Блоги

Применение педагогических приемов на разных этапах урока

Модули урока

Начало урока
(Мотивирование к учебной деятельности)

Автобусная остановка
Анаграммы
Ассоциативный ряд
Баллы и образы
Верные – неверные утверждения
Необъявленная тема
Нестандартный вход в урок
Отсроченная отгадка
Поздоровайся локтями
Удивляй!
Фантастическая добавка

Актуализация знаний
(Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии)
Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».
Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.

Вопросительные слова
Да - нет
До-после
Жокей и лошадь
Зашумлённая тема
Игровая цель
Инфо-угадайка
Корзина идей, понятий, имен
Линия времени
Логические цепочки
Ложная альтернатива
Морфологический ящик
Найди соответствие
Окна
ПОПС-формула
Пресс-конференция
Развивающий канон
Связи
Согласен - не согласен
Толстый и тонкий вопрос
ТРИЗ-загадки
Цепочка признаков
Шаг за шагом
Шаг за шагом
Я беру тебя с собой

Изучение нового материала
(Постановка учебной задачи)
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Двойной дневник
Денотатный граф
Зигзаг
ЗХУ
Идеал
Инсерт
Кластер
Конструктор «События»
Лови ошибку
Пинг-пон «Имя – Значение»
Послушать-сговориться-обсудить
Своя опора
Связи
Хорошо-плохо
Целое—часть. Часть—целое


Обсуждение и решение проблем
(Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения))
В большинстве случаев поиск решения проблемы происходит на этапе изучения нового материала. Однако умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана.

Генераторы-критики
Диаграмма Венна
Идеал
Маша-растеряша
Обратный мозговой штурм
Плюс – минус - вопрос
Силовой анализ
Фишбоун

Решение учебных задач
(Первичное закрепление)
Как правило для решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей. На данном этапе было бы эффективно решать не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. В настоящий момент не все современные учебники и задачники наполнены поистине учебными задачами, решение которых формирует универсальные действия школьников. Поэтому, учитель может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями, соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. А так же можно использовать иные педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся.

Групповая дискуссия
Морфологический ящик
Рафт
Ситуационные задачи
Создай паспорт

Контроль знаний, обратная связь
(Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону))
Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме — контрольная работа, зачет, письменный опрос, диктант, сочинение, тестирование; так и с использованием стратегий ТРИЗ.
Наибольший эффект на данном этапе можно получить:
• если предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня;
• если использовать нетрадиционные формы проведения контроля;
• если включить в проверочную работу задания, которые обозначат границы применения имеющихся знаний, приоткроют новые возможности и неизвестные пока знания.

Диаграмма Венна
Жокей и лошадь
Интеллект-карта
Логические цепочки
Мини-исследование
Мини-проект
Рюкзак
Цепочка признаков

Формирование умения задавать вопросы
(Включение нового знания в систему знаний и повторение)
Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать как «Ромашку вопросов «Блума», так и авторские педагогические приемы.

Вопрос к тексту
Вопросительные слова
Диаграмма Венна
Жокей и лошадь
Интеллект-карты
Кластер
Морфологический ящик
Найди соответствие
Ромашка Блума
Толстый и тонкий вопрос
ТРИЗ-загадки
Хочу спросить

Рефлексия
(Рефлексия учебной деятельности)
В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.

Цветные поля
Мысли во времени
Синквейн
Райтинг
До -после
ЗХУ
Сообщи свое Я
Рюкзак
Вопрос к тексту
Диаманта
Плюс-минус-интересно
ПОПС-формула
Реставрация
Ромашка Блума
Случайность
Совет
Телеграмма
Хокку
Шесть шляп

Минутки для отдыха

Земля, воздух, огонь и вода
Игра с поднятием рук
2404 6
Комментарии:
Спасибо огромное, очень пригодится!!!
Вот это размах, Марина Сергеевна! Беру в копилку! Спасибо! Творческих успехов!
Спасибо! Вот бы еще расшифровать все , ну большинство, из методов работы. Насколько эффективны, сколько времени на уроке выделяете и как часто применяете?
Спасибо за табличку. Всегда пригодиться на практике.
Алексей Валентинович, более подробное описание приемов Вы можете при желании найти в книге Анатолия Гина" Приёмы педагогической техники." А вот какие из них более подойдут Вам - Вам и решать . Вы вольны в своем выборе и творчестве.
Многие из приемов уже описаны коллегами в статьях блога. Посмотрите более ранние статьи.Удачи Вам, Алексей Валентинович.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.