Сейчас принято ругать молодежь за то, что они прилипли к своим смартфонам или "интернетам" и поголовно никто ничего не знает, а только припоминает...при помощи Google или др. поисковой системы. А давайте посмотрим на историю, великих философов, вот один из отрывков диалога "Федр" Платона. Первая речь Сократа к Федру:
"Сократ. Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога – Аммоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. eПо поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: "Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости". Царь же сказал: "Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых".
Можно ли найти более точное описание Google? «...средство
не для памяти, а для припоминания». Настоящая память и магические трюки с припоминанием — это не одно и то же. Мы припоминаем, когда откуда-то извне поступает сигнал для нашей памяти. В отличие от запоминаемого с напряжением, припоминание не составляет труда, оно пассивно и нуждается в чем-то вроде памяток. Однако пользователь технологии, которая запоминает за него (такой технологией может быть свиток, заполненный важными именами и датами), не вникает в это тонкое различие.
Современные дети, если верить Сократу, развращают свой ум, пренебрегая устной традицией. (Мысли из книги Майкла Харриса "Со всеми и ни с кем".
Блоги
Бабайцева Надежда
08.12.2015 09:59
Мысли о прочитанном. Тема памяти и поисковых
1500
4
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Помните, сколько раньше было разговоров про гиподинамию? Зачем идти пешком, если можно доехать? Вроде близко, но...
Зачем помнить тот или иной факт, если можно помнить, где его найти? Я помню документ, папку, сайт и т. д. Не получится ли так, что мы не будем помнить алгоритмы важных действий, к примеру, а будем помнить, где этот алгоритм найти? Не подведёт ли нас это в решающий момент?
Извините, не станет ли человек похожим на собачку, которая помнит место, где зарыта косточка? Не станет ли инстинкт главным двигателем наших действий?
В былые годы нам приходилось сохранять в голове много информации, что требовало определённого напряжения ума. Когда вы стараетесь правильно разместить всё в своей памяти, продумываете каждую мелочь. И, если вспоминаешь что-то, вспоминается, как правило, по ассоциации - не только номер телефона, но и множество сопутствующих моментов. Отдавая способность запоминания на волю гаджета, мы утрачиваем и ассоциативные связи. А зачем? Когда будет надо, мы просто нажмём кнопку - и всё...
Раньше, даже если вы просто переписывали что-то себе в блокнотик, то особым образом двигали рукой, выводя буквы и цифры. У каждого человека есть свой неповторимый почерк, формирующий в том числе и его индивидуальность. Когда вы пишете, то мыслите активно. Человек, читающий книги, вынужден был оставлять полученную, информацию в ячейках памяти, потому что в другой раз у него этой книги под рукой могло не оказаться. А теперь зачем запоминать что-то, когда оно всегда есть в Сети? В итоге значительная часть знаний уже не хранится в голове, а значит, вы не оперируете ими, когда размышляете. Выработался своего рода рефлекс: не запоминать то, что узнаёшь, потому что это лишнее усилие. И, что самое печальное, сокращается не только наша оперативная память, но и долговременная тоже.
К чему всё это может привести? Человек перестаёт быть универсальным, эрудированным. У него в мозгу содержатся только те знания, которые нужны в повседневной деятельности, ради которых не будешь каждый раз заходить в Интернет или бежать за телефоном. Из такого человека вряд ли вырастет гений уровня Толстого - для этого нужны широта мышления, умение этим мышлением пользоваться и понимание, как устроен мир.
Конечно, гаджеты не отучают нас думать вообще - они «всего лишь» отучают мыслить широко и ассоциативно. И все наши решения примитивизируются: у них могли бы быть более интересные варианты, но поневоле всё становится максимально простым и приземлённым. В гуманистическом смысле мы становимся всё более бедными. Да и будущие прорывы в науке могут оказаться под вопросом.
Александр Каплан, психофизиолог, профессор, завлабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биофака МГУ
и этого и не нужно, иначе было бы попросту неинтересно жить.
Еще один спорный тезис. Не будет гениев, если не учиться мыслить так, как всем нам известные гении литературы, ис-ва, истории и пр, однако есть мысли, что молодые люди (и те, кто молод душой) разовьют у себя новые навыки и стандарты мышления и поведения, которые больше соответствуют их реальности, а не ситуации, скажем, 1992 года. Посмотрим.