Обмен опытом: Организация научно - исследовательской деятельности в начальной школе
Обмен опытом: организация научно – исследовательской деятельности в начальной школе
Быкова Надежда Валерьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»
Дети по своей сути исследователи. Они с самого рождения изучают окружающий мир, наблюдая, анализируя. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача педагога развить природную любознательность детей.
Часто можно услышать, что настоящее исследование с детьми начальной школы провести невозможно. Я в корне не согласна с такими высказываниями. Проектно-исследовательская деятельность не просто возможна, а необходима. Огромную роль сыграла детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в различных системах обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Разберёмся с терминологией. В чём отличие между исследованием и проектом?
А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления». Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Проектный предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния)
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
· развитие познавательных умений и навыков учащихся;
· умение ориентироваться в информационном пространстве;
· умение самостоятельно конструировать свои знания;
· умение интегрировать знания из различных областей наук;
· умение критически мыслить.
Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это лабораторные работы, выступления, доклады, дневники наблюдения и многое другое.
Я начинаю научно – исследовательскую деятельность с первых дней первого класса, а иногда и в субботней школе. Для определения темы исследования стараюсь «прислушиваться» к интересам учащихся. Так, например, в этом учебном году мы с Максимом С., который любит с бабушкой заниматься садоводством, изучили влияние условий на развитие и рост растения. В конце 1 четверти Максим рассказал о результатах исследования одноклассникам (Приложение 1)
Творческие проекты могут не иметь проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Структура проекта только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Мы с ребятами оформляем стенгазеты, создаём праздничные программы. В конце 2014 – 2015 года с Машей Б. мы создали литературный календарь.
Кроме этого провожу с детьми коллективные исследования, уроки – проекты, во время которых дети учатся исследованию, проходят все этапы этой деятельности, учатся в коллективной работе.
И исследования, и проекты предоставляют ребенку возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема).
На протяжении 7 лет я являюсь руководителем Малого научного общества. За эти годы нами было создано множество научно -исследовательских и проектных работ: «Крестьянская уральская усадьба» (с макетом усадьбы), «ЛЕГО – развивающая игра», «А чистый ли снег?», «Книга памяти» (коллективный проект для начальной школы), «Анализ чистоты атмосферного воздуха» (Приложение 2, Приложение 3)
Защищая свои работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников, а также старших товарищей, видят критерии оценки работ – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
Спасибо, интересно, только хотелось, чтобы если Вы за основу своей статьи берете материал других авторов, то, будьте добры, указывать ссылки. например: http://goo.gl/jzPxD6 и http://goo.gl/4RM4iJ. Успехов Вам!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.