"Смешать" и "перевернуть"- это не значит испортить!
Нет ничего более изменчивого, чем время. Оно постоянно вносит свои коррективы в нашу профессиональную деятельность. Учителю сегодня остановиться на время в своём профессиональном развитии – значит отстать навсегда.
Учитель должен находится всегда на шаг впереди своих учеников, чтобы смочь вовлечь их процесс обучения. “Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть куда-то еще, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!”,- как сказала небезызвестная героиня Л. Кэрролл. Современные дети требуют внедрения новых форм, методов интерактивного учебного взаимодействия. Ведь мы готовим людей будущего, людей завтрашнего дня. Поэтому мы сами должны обладать определённым уровнем информационной культуры, желанием в условиях информатизации общества работать по-новому, осваивать новые методики и образовательные стратегии, позволяющие успешно реализовывать детский потенциал в учебной деятельности.
Сейчас в белорусские школы приходят новые средства обучения, появляются мобильные классы, ноутбуки, Интернет, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, но этого набора не достаточно для плодотворной работы в реалиях современного информационного общества. Нам учителям надо пересмотреть свою позицию к ведению урока. Новая позиция педагога -- способность к успешному претворению в жизнь современных форм и методов. Учитель взявший на вооружение новые техники и технологии, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках привычной "меловой методики".
Одной из современных концепций образования является “смешанное обучение”, которое обеспечивает индивидуальность, адаптивность, интерактивность и доступность образовательных программ с учетом познавательных потребностей учащихся.
Что же это за технология? Как применить данный формат обучения в начальных классах?
Технология “смешанного обучения” зародилась в опыте учителей давно. Вспомним педагогов-новаторов 90-х , которые задавали учащимся читать статью учебника, а потом предлагали самим выбирать задания по силам и работать, стараясь сделать как можно больше. В научный обиход понятие “смешанное обучение” вошло примерно 10 лет назад в связи с появлением электронных ресурсов.
Существует несколько эффективных моделей смешанного обучения, способных повысить уровень образовательных, метапредметных и личностных результатов учащихся в сравнении с традиционным обучением. Это-- ротация станций, ротация лабораторий, «перевёрнутый класс» и гибкая модель.
Ротация станций. В модели ротация станций класс делится на две или три группы. И организовывается столько же "станций": работа с учителем, работа с онлайн-средой, работа в группах или над мини проектами. В течении урока группы перемещаются со станции на станцию: от учителя к онлайн среде, от онлайн-среды к групповой работе. Цель - сделать работу каждого в группе максимально эффективной. Задачи разные. Искать информацию, проводить диагностику, помогать понять, показывать путь, применять знания в жизненной ситуации.
Ротация лабораторий. Организационно это посложнее, требуется синхронизация учителей, работающих в параллели. В течение дня дети учатся разным предметам, а в конце работают в компьютерном классе по тем материалам, которые приготовили учителя по предметам, на которых ученики побывали, такой "смешанный урок"на компьютерах.
Гибкая модель. Участвует вся школа, нужна перепланировка пространства. Есть огромное помещение со столами и компьютерами, есть тьюторы, согласующие маршрутные листы учеников, и есть небольшие тихие помещения для работы детей над совместными проектами, а также научные лаборатории. Плюс «зоны социализации», где дети просто общаются.
Хочу остановиться именно на “Перевёрнутом классе”, т.к. данная модель апробируется на моих уроках.
Технологии обучения определяет следующий подход: учащимся предлагается самостоятельно освоить некий теоретический материал посредством интернет-ресурсов, а в классе организуется активное обсуждение учебной темы, уточняются ключевые вопросы, организуется практическая работа по отработке навыков применения учебного материала. “Перевёрнутый класс” стремительно завоёвывает позиции во всем в мире благодаря высокой степени вовлечённости каждого за счёт увлечённости других.
Почему у учителя возникает желание совершить “переворот”?
Во- первых, и я считаю это самым главным: неудовлетворённость учителя ролью учащегося на уроке, его интеллектуальной пассивностью. С детского сада учащиеся привыкли выступать в роли потребителя и пассивного слушателя.
А вы, замечали разницу между детьми не посещавшими детские дошкольные учреждения? Да, есть вопросы в адаптации к школьному коллективу в первые учебные месяцы. Но в дальнейшем, такие ребята проявляют себя намного активнее, стараются удовлетворить свою жажду знаний! Они не привыкли выполнять всё по указке, их этому не учили в детском саду. Дома они изучали и исследовали мир под чутким руководством мамы. Конечно, это мои наблюдения, здесь я привожу пример заинтересованных и сознательных родителей.
Я считаю,что учитель должен пробудить в ребёнке человека думающего, решающего жизненные задачи. Придерживаюсь принципа, что “ребенок не готовится к жизни – он живет уже сегодня”. Хочется вспомнить слова педагога и футоролога Йан Джукса, которые стали девизом моей педагогической деятельности “Нам нужно подготовить учащихся к их будущему, а не к нашему прошлому”
Поэтому перевернутая модель позволяет сделать акцент на свободной, творческой, самостоятельно-познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания, не являющиеся заученными из учебника. Эти знания они усваивают на основании собственного пережитого опыта. Весь теоретический материал должен заинтересовать ученика, возбудить к нему интерес.
Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль, по-прежнему, важна и является главной, но она становится “невидимой”. Здесь имеет значение переосмысление самим учителем его места в образовательном процессе. Ведь для части педагогов “невидимая” позиция на уроке воспринимается как потеря статуса Учителя. Появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией, и, даже, чувства ненужности. И здесь важно понимать, что задача педагога, как организатора учебного процесса, заключается не в том, чтобы дать урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.
Во-вторых, развитие современных технологий. Наличие в школах цифровых средств, инструментов, различных девайсов, уже не “намекает”, а открыто “указывает” на необходимость изменения, сложившейся веками, учебной ситуации. Уже не достаточно показать презентацию, какой бы хорошей она не была. Необходимо изменить методы и формы работы посредством информационно-коммуникативных технологий.
А ведь в современном обществе и на рынке труда востребованы “навыки 21 века”: творческий подход и новаторство; критическое мышление и способность решать проблемы; коммуникабельность и сотрудничество; информационная и медио грамотность; гибкость и способность к адаптации; лидерство и ответственность.
После прохождения мной ряда семинаров, участие в вебинарах и мастер-классе на Галактике Intel «Перевернутый класс: сценарии в педагогической практике», прошедший в рамках "Весенних каникул 2015" с ведущей Курвитс М. В., я сделала вывод, что данный формат может быть успешно реализован в стенах моего 2 класса. От меня не потребуется больших временных и других затрат,т.к. я активно использую в своей повседневной педагогической практике принципы дистанционной работы, реализуя проект “Выполняем домашнее задание онлайн”. Я смогу предоставить доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома.
Одним из ключевых моментов в реализации "перевернутой" деятельности стала грамотно организованная обучающая интернет среда. “Якорной” платформой выступил созданный блог-урок “Звери.Забота о детёнышах”.
Моей задачей стало- не завалить учащихся в электроном формате учебниками, статьями, различными роликами с youtube.com, а обеспечить активную самостоятельную учебную деятельность, возбудить интерес к данной теме. Результатом этой деятельности должно стать:
1. знание предметное (что? кто?)
2. концептуальное (теория), которое будет применено на уроке во взаимодействии с группой, где каждый учащийся делится своими знаниями.
Итак, как же происходило воплощение в жизнь «перевёрнутыша». Используя, подготовленные Курвитс М. В. “Шаблоны “перевёрнутого урока”, разрабатываю урок, в соответствии с её рекомендациями. Объясняю учащимся самую суть данного вида взаимодействия, а так как мы уже не раз работали совместно в сети, то они с большим энтузиазмом взялись за дело!
Расскажу о технической стороне. Каждая страничка блог-урока -- отдельное задание или информация для самостоятельного изучения. Свобода работать внутри материала самостоятельно и шанс самоопределения благоприятно мотивировал каждого учащегося!
Сразу отмечу, что не все странички были в открытом доступе до начала урока. Для безопасной и комфортной работы в сети на каждую страничку был внедрён “Пользовательский поиск” (собственная поисковая система, куда учитель заранее отобрала сайты с нужной информацией для урока).
На уроке я использовала интерактивную доску в общей сложности не более 15 минут, что допускается СанПиН. В отведенный отрезок времени я чётко уложилась за счёт того, что использовала возможности разрешения экрана “Расширить”, при сворачивании страницы блога-урока после выполнения задания, на интерактивной доске появлялась ненавязчивая заставка (фиолетовая или синяя) от Windows 8. А рабочая поверхность ноутбука была доступна в любой момент.
Опишу некоторые этапы работы. Детям необходимо было дома подготовить материал о зверях, обитающих на территории нашей страны, познакомится с информацией во вкладке “Информационный лист”, где я подобрала материал об особенностях жизни волка, лисы, медведя и их заботе о потомстве; ответить на вопросы в Google форме об отличительных признаках и определить жилище; в Google форме рассказать о звере (волке, медведе или лисе), на онлайн- доске перечислить названия детёнышей.
Мне в течении недели приходили результаты самостоятельной работы учащихся, я наблюдала и корректировала продвижение в освоении материала, давала рекомендации.
Проверка домашнего задания началась с поиска отличительного признака зверя (один ученик работал с интерактивным заданием, второй - на обычной зелёной доске с бумажным вариантом, а остальные--индивидуально за партами).
Затем разгадали ребусы (ответы искали в “облаке” слов) и выслушали сообщения о волке, лисе, медведе, на этом же этапе посмотрели видео выступление.
Для дальнейшей организации работы на уроке мной был использован приём “мобильная группа”. Чтобы произошла смена рабочих мест учащихся, я с внутренней стороны стола приклеила рисунок детёныша, таким образом формировалась группа, в которой будет работать учащейся.
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, был продуктом определенной мыслительной деятельности всех участников группы. Вот здесь и понадобились знания полученные самостоятельно, дома при подготовке к уроку. Началась работа над темой:” Забота о детёнышах”, защита групп, самооценка своей работы в группе по листу “Сотрудничество”
Каждая группа получила “Информационную карту”, “План ответа”, лист “Сотрудничества” для самооценки работы каждого учащегося в группе разработала, используя полученные знания после прохождения Курса программы Intel® «Обучение для будущего» из серии «Элементы», который разместила на отдельной страничке блог-урока.
Структура блог-урока. Страничка “Звери на гербах городов Беларуси” (задание для повторения темы прошлого урока), предназначена для того, что бы ребята поработали дома с интерактивным тренажёрам, разработанным в сервисе Learningappshttp://learningapps.org/watch?v=p4im2ytc301. Чтобы выполнить данное задание учащимся необходимо было воспользоваться энциклопедическими знаниями и познакомится с белорусскими городами, на гербах которых изображены звери.
Ещё интерактивное задание на Learningapps “Узнай зверя по признаку”http://learningapps.org/watch?v=pxkt4tdy301, которое на уроке продублировалось в бумажном варианте для каждого. Выполняя данное задание, учащимся необходимо было воспользоваться своим знанием об отличительных внешних признаках животных.
Учащимся необходимо было просмотреть видео на страничке “Видео о зверях” и ответить на вопросы в Google формах на страничке “Рассуждаем,отвечаем, ответы присылаем”. А по изученным материалам, записать свой рассказ о животном на страничке ”Хочу рассказать”, при этом лучшие сообщения я опубликовала к уроку.
Один из учащихся очень хотел присутствовать на уроке, но т.к. он с родителями уезжал в санаторий, то мы записали с ним видеовыступление, так появилась страничка “Видео ответ”. Для одноклассников это было настоящим сюрпризом!
Понятно, что работая в данном формате, меняется функция оценивания, тем более речь идёт о периоде безотметочного обучения на” перевернутом уроке” .Оценка выступает в роли инструмента поддержки и обратной связи. На уроке для самооценки мной применялись кубики Лего для самооценки, оценочный лист “Сотрудничества” для оценки работы в группе, для организации обратной связи в режиме онлайн с родителями использовала интернет сервис ClassDojo. Чтобы обеспечить быструю обратную связь и проверить уровень усвоения материала использовала приём блиц-опроса. И конечно же, в конце урока провела рефлексию с помощью сервиса https://plickers.com/ который в режиме реального времени считывает индивидуальный Q-код и в зависимости от выбора ответа выводит на экран результаты.
Урок прошёл на одном дыхании, динамично! Была проявлена высокая степень вовлечённости учащихся. Всем участникам образовательного процесса работать было интересно! Дети показали как умеют работать с информацией, интерактивными заданиями, сотрудничать в группе и оценивать свою деятельность.
Урок — это видимая часть работы учителя. Урок можно и нужно сравнить с айсбергом: 45 минут – это вершина айсберга, которая видна всем, а его огромная подводная часть – это кропотливый, но в тоже время творческий, созидательный труд учителя. Но именно эта подводная часть, в которую вкладывается ум и сердце учителя, делает 45 минут урока эффективными, полезными, познавательными и запоминающимися для учеников.
Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но могу с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» урок стоит каждому.
Урок прошёл в апреле 2015 года. Сейчас у меня третий класс. Я провела уже не один урок! Данная форма взаимодествия очень нравится детям!!!
Все материалы, которые можно скачать и распечатать к уроку, размещены на страничке блога-урока во вкладке “ Для учителя”.
или на ресурсе http://www.pearltrees.com/ingaweb/tree/id14918265
Да, время вносит свои коррективы.Меняется и роль учителя в информационном потоке.Информация-стратегический ресурс развития общества.Дети как самая любознательная часть общества пропускают через себя все новинки.Поэтому нам, учителям приходится искать более эффективные формы ведения уроков.
Спасибо Вам, Инга !
Спасибо Вам, Инга !