Статьи
20.01.2010

Polymedia продемонстрировала школьный класс будущего в Кремле

"Не догонять прошлое, а создавать будущее!"

Журнал "Платное образование",
декабрь 2006 г.

Этими словами в Приоритетном национальном проекте "Образование" выражается суть его инновационной стороны. Она все более заметна: традиционные технологии передачи знаний от учителя к ученику, технологии незаменимые, базовые, дополняются современными информационными технологиями, позволяющими осваивать не только знания, но и способы освоения знаний.

Новые технологии, что вполне понятно, не всегда приживаются в старых вузах и школах: нет необходимой базы, консервативная форма не вмещает передовое содержание и начинает трещать по швам. А вот в бизнес-школах, создающихся в Москве и Санкт-Петербурге, без них просто не обойтись. Именно благодаря инновационным технологиям эти школы, по планам бизнес-сообщества, через 10-15 лет должны попасть в международный список самых престижных учебных заведений, выпускники которых пополняют топ-менеджмент крупнейших мировых компаний. Более того, они должны превзойти мировой уровень ? выработать формат элитарного профессионального образования XXI века, сосредоточив внимание на знаниях и умениях, необходимых для принятия решений в условиях неопределенности.

Не обойтись без новых информационных технологий и тем российским вузам, которые стремятся обрести статус исследовательских университетов. Пока их осторожно называют "учреждениями высшего профессионального образования, внедряющими инновационные программы". Список победителей конкурса среди таких вузов могли изучить участники и гости общественно-педагогического форума "Приоритетный национальный проект "Образование" в действии", собравшегося 22 ноября 2006 года в Государственном Кремлевском дворце. Форум как бы делился на две части: обращенную к прошлому и устремленную в будущее. Интересно, даже символично, что вторая началась раньше первой. Подведение итогов с речами, награждением победителей и раздачей призов началось в шесть часов вечера, а презентация инновационных проектов и технологий ? на два часа раньше.

Все 17 вузов-победителей представили компетентной аудитории свои инновационные замыслы. Упомянем некоторые. Программа, разработанная в Томском государственном университете, нацелена на превращение классических исследовательских университетов в базовые структуры национальной инновационной системы. К ее опорным пунктам, таким образом, причислены и другие классические университеты-победители: Дальневосточный, МГУ им. Ломоносова, Нижегородский им. Лобачевского, Пермский, Санкт-Петербургский ? со своими инновационными программами. А эти программы, как показывал даже беглый анализ, бьют в ту же точку, что и томская. Так, МГУ намерен взять на себя задачу формирования системы инновационного образования, пока ? внутренней модели, но, надо думать, с прицелом на универсальность. В том же направлении, следуя программе "Инновационная среда в классическом университете", движутся в Санкт-Петербурге.

Формированием инновационного образовательного пространства озабочены не только в классических университетах, но и, скажем, в Московской медицинской академии им. Сеченова. Приступили к отладке инновационного механизма взаимодействия образования и бизнеса в Таганрогском государственном радиотехническом университете. В Санкт-Петербургском горном институте им. Плеханова ищут пути перехода от экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной стратегии минерально-сырьевого комплекса. "Наукоемкие технологии и экономика инноваций" ? так озаглавлена программа Московского физико-технического института. Слова "образование" здесь нет, но ведь исследовательские вузы призваны именно к созданию наукоемких технологий и воплощению их в жизнь посредством механизмов инновационной экономики. Для этого требуется много, очень много компетентных профессионалов. Что ж, только в 17 вузах-победителях сегодня учится около 350 тысяч студентов. Это целая инновационная армия.

В 2006 году она к тому же получила пополнение: в Южном и Сибирском федеральных округах созданы два новых национальных университета. В первую очередь они займутся подготовкой кадров для крупных инновационных проектов и подготовкой ученых, способных развивать современные технологии. Новоиспеченные вузы имеют определенное преимущество перед старыми: им не надо перестраиваться, инновационность у них в генах. А это значит, что в их стенах будут комфортно чувствовать себя выпускники инновационных школ будущего ? им не придется менять качество среды, они просто перейдут на более высокий уровень.

Слов нет, было бы здорово протянуть инновационную цепочку от детского сада до аспирантуры вузов. Пока, однако, инновационных школ в России нет. Пока корректно говорить лишь о школах с элементами инновационное? ? о тех, где учителя и ученики имеют доступ к современным информационным технологиям, позволяющим передавать и осваивать не только сами знания, но и методы их передачи и освоения. Самая массовая и самая необходимая из таких технологий Интернет. В 2006 году к Сети должны присоединить 18 тысяч российских средних учебных заведений. А в следующем ? уже 52940 школ.

Интернет в мировом масштабе давно уже не последнее слово. Но на наших бескрайних просторах свой счет. О том же, что сверх Интернета, и говорить нечего, это ? "предел мечтаний", неподъемная "роскошь". А что ? "сверх"? Что ? "за горизонтом"? Например, так называемый поливалентный актовый зал. Пока он есть лишь в лицее №11 Челябинска, где прошел финал конкурса "Учитель года-2006". По этому случаю Министерство образования и науки сделало лицею подарок. Поливалентный зал ? это многофункциональный зал. Набор информационных систем (интерактивных, управления, голосования) и оборудования (звуковых, рельсовых, экранов, проекторов, документ-камер) делает его пригодным и для выступлений хора, и для научной конференции, и для турнира по настольному теннису, и для детского творчества, и для заседаний педсовета, и, конечно, для учебы, причем с помощью таких нестандартных форм, как аудиовизуальные брейн-ринги и деловые игры.

Проект разработали и осуществил" специалисты компании "Polymediaу (Polymedia) Этот ведущий игрок на российском рынке систем отображения информации готов стать постоянным инновационным партнером Министерства образования и науки. Министерство, надо думать, не отказалось бы от такого партнерства. И школы тоже не отказались бы. Ни от поливалентных залов, ни от "классов будущего". Однако класс, или мобильный многовариантный мультимедийный образовательный комплекс, стоит 570600 рублей. Таких денег у школ нет. Ни сегодня, ни завтра гвоздем продаж этот продукт компании "Polymedia", видимо, не станет А послезавтра? Кто знает... Пока идея полностью не реализована нигде, пока удалось воплотить только отдельные элементы комплекса ? в московской школе №548 насчитывается уже 11 интерактивных досок. А вот гвоздем презентаций на кремлевском форуме "класс будущего" стал.

Каким видится он тем, кто его спроектировал, и тем, кто собирается в нем работать? Универсальным. Интерактивным. Комфортным. Удобным для учителя и для каждого из учеников. Например, интерактивная доска должна одновременно служить и дисплеем компьютера, и обычной классной доской, на которой пишут, чтобы не ломать вековые стереотипы, а обогащать их новым содержанием. Оборудование для тестирования и опроса, интерактивного управления, голосования, видеоконференцсвязи, протоколирования, архивирования и каталогизации занятий, выдвижные экраны, автоматизированные рабочие места учеников, документ-камеры, лингафонная лаборатория, беспроводные проекторы ? все эти мобильные элементы системы могут быть сгруппированы в самых разных сочетаниях в зависимости от потребностей и целей. В классе для детей с ограниченными возможностями можно установить только сенсорные мониторы, которые, скажем, управляются прикосновением локтя. Так что "класс будущeго" ? не просто образовательный, а еще и гуманный социальный проект.

Но в первую очередь это, конечно, интеллектуальный инструмент учителя и ученика. Технологические возможности современных информационных систем позволяют реализовать многие идеи. Например, идею интерактивной школьной газеты, в которой каждый ученик ? и корреспондент, и редактор, в которой звучит неподцензурный "-глас народа". Как это сделать? Да очень просто: повесить в школьном коридоре плазменную доску.

Вообще же, как представляется разработчикам, идеальный "класс будущего" ? не класс в привычном понимании слова, не комната, а визионариум, оснащенный голографическими экранами, где ученики сидят не за партами, а по кругу. Таких аудиторий, таких технологий еще нет нигде в мире. Россия может стать здесь безусловным лидером. Нам есть на что потратить президентские гранты. И нефтяные доходы тоже.

Комментарии (0)
20.01.2010