Лето! Отпуск! Каникулы! От этих слов так и веет теплом, отдыхом, новыми впечатлениями, которые дают заряд энергии перед очередным учебным годом. Есть различные варианты проведения летнего отдыха. Кто-то осваивает российские и зарубежные курорты, кто-то копается в огородных грядках и находит удовольствие в выращивании фруктов и овощей и их последующем употреблении. Есть люди, которым удается совмещать первый и второй виды отдыха. А я, вместе со своими учениками, второй год подряд участвую в межрегиональной экологической экспедиции школьников России, которая на этот раз проходила в Псковской области.
Ранее местом проведения экспедиции становились самые разные уголки России, обладающие природно-климатическим своеобразием. Байкал, Печора, Южный Урал, Приазовье, Удмуртия и Адыгея, Пятигорск – вот неполный список мест предыдущих экспедиций. Лагерь тринадцатой по счету экспедиции раскинулся на берегу Псковского озера, на территории детского оздоровительного лагеря имени Германа Титова. Участниками экспедиции стали около 200 человек, представляющих 23 региона России и Республику Болгария. Руководители делегаций – учителя, победители и лауреаты конкурса «Учитель года» разных лет, привезли с собой не только группу учащихся, но и исследовательскую программу, рассчитанную на работу в полевых условиях.
Дети – участники экспедиции были разбиты на 12 рабочих групп. Ежедневно каждая группа детей работала в творческой мастерской какого-либо учителя и таким образом на практике знакомилась с его методикой проведения исследований. Тематика мастерских была самой разнообразной: исследование почв, изучение минеральных ресурсов, полевая орнитология, радиационный мониторинг, изучение экологии лишайников и так далее.
Я проводил мастерскую по использованию мобильной цифровой лаборатории PASCO в полевых условиях. Вначале занятия я объяснял принцип работы цифровой лаборатории, показывал различные варианты соединения оборудования, знакомил с программой SPАRKvue, а затем мы проводили измерения, анализировали результаты, делали выводы. Для приобретения первоначального опыта работы с лабораторией я предлагал ребятам выполнить работу, которую подготовил заранее. Так как у меня была возможность использовать два комплекта оборудования, то ребята делились на две группы, одна из которых работала с регистратором данных SPARK SLS, а вторая с AirLink2, который соединялся с iPad, или с ноутбуком, если вдруг iPad начинал «капризничать», что пару раз случалось.
Первую работу мы проводили, используя датчики температуры. Одна группа измеряла температуру в разных местах нашего лагеря – в палатках, под деревьями, на открытых местах, а другая зависимость изменения температуры в разных частях тела человека от внешних условий и выполняемой работы. Я старался не сильно руководить ребятами в процессе работы, поэтому они много импровизировали, измеряли температуру в совершенно неожиданных местах и частях тела, постепенно все свободнее обращались с оборудованием, предлагали свои варианты работы, в общем делали как раз то, что мне было от них нужно – переходили от работы «по шаблону» к творчеству.
Но все же каждый раз я старался, чтобы работа не превращалась в бесцельное проведение измерений, поэтому просил обосновать полученные результаты, какими бы противоречивыми они не были. Так ребятам приходилось вспоминать не только то, что они изучали на уроках биологии, но и физику, химию, географию и даже физкультуру. Интересно было то, что одна и та же работа, проводимая с новой группой, давала новые результаты, и постепенно у меня накапливалось все больше данных, которые я мог использовать на занятиях с другими ребятами. После того, как были освоены первоначальные навыки работы с лабораторией PASCO, я демонстрировал детям имеющиеся у меня датчики и просил предложить какие-то варианты работы с ними.
У меня было 5 датчиков: датчик кислорода, датчик углекислого газа, датчик качества воды и два датчика температуры, уже знакомых детям. Ребята предложили очень много тем для проведения исследований. Вот наиболее интересные из проведенных экспериментов.
• Изучение состава воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком.
• Измерение концентрации кислорода и углекислого газа в палатке до и после того, как в ней находились люди.
• Сравнение интенсивности дыхания человека, лягушки и улитки.
• Сравнение фотосинтеза у наземных и водных растений.
• Изучение фотосинтеза у растения, помещенного в разные условия освещенности.
• Определение качества воды в разных частях Псковского озера.
• Сравнение качества воды в Псковском озере и воды из крана.
Одна из групп даже сняла небольшой шуточный фильм под названием «Идеальная палатка», в котором ребята постарались создать оптимальные условия в двухместной палатке, в которой находятся 10 человек.
Вот некоторые отзывы детей, написанные ими после занятия в мастерской «Цифровая лаборатория».
Сегодня я побывала на мастер-классе «Цифровая лаборатория». Мы проводили множество экспериментов при помощи цифровых приборов. Мне очень понравилось, ведь я это делала впервые. С помощью датчиков я научилась измерять температуру тела и воды, рН, электропроводимость, содержание кислорода в воде. Очень понравилось!!!
Александра Б. г.Ижевск.
Ранее местом проведения экспедиции становились самые разные уголки России, обладающие природно-климатическим своеобразием. Байкал, Печора, Южный Урал, Приазовье, Удмуртия и Адыгея, Пятигорск – вот неполный список мест предыдущих экспедиций. Лагерь тринадцатой по счету экспедиции раскинулся на берегу Псковского озера, на территории детского оздоровительного лагеря имени Германа Титова. Участниками экспедиции стали около 200 человек, представляющих 23 региона России и Республику Болгария. Руководители делегаций – учителя, победители и лауреаты конкурса «Учитель года» разных лет, привезли с собой не только группу учащихся, но и исследовательскую программу, рассчитанную на работу в полевых условиях.
Дети – участники экспедиции были разбиты на 12 рабочих групп. Ежедневно каждая группа детей работала в творческой мастерской какого-либо учителя и таким образом на практике знакомилась с его методикой проведения исследований. Тематика мастерских была самой разнообразной: исследование почв, изучение минеральных ресурсов, полевая орнитология, радиационный мониторинг, изучение экологии лишайников и так далее.
Я проводил мастерскую по использованию мобильной цифровой лаборатории PASCO в полевых условиях. Вначале занятия я объяснял принцип работы цифровой лаборатории, показывал различные варианты соединения оборудования, знакомил с программой SPАRKvue, а затем мы проводили измерения, анализировали результаты, делали выводы. Для приобретения первоначального опыта работы с лабораторией я предлагал ребятам выполнить работу, которую подготовил заранее. Так как у меня была возможность использовать два комплекта оборудования, то ребята делились на две группы, одна из которых работала с регистратором данных SPARK SLS, а вторая с AirLink2, который соединялся с iPad, или с ноутбуком, если вдруг iPad начинал «капризничать», что пару раз случалось.
Первую работу мы проводили, используя датчики температуры. Одна группа измеряла температуру в разных местах нашего лагеря – в палатках, под деревьями, на открытых местах, а другая зависимость изменения температуры в разных частях тела человека от внешних условий и выполняемой работы. Я старался не сильно руководить ребятами в процессе работы, поэтому они много импровизировали, измеряли температуру в совершенно неожиданных местах и частях тела, постепенно все свободнее обращались с оборудованием, предлагали свои варианты работы, в общем делали как раз то, что мне было от них нужно – переходили от работы «по шаблону» к творчеству.
Но все же каждый раз я старался, чтобы работа не превращалась в бесцельное проведение измерений, поэтому просил обосновать полученные результаты, какими бы противоречивыми они не были. Так ребятам приходилось вспоминать не только то, что они изучали на уроках биологии, но и физику, химию, географию и даже физкультуру. Интересно было то, что одна и та же работа, проводимая с новой группой, давала новые результаты, и постепенно у меня накапливалось все больше данных, которые я мог использовать на занятиях с другими ребятами. После того, как были освоены первоначальные навыки работы с лабораторией PASCO, я демонстрировал детям имеющиеся у меня датчики и просил предложить какие-то варианты работы с ними.
У меня было 5 датчиков: датчик кислорода, датчик углекислого газа, датчик качества воды и два датчика температуры, уже знакомых детям. Ребята предложили очень много тем для проведения исследований. Вот наиболее интересные из проведенных экспериментов.
• Изучение состава воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком.
• Измерение концентрации кислорода и углекислого газа в палатке до и после того, как в ней находились люди.
• Сравнение интенсивности дыхания человека, лягушки и улитки.
• Сравнение фотосинтеза у наземных и водных растений.
• Изучение фотосинтеза у растения, помещенного в разные условия освещенности.
• Определение качества воды в разных частях Псковского озера.
• Сравнение качества воды в Псковском озере и воды из крана.
Одна из групп даже сняла небольшой шуточный фильм под названием «Идеальная палатка», в котором ребята постарались создать оптимальные условия в двухместной палатке, в которой находятся 10 человек.
Вот некоторые отзывы детей, написанные ими после занятия в мастерской «Цифровая лаборатория».
Сегодня я побывала на мастер-классе «Цифровая лаборатория». Мы проводили множество экспериментов при помощи цифровых приборов. Мне очень понравилось, ведь я это делала впервые. С помощью датчиков я научилась измерять температуру тела и воды, рН, электропроводимость, содержание кислорода в воде. Очень понравилось!!!
Александра Б. г.Ижевск.
Сегодня я побывала на мастерской «Цифровая лаборатория». Честно говоря, всякие измерения мне никогда не нравились, но сегодня, возможно, мое мнение изменилось. Мы высчитывали состав потребляемого нами воздуха. это было весело и увлекательно. Сначала мы просто вдыхали воздух, потом наблюдали за изменениями показаний, при физической нагрузке. Это был очень интересный урок.
Наталья Д. г.Вологда
Я была на мастерской «Цифровая лаборатория PASCO». Мы в группе работали с цифровыми приборами. Мне очень понравилось. Я чувствовала себя ученым. Спасибо за урок.
Ангелина З. Республика Удмуртия.
Я всегда считала, что мы используем весь кислород, получаемый нами при вдохе, и как оказалось, ошибалась. Наша группа смогла поработать с дорогостоящим и абсолютно новым оборудованием фирмы PASCO. Было жутко интересно! Я смогла понять многие процессы, происходящие вокруг меня.
Виталия Б. г.Тула.
Я был на занятии «Цифровая лаборатория PASCO». Мне понравилось, что мы работали с новыми приборами и программами. Благодаря им легко можно определить многие факторы. Мне бы хотелось, чтобы эти приборы были в школе, т.к. сделают уроки интереснее и увлекательнее.
Роман Ш. г. Саров.
Я была на мастерской «Цифровая лаборатория PASCO». Мы в группе работали с цифровыми приборами. Мне очень понравилось. Я чувствовала себя ученым. Спасибо за урок.
Ангелина З. Республика Удмуртия.
Я всегда считала, что мы используем весь кислород, получаемый нами при вдохе, и как оказалось, ошибалась. Наша группа смогла поработать с дорогостоящим и абсолютно новым оборудованием фирмы PASCO. Было жутко интересно! Я смогла понять многие процессы, происходящие вокруг меня.
Виталия Б. г.Тула.
Я был на занятии «Цифровая лаборатория PASCO». Мне понравилось, что мы работали с новыми приборами и программами. Благодаря им легко можно определить многие факторы. Мне бы хотелось, чтобы эти приборы были в школе, т.к. сделают уроки интереснее и увлекательнее.
Роман Ш. г. Саров.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.