Блоги

Учили, да не выучили!

В начале февраля 2016 года я получила на свою электронную почту письмо следующего содержания:

Ольга Валентиновна, здравствуйте, Вас беспокоит журнал Здоровье школьника. Просим Вашего комментария для нашего материала. Пришло письмо от мамы-читательницы:
"Я в школе учила немецкий, у дочки - английский. В итоге не понимаю, как ей помогать с уроками. Тем более, что , как на собрании выяснилось, другие родители тоже не понимают, что дети делают на уроке. До дома не могут толком донести, что они делали на уроке, что задали, и какие слова проходят. Что такое транскрипция - так это вообще для них тьма. Но как сегодня без языка? Отсюда вопросы: в чем суть современного подхода у изучению языков и чем могут помочь такие родители, как я? И как контролировать процесс? Или программа так построена, что без репетитора никто не справится?"
в связи с этим к Вам вопрос:
Ваш комментарий к письму, и как должно все это выглядеть на практике изучение языка + советы, как уроки с детьми делать(в основной школе и в 10-11классах). Правда, ли что сейчас детей не учат транскрипции? правильно ли это?
что будет с ЕГЭ по иностранным языкам - вроде хотят обязательным сделать. И интересно в % соотношении, какие языки учат в стране теперь (раньше-то только англ и немецкий + очень редко французский). И какие результаты в последние годы ЕГЭ по иностранным языкам (правда ли, что провальные результаты были).

заранее благодарю за ответ, Александра Грипас.

После непродолжительного обсуждения технических моментов я написала запрашиваемую статью. С февраля по август ждала обратной связи, периодически напоминая о себе, получила ответ, что номер готовится к выходу летом.
Вернувшись из летнего отпуска, я еще раз связалась с журналисткой, и, наконец-то, была приглашена в редакцию забрать готовый номер журнала с моей статьей.
Открыв журнал, я была изумлена объемом статьи – он сократился раза в четыре при том, что меня дважды просили дополнить статью, так как первоначальный вариант не освещал все заданные читательницей вопросы.
"Учили, да не выучили!" - это заголовок, который журналисты посчитали наиболее подходящим под содержание моей статьи и статей еще трех экспертов, которые тоже отвечали на письмо читательницы.

После всего этого я решила опубликовать в своем блоге здесь полный неусеченный вариант своей статьи:

Современная школа сильно отличается от той, в которой учились мамы и папы сегодняшних школьников. За последние 20 лет российское образование претерпело колоссальные изменения. Во многом эти изменения обусловлены принятием нового образовательного стандарта, который диктует новые подходы к обучению. В частности, - внедрение компетентностного подхода в обучении иностранным языкам.

Для начала нужно понять, что такое «компетенция» и «компетентность». «Компетенция» - это обладание определенными знаниями, умениями и готовность к эффективной деятельности в конкретной ситуации. «Компетентность» - это обладание учащимися определенной компетенцией и личностное отношение к данной компетенции и предмету деятельности. Обучение английскому языку, как и любому другому иностранному языку, считают компетентностным, поскольку основой его содержания является практическая деятельность, т.е. преобладает деятельностное содержание.

На практике это выглядит следующим образом: любое новое языковое явление (будь то грамматика или лексика) вводится, отрабатывается и закрепляется через основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, монолог и диалог, в результате чего формируется определенная компетенция. Например, новой темой урока является какое-то грамматическое время. Сначала учитель и ученики разбирают ситуации использования этого времени и способы образования. Подходы к ознакомлению с новым временем могут быть различными: либо учитель сам объяснит новый материал, либо на основе наглядности (каких-то текстовых примеров, картинок, их комбинаций) подведет учеников к анализу этой наглядности, вызовет в классе обсуждение и подведет их к тому, что они самостоятельно сделают выводы об использовании этого нового времени. Именно такой подход рекомендует новый образовательный Стандарт – активная деятельность учеников на уроке по поиску и анализу информации. Следующими этапами могут быть чтение небольшого текста, содержащего примеры употребления нового времени, прослушивание текста, составление небольших диалогов на основе прочитанного/прослушанного и устный доклад о содержании прочитанного/прослушанного в котором будет употребляться новое изучаемое время. Таким образом, новое грамматическое явление отрабатывается и закрепляется (т.е. выучивается) путем его использования в практической деятельности.

Таким же образом происходит работа с новой лексикой. Современные учебные пособия содержат достаточное количество языкового материала и упражнений различных видов и позволяют организовать эффективную работу по овладению новым материалом как в классе, так и дома.

Обучение транскрипции происходит в самом начале изучения иностранного языка: в период изучения алфавита. Параллельно с изучением и запоминанием визуального образа каждой новой буквы изучается ее звучание и то, как графически записать ее звучание, т.е. транскрипционные знаки. УМК любой серии и любого издательства содержат упражнения на запоминание транскрипционных знаков и соотнесение их с буквами алфавита. Изучение транскрипции заканчивается с изучением алфавита. Задача родителей на самом начальном этапе обучения – контролировать, что ребенок учит не только буквы, но и соответствующие им транскрипционные знаки. Этот навык будет необходим все последующее время изучения иностранного языка, так как работа со словарями происходит постоянно.

В письме читательницы был задан вопрос «…Как контролировать процесс?» Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено обязательное использование электронных информационных ресурсов – электронный дневник. Переоценить значение этого средства информации очень сложно. Это колоссальный инструмент для информирования родителей об изучаемых темах, домашних заданиях, оценках, полученных их ребенком, с возможностью для учителей оставлять уточняющие комментарии. Кроме этого, электронный дневник имеет систему личных сообщений и позволяет родителю обсудить волнующие его вопросы с учителем дистанционно, не приходя на очную встречу в школу. У родителей-активных пользователей системы «Электронный дневник», никогда не возникает вопросов «Что дети делали на уроке?», «Что задано?» и «Какие слова походят?». Именно электронный дневник позволяет родителям эффективно контролировать процесс обучения их детей.

Универсальный совет, как помогать детям делать уроки - следить, чтобы все задания ребенок выполнял самостоятельно, а не списывал из ответов, решебников, ГДЗ или из интернета. Все эти издания созданы для родителей, не владеющих языком, чтобы они могли проконтролировать правильность выполнения задания своим ребенком. Но дети чаще всего используют их просто для списывания готовых ответов. Каждый учитель объясняет своим ученикам, что сначала надо сделать задание самостоятельно, а потом сверить с ответами. Было бы здорово, если бы и сами родители постоянно проводили эту мысль в сознание своих детей, а не ограничивались формальным наличием сделанного домашнего задания у своего ребенка.

В некоторых случаях решение пригласить репетитора бывает очень правильным и полезным. Например, ребенок с флегматичным темпераментом не успевает осмысливать все, что происходит в классе, где его окружают дети, работающие в более быстром темпе, так как учитель ориентируется на большинство. С урока такой ребенок уходит с ощущением, что не понял ничего, но если ему объяснить новый материал в комфортном ему темпе, он все поймет. В таких случаях индивидуальные занятия с репетитором помогут успешно осваивать программу.

Еще один совет, что должны требовать родители от нанятого репетитора: не делать задание вместо ребенка, а объяснить, как надо делать, чтобы ребенок мог выполнить задание сам. У учителей обычно нет иллюзий о ситуации, когда все домашние задания сделаны идеально правильно, а на уроке ребенок за ту же тему получает "два". Значит, домашнее задание делал репетитор, ребенку тему не объяснил, и родители платят впустую.

Не могу себе представить, как кто-то делает уроки с 10-классником! Учащиеся в 10-11 классах, как правило, уже точно знают, нужен им в дальнейшем английский язык, или нет. Скорее всего, они уже прошли через ГИА по английскому языку в 9 классе и продолжают учиться с прицелом на сдачу ЕГЭ. Для всех желающих сдавать ОГЭ или ЕГЭ школа организует дополнительные занятия по подготовке бесплатно, но если кто-то из родителей считает, что кроме этого необходим еще и репетитор - это право любого родителя.
Ольга Пряженникова, учитель английского языка Гимназии №1748 г.Москвы.
  • Теги:
1619 2
Комментарии:
Отлично! Так понятно и просто! Мне очень понравилось! Советую опубликовать где-нибудь в Интернете на сайте для родителей!
Спасибо за отзыв, Татьяна Владимировна! Рада, что Вам понравилось!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.