеры:
- Проект-эксперимент: «Как сделать из "мусора" полезные вещи?» (с последующей выставкой).
- Проект-программа: «Разработка чат-бота для помощи в учёбе по математике».
- Социальный проект: «Создание веб-сайта с решением задач по алгебре для одноклассников».
- Эксперимент: «Анализ данных о климатических изменениях через математические модели».
Конкретные задачи вместо общих тем: сложные темы пугают, а потому лучше выбрать что-то конкретное, но с возможностью расширения. Расширение удобно в проектах, над которыми работают разновозрастные участники.
Примеры:
- Вместо «Исследование космоса» — «Как живут астронавты на МКС?».
- Вместо «Исследование программирования» — «Как создать простую игру «Змейка» на Python?».
- Вместо «Математика в жизни» — «Как рассчитать площадь земельного участка с помощью геометрии?».
- Вместо «Базы данных» — «Проектирование базы данных для школьной библиотеки в Access (Excel, инструментами Python и SQLiteStudio)».
5. Пусть ученики помогут выбрать!
Предложите 3-5 вариантов тем и проголосуйте.
Примеры голосования:
- Тема 1: «Создание мобильного приложения для решения уравнений».
- Тема 2: «Анализ алгоритмов сортировки через визуализацию».
- Тема 3: «Моделирование трафика в городе с помощью математических моделей».
6. Проверьте: «Этот проект — не моя работа»
Убедитесь, что тема:
- Не требует сложных и/или специальных знаний (или вы готовы их дать, например, базы Python для старшеклассников).
- Доступна по времени и реализуема за 1-2 недели (например, не занимает 2 месяца; можно за 2 недели создать веб-страницы на HTML/CSS, но будет невозможно успеть за такой же срок сделать сайт на фреймворке Django).
- Есть ресурсы (например, доступ к программам, учебным материалам, экспертам, бюджет).
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.