Много ли есть людей, которые участвовали в добыче золота? Наверное этим может похвастаться не каждый. Но те ребята и учителя, которые принимали в этом году участие в 14 Межрегиональной Экологической Экспедиции школьников России в Пермском крае, смело могут причислить себя к золотоискателям. Принимающая сторона в лице учителя школы №7 города Перми Ирины Александровны Баскевич организовала для участников экспедиции поездку на золотые прииски, на которых каждый желающий мог попытать счастья. Место, где мы искали золото, находится в районе поселка Промысла (ударение на букву «а»). Оно знаменито тем, что именно здесь 5 июля 1829 года крепостным мальчиком Павлом Поповым был найден первый в России алмаз.
Но мы приехали в Промысла не за алмазами, а за золотом (неплохо звучит, правда?). В моем представлении процесс промывки золота должен был проходить на реке с чистой прозрачной водой и быстрым течением с использованием чего-то вроде решета, в котором застревают золотые самородки. Но все оказалось не совсем так. Вместо реки мы пришли к берегу озера с глинистыми берегами и мутной желтоватой водой. Вместо решета нам выдали пластиковые тазы и алюминиевые тарелочки. Нашу команду сопровождал известнейший человек в мире золотодобычи Борис Григорьевич Шадрин. Он то и познакомил нас с процессом промывки. Вначале по берегам озера мы набрали по целому тазу глины вперемежку с камнями. Затем постепенно стали промывать эту массу, удаляя оттуда корни растений, крупные камни и все то, что растворялось в воде.
От 10-12 килограмм исходного материала осталось меньше половины. Этот остаток нужно было пропустить через сито (сито все-таки было). То, что застряло в ячейках сита, а это, в основном были камешки различного размера, следовало осмотреть на предмет наличия золотых самородков. Осмотр не дал положительного результата, и камешки были выброшены в озеро. После всех процедур на дне таза осталось небольшое количество черноватого песка, который также следовало промывать или, если следовать профессиональной терминологии, «домывать». Для домывки берется горстка этого песка, кладется в металлическую тарелочку и постепенно промывается. Более крупные и легкие частички удаляются наружу, а золото, если оно есть, оседает на дно тарелки.
Самая последняя стадия домывки – черная фракция, когда остаются только самые мелкие песчинки. Здесь нужно внимательно смотреть, не блеснет ли золотая песчинка. Если нет, то берется следующая горсть песка и все начинается сначала.
Наша группа из трех человек промыла 6 или 7 тарелок песка, пока не нашла одну песчинку золота. Радости не было предела! Тут-то мы и поняли, как начинается «золотая лихорадка». Но уже темнело, пришлось прекратить нашу работу и поехать в лагерь. По дороге я подводил итоги дня: 12 килограмм породы, несколько часов работы, одна песчинка золота и куча положительных эмоций. И пусть нашу находку можно разглядеть только в микроскоп, зато выглядит она как настоящий самородок!
Согласна с Ольгой Ринатовной, что Вашим ученикам очень повезло с учителем, так любящим свою профессию и детей!