Блоги

Работа, ставшая хобби

Фраза одной из выпускниц "литература проявляет в нас чувства" натолкнула меня на мысль, что урок литературы, особенно в старших классах, чем-то напоминает разговор с психологом. То есть, при бережном подходе учителя к тексту и к каждому учащемуся, это возможность понять себя и других, опираясь на художественный и личный опыт.
В современном мире ширится пропасть между тем, что мы называем классикой, и восприятием ее в реалиях дня сегодняшнего. Возможно, виной тому юношеский максимализм с налетом цинизма, а может, общество, с истощением морали.
Я не знаю, коллеги, как вы старшеклассников приобщаете к чтению, вот мне это дается тяжело. Приходится их "тащить" по всей литературе, принуждая к чтению. Но потом, когда читаешь их сочинения и видишь в них те идеи и мысли, которые родились на уроке, понимаешь, что все не напрасно, значит, "зацепило", засело в голове и сердце. Тяготит учительская бюрократия: напиши план, программу в несколько разделов, зачем.... я не понимаю до сих пор. Ведь, есть УМК, который прошел экспертизу, зачем учителю что-то переделывать, переписывать, если я работаю по конкретному учебнику, конкретных авторов? А еще тяготит, когда нужно написать срочно кому-то нужный отчет, какие -то срочно бумаги. Вот и получается, пока все напишешь, все сдашь.. урок и превращается в хобби.
Литература-это не математика, где в основном четкий ответ (коллеги математики не обижайтесь). Необычность ответов иногда удивляет: однажды в пятом классе при изучении сказки А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" на вопрос "Кому из героев вы больше всего сочувствуете?" Ребята отвечали, колдунье-ведь, ее никто не любил и она никого не любила. а на вопрос "Что больше всего удивило?" Один ученик удивленно сказал, что не знал, что от счастья можно умереть..."Восхищенья не снесла/ И к обедне умерла/"
Получается, дело не в цинизме. Причина иногда странного, однобокого восприятия судеб героев произведений кроется в недостаточной начитанности, поэтому и непонятно многое, но и правила, диктуемые современным обществом, пожалуй, со счетов сбрасывать не стоит. Дети у нас хорошие, вот только читают мало... Коллеги, поделитесь, а как у вас?
  • Теги:
1146 3
Комментарии:
23.03.2016 21:24
Полностью с коллегой согласна. Давно наша работа стала хобби. Очень часто нам навязывают то, чего мы не хотим. Действительно порой нам не хватает времени, чтобы должным образом пообщаться с учеником. А ведь, действительно, литература проявляет в нас чувства, иначе нельзя.
Коллеги, я являюсь классным руководителем и в классе провожу конкурсы.
Объявляется конкурс на лучшего читателя книг.
1.Ежедневно читаем по одной -две страницы,
2.Фиксируем это в дневнике читателя,
3. Пишем сочинение о том , что понравилось во время чтения.
4. Рисунки, презентации с любимыми героями приветствуются.
5. Фотографии с Вашими любимыми книгами.
6.Собираем пословицы о книгах

Выставляю список книг , из которых они могут прочитать , что понравится
http://demsvet.ru/luchshie-knigi/spisok-knig-dlya-detey-11-12-let
Подводим итоги в классе.
Ещё приношу в класс книги и раздаю дляя чтения дома, удивлена, берут домой и читают сами, а потом родители(есть даже мамы, которые плакали, читая " Белый Бим, чёрное ухо"!!!
Валентина Григорьевна, очень заинтересовалась конкурсом.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.