Статьи
18.08.2010

От доски до доски Интерактивные устройства способны изменить мир

"ИКТ в образовании", № 5, 04.09.07

Доска, мел и тряпка - неизменные атрибуты преподавателя любого образовательного учреждения, знакомые каждому ученик и студенту. А вот что такое интерактивная доска, пока что многие знают лишь понаслышке. Между тем, по мнению специалистов, это устройство способно радикальным образом изменить образовательный процесс. О том, что из себя представляет электронная доска, рассказывает один из крупнейших специалистов в сфере использования последних достижений науки и техники в сфере образования, директор института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергей КУВШИНОВ.

 

 

- Сергей Викторович, в последнее время очень много говорят об интерактивных досках. Чем вызвано повышенное внимание к этим устройствам?
- Появление в школах интерактивных досок - революционный шаг в системе образования не только России, но и во всем мире. Это сопоставимо с той революцией, которая произошла во второй половине ХIХ века, когда в городских, монастырских школах стали использовать обычные для нас черную доску и мел. И если до этого обучение сводилось к записи под диктовку, то теперь появилась возможность графического воспроизведения текста и его коллективного обсуждения, что дало потрясающий эффект. Сегодня мы переживаем аналогичный прорыв.
Интерактивная доска работает вместе с компьютером и проектором, представляя собой единый комплекс, который позволяет быстро и эффективно визуализировать различные образы, схемы, графики, чертежи, то есть перейти к обсуждению на уровне графических образов. Кроме того, комплекс позволяет протоколировать все действия, производимые учителем и учеником. Поэтому после проведения занятия всегда можно просмотреть ход работы вплоть до каждого шага и распечатать необходимые материалы.

- В глазах обывателя интерактивная доска нередко является электронным заменителем обычной. Поэтому не всегда понятно, в чем выигрыш - ведь если берут электронный маркер (аналог мела), делают запись на интерактивной доске (аналоге деревянной), а потом стирают написанное, используя "аналог тряпки", спрашивается, к чему все эти премудрости, тем более за такие большие деньги?
- Как известно, детям не разрешают писать на настенных картах, схемах и плакатах, потому что все это предназначено только для демонстрации. Мало того, даже указкой водить по этим наглядным пособиям надо осторожно, чтобы не порвать. То есть ни одно из этих средств не дает возможности графического комментирования изображения. А вот интерактивные доски дают целый ряд принципиально иных возможностей: любая схема, рисунок, карта здесь специально предназначены для того, чтобы по ним было не только можно, но и нужно чиркать. Причем электронная доска дает возможность комментировать не только статические изображения, но и видео, что очень важно. Поэтому специфика работы с ней совершенно иная. Да, ее можно использовать как обычную маркерную, но это малоэффективно с точки зрения мультимедиа.
Другой очень важный момент связан с гигиеной труда учителя и ученика. Меловая пыль воздействует на легкие не лучшим образом, мало того, она отрицательно влияет на технику и эргономику учебного процесса. Поэтому даже внедрение в свое время маркерных досок уже было большим прорывом. Правда, и они имели ряд недостатков, которые в какой-то степени стимулировали распространение интерактивных досок: маркеры были нерегулируемыми по интенсивности цвета и толщине линии, их было трудно достать, для стирания требовались специальные спреи, они катастрофически быстро сохли и распространяли не очень приятный химический запах.
Современная же электронная интерактивная доска лишена этих недостатков, плюс ко всему она эффективно работает в комплексе с целым рядом других устройств.

- Давно ли вы занимаетесь исследование интерактивных устройств?
- В течение 10 последних лет мы достаточно внимательно изучаем мировой рынок интерактивных устройств, и сейчас в нашем учебно-исследовательском институте есть практически все модели, которыми пользуются в большинстве развитых стран. Это продукция компаний Promethean, Polyvision, GTCO, Hitachi, Mimio, Panasoniс, все поколения Smart и многие другие. Имея у себя все эти устройства, мы заставляем работать их в различных режимах и выполнять самые различные функции. Наша главная задача - найти зоны их наиболее эффективного использования. Ведь помимо массы плюсов у каждой модели существуют свои минусы и специфические черты, узнать о которых можно только в процессе ее интенсивной эксплуатации, в реальном учебном процессе. Чем мы и занимаемся. По нашему убеждению, не существует плохих устройств, просто для некоторых из них не найдена зона их эффективного использования, а каждый инструмент предназначен для определенной целевой аудитории.

- Вы исследуете их по просьбе самих производителей или в рамках госзаказа?
- Мы делаем это исключительно по инициативе РГГУ. Дело в том, что мы уже давно и четко уяснили: существуют устройства, применение которых в той или иной сфере деятельности может совершить революцию, в корне изменить психологию отношений между учителем и учеником, между преподавателем и студентом, изменить ситуацию в учебном пространстве. Согласитесь, изменил же мобильный телефон нашу жизнь! А с приходом этой осенью сетей 3G все изменится еще более радикально. (Подробно о сетях 3G читайте в № 6 "ИКТ в образовании".) Поэтому одна из наших главных задач заключается в том, что мы должны увидеть эти перспективные разработки раньше, чтобы эффективно начать использовать их.

- Можно ли как-то классифицировать интерактивные доски?
- В принципе их можно разделить на два больших типа - стационарные и мобильные. Первые обычно устанавливают раз и навсегда. Вторые можно переносить, перевозить из помещения в помещение. Можно поделить их по принципу действия, удобству, размеру рабочей поверхности и так далее. Но принципиальных типов лишь два. И я уже вижу, что из-за непонимания этого момента сейчас некоторые мобильные модели начинают устанавливать стационарно, что приводит к их неэффективному использованию и в конечном итоге к негативному отношению к интерактивным устройствам вообще. Ведь если вы хотите выработать к чему-либо отвращение - заставьте людей использовать это не по назначению.

- А что в этом страшного, когда люди превращают мобильные варианты в стационарные?
- Нет, конечно, можно и так, но если мы говорим о современном учебном пространстве, то оно требует системной инсталляции, которая, как правило, стационарна. Следовательно, для этих целей нужно изначально приобретать не мобильную, а стационарную доску. Помимо этого в помещении необходимо наладить сеть, как электрическую, так и Интернет. Причем не столь важно, какими компьютерами здесь будут пользоваться - обычными ПК или ноутбуками. Главное, чтобы все было под рукой, не мешалось и не путалось. Также нужна специальная мебель - мобильная, модульная, складная, с которой удобно работать. Очень важно правильно расположить источники звука и света. У нас, к примеру, в восьми аудиториях университета пятиканальный звук. Это очень мощный фактор, и он дает потрясающий результат. Разумеется, видеопроекционную технику тоже необходимо разместить так, чтобы проектор всегда находился в строго определенном месте, чтобы его вообще не было видно, он не отбрасывал тени, издавал минимум шума, не излучал тепла, но при этом, если понадобится, к нему можно было легко добраться.
А неправильно выстроенная коммутация осложняет учебный процесс, мешает людям. Не там поставил проектор - он будет слепить преподавателя, не спрятал провода - они будут путаться под ногами. Я уже не говорю об эстетике учебного пространства. В кабинете все должно способствовать творчеству, лучшему усвоению знаний, а не напоминать об опасности.

- Существуют ли беспроводные модели?
- Да, но они, как правило, довольно дорогие модели. Правда, тут нужно сказать, что все подобные устройства развиваются в направлении беспроводного управления и питания. И если что-то раньше было с проводами, рано или поздно становится автономным - вспомните радиотелефоны и ноутбуки. Поэтому вполне логично, что через несколько лет интерактивные доски тоже будут полностью беспроводными.

- Кому все-таки больше всего облегчает жизнь интерактивная доска?
- Постоянно слышу высказывания, что это инструмент работы учителя, преподавателя. Но так обычно говорят те, кто работал с какой-либо одной маркой досок, с которой действительно может справиться только преподаватель. А если бы они знали о других устройствах, то поняли бы, что интерактивная доска должна быть удобной прежде всего для учеников. Поэтому если у доски стоит только преподаватель - это одно, если с ней работают ученики - другое. Когда у интерактивной доски постоянно работают, сменяя друг друга, несколько человек, становится ясно, почему она должна быть: а) максимально понятной, б) выносливой, в) стационарной. Иначе дети непременно потеряют специальные маркеры, случайно оборвут все провода, которые где-либо болтаются, или испачкают ее простыми маркерами.

- Что можно сказать о слабых сторонах таких досок?
- Практически на всех моделях, кроме продукции компании Smart Technologies, отсутствует возможность работать одновременно нескольким людям. Многие производители сейчас увеличивают рабочую поверхность, уже появились доски с соотношением сторон 16:9. Это замечательно, поскольку такие пропорции позволяют работать у доски нескольким ученикам. Но вот резистивная технология или ультразвуковая не позволяют взять сразу два маркера и работать ими одновременно, так как они начнут конфликтовать друг с другом. А если мы используем технологию DViT, это могут делать два, три и более пользователей, поскольку в этом случае в углах доски расположены видеокамеры, фиксирующие перемещение сразу нескольких объектов. С такими устройствами очень удобно работать. Представьте себе, выходят несколько учеников и начинают каждый своим маркером одновременно раскрашивать контурную карту, делать обозначения, составляют единый чертеж из разных блоков и так далее.
Другой очень серьезный недостаток связан с наличием у большинства из этих устройств расходных материалов, например, элементов питания, порой уникальных. Так, у продукции компании GTCO в маркере стоит особый аккумулятор, который нужно каждый день подзаряжать. Забыли сделать это - и с доской уже работать нельзя. А если аккумулятор вышел из строя - придется покупать новый маркер, который достаточно дорог. Для досок Hitachi вы должны постоянно иметь в кармане пальчиковые батарейки. Причем непонятно, почему нельзя было вмонтировать в маркер светодиод, который сигнализировал бы об уровне заряда батареек. Сколько раз случалось - ведешь занятие, и вдруг маркер отказывается слушаться, потому что заряд кончился, а новых батареек под рукой нет. Но ведь это не дело учителя - постоянно помнить о том, в каком изделии стоит какой элемент питания и когда его пора подзаряжать!
Расходным материалом у досок фирм GTCО, Activboard является грифель - этакий маленький пластиковый стерженек, который довольно быстро стачивается, если работать им интенсивно. И где прикажете его искать? Неужели приобретать целый маркер за сотню долларов?

- Наверное, те, кто производит эти доски, сами никогда не работали с ними так интенсивно, как вы. А те, кто их приобрел, берегут и выставляют лишь для "показательных выступлений".
- Думаю, да. Но через некоторое время эта проблема обязательно даст о себе знать.
Другой момент. Во многих случаях интерактивные доски подключаются и к ноутбуку, и к электросети. Поэтому если у меня в помещении нет доступной электрической розетки 220 вольт, я смогу работать далеко не со всеми моделями. И если питание вдруг исчезло, то у ноутбука еще есть аккумулятор, а вот у доскиа - нет. Конечно, такое бывает нечасто, но все же случается. Выход в том, чтобы использовать питание USB-порта компьютера, как это сделано у некоторых моделей Smart.

- Почему интерактивные доски нередко называют "мягкими"?
- Очевидно, из-за особенностей их поверхности. Но "мягкие" - не совсем удачный термин. Я бы назвал их эргономичными. Дело в том, что рабочая поверхность должна быть максимально функциональной. А абсолютно твердая поверхность мало пригодна для того, чтобы на ней работали. Вспомните, как трудно писать на столе, покрытом листом оргстекла. На него даже руки положить и то неприятно, потому что жестко. Человек сам по себе существо деформируемое, поэтому ему нравится все то, что имеет какую-то минимальную, пусть даже микронную податливость. Поэтому люди гораздо охотнее пользуются рабочим инструментом с резиновыми рукоятками, авторучками с упругим покрытием, телефонами с эластичными кнопками.
Да, мы уже как-то привыкли работать с твердыми досками, меловыми или маркерными, но надо признать, что другие устройства в плане эргономики ушли далеко вперед, а здесь все еще дремучий застой. Ситуацию спасают только новинки рынка интерактивных изделий. Но, кстати, даже компания Smart, изделия которой в этом плане я ставлю на первое место, мне кажется, могла бы чуть-чуть усилить податливость поверхности своих досок. Это очень важно для учеников начальных классов и воспитанников детских садов в плане развития мелкой моторики. Дело в том, что, когда ребенок нажимает на поверхность, она прогибается под воздействием именно той части пальцев, которая имеет максимальную чувствительность. И если дети начинают рисовать пальцами, срабатывают целый ряд психофизиологических механизмов - памяти, мышечного чувства и так далее. А когда малыш сможет, регулируя силу нажатия, менять толщину линии, это будет просто великолепно. Прочность же самого покрытия весьма велика, повредить ее крайне сложно, а в определенных условиях просто невозможно.
Поэтому доска должна быть максимально умной, насколько это позволяют современные технологии. А кроме того, с ней должно быть приятно работать. И даже просто касаться ее.

- Но действительно ли маркером удобнее пользоваться по сравнению с куском мела или авторучкой?
- Ни у одной фирмы, кроме, пожалуй, Smart, нет эргономичных маркеров. Непонятно, почему нужно делать их такими толстыми, что трудно обхватить пальцами, или, наоборот, настолько тонкими, что они норовят выскользнуть. И потом, нельзя делать маркер таким же, как авторучка, которой мы привыкли писать на бумаге. Ведь если ты работаешь на большой поверхности, то средство для письма просто обязано быть иным - тут другой угол наклона, иной нажим. Но, повторяю, такое впечатление, что люди, которые разрабатывают эти устройства, никогда с ними не имели дела. И если держали в руках, то лишь несколько минут. А вот когда поработаешь у доски часов шесть, становится понятным, какой маркер лучше, а какой хуже.
У компании Promethean маркеры почему-то с тонким заостренным обратным концом. И, главное, совершенно неясно зачем. Такое впечатление, что конструкторы изделия никогда не учились сами в школе или вузе и не знают, что у авторучки и карандаша самое опасное место то, которое обращено к вашему лицу. Взрослые более ответственны, они знают, что грызть ручку и ковырять ею в носу нехорошо. И не делают так. Но ведь Promethean позиционирует как компания, изготовляющая интерактивные доски для детей! А получается, что они просто провоцируют учеников использовать маркер не по назначению.
Все эти нюансы покажут себя с негативной стороны только в процессе массовой эксплуатации интерактивных досок. Просто сейчас слишком мало образовательных учреждений их имеет и слишком мало людей с ними работают.

- Наверное, один из самых больших недостатков электронных досок - их высокая стоимость?
- В принципе да, это далеко не дешевое удовольствие. Но давайте сравним: сегодня компьютерный класс в 20 машин стоит примерно 25 000 долларов. При этом через полтора-два года все они нуждаются в полном переоснащении. А интерактивная доска обойдется примерно как 3-4 компьютера, зато срок жизни ее - порядка 8-10 лет. Это устройство переживет не одно поколение компьютеров. И потом, не зря же говорят: мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Поэтому, оборудуя школу современной техникой, можно поставить 20 машин, а можно - 15 и одну электронную доску. При этом качество занятий и эффект вырастет на порядок. Приятно, что уже многие школы тратят деньги не на затыкание дыр, а на вполне концептуальные вещи. Можно сказать, что они инвестируют в себя.

- Насколько имеет значение размер доски?
- Некоторые считают, что чем больше размеры, тем лучше. Но это далеко не всегда так. У нас в университете в некоторых аудиториях висят большие доски. И что? Мужчина - преподаватель или студент - еще может достать до ее верхнего края, а вот женщинам уже тяжело. То есть часть полезной площади просто не используется. И ведь повесить ее ниже тоже нельзя - тогда придется наклоняться, а это тоже не лучший вариант. Поэтому размеры должны быть ровно такими, чтобы каждый пользователь мог использовать максимум возможностей. Это особенно важно учитывать, приобретая интерактивные доски для школ и детских садов.

- А можно ли перемещать электронные доски вверх-вниз, оперативно подгоняя их под нужный уровень?
- Такие модели почти никто не выпускает, потому что при этом необходимо постоянно подстраивать проектор. Есть отдельные модели, в которых он тоже перемещается вместе с доской на раме. Но это очень дорогое решение, малодоступное для образовательных учреждений.

- Знатоки очень хвалят доски обратной проекции. Что вы скажете по этому поводу?
- Такие решения действительно очень удобны. Согласитесь, гораздо удобнее, когда проектор расположен за полупрозрачным экраном. Отсутствуют тени, появляется возможность работать в ярко освещенных помещениях. Как правило, в таких моделях реализована многопользовательская технология DVIT. Там есть специальная встроенная акустическая система, а также система особой коммуникации для пользователей, которые пришли со своими ноутбуками. И как раз на таких досках имеется специальный регулятор высоты.
Но основной недостаток досок обратной проекции дороговизна. Ведь обойдется она не менее чем в 10 000 долларов. Помимо всего прочего смущают габариты и вес.

- Можем ли мы сами производить аналогичные изделия у нас в стране, чтобы сделать их более дешевыми?
- Я уже много раз слышал о том, что под Зеленоградом началось производство собственных интерактивных досок, правда, на базе решений компании Promethean. Но до сих пор не видел ни одной. Не думаю, что правильно абсолютно все производить у себя. Если уж какая-то компания наработала колоссальный опыт, если мы идем по пути европейской торгово-промышленной интеграции, тогда не надо изобретать велосипед заново. В конце концов можно открыть их производство какого-либо бренда в нашей стране. Тем более что рынок интерактивных устройств в России просто колоссальный. Поскольку мы находимся на одном из последних мест по их использованию, у нас все впереди. Нужно только не бояться вкладывать средства в перспективные технологии. Это уже давным-давно поняли, например, в Великобритании, где в школах стоит 177 000 интерактивных досок, одной только компании Smart - там они фактически есть в каждом классе. В США их более 300 000, Мексика недавно сделала 46 000 инсталляций единовременно. А у нас многим надо еще объяснять, чем обычная доска отличается от интерактивной.
Сейчас наблюдается определенный кризис образования. Новое время предъявляет новые требования, а система далеко не всегда способна их выполнить, так как оперирует старыми, многовековой давности подходами. Использование же интерактивных устройств, новых методических приемов способно в корне изменить ситуацию. Сегодня Hi-tech бросает вызов образованию и должны на него ответить.

- Сергей Викторович, а как интерактивные доски попадают в наши школы?
- Есть три пути. Первый - централизованная поставка в рамках нацпроектов. Второй - закупка за деньги, полученные в качестве грантов школами-победителями и инновационными вузами. Третий - сотрудничество с разными компаниями, фондами, которые поддерживают конкретные школы в рамках различных программ. Сюда же относится помощь шефов, спонсоров, родителей, международных организаций.
Но в этом году, полагаю, нас ожидает крупный скандал. Дело в том, что в 2007 году в школы попадет порядка 3000 досок одного (на наш взгляд, не самого успешного) производителя - GTCO. Это довольно сложный инструмент, который рассчитан не на ученика и даже не на учителя, а на преподавателя ИКТ. И, боюсь, все это сыграет весьма негативную роль. Ведь когда внедряют не очень удачное устройство, тень в дальнейшем падает на всю технологию. И люди, столкнувшись с одним изделием, которое им не нравится, будут потом говорить: спасибо, не надо нам больше ничего интерактивного, у нас уже был печальный опыт...
Я думаю, что прежде чем организовывать конкурс среди поставщиков на федеральном уровне, необходимо было изучить тенденции мирового рынка интерактивных устройств, узнать продукция каких фирм пользуется наибольшим спросом и что предпочитают закупать для школ в Великобритании, Соединенных Штатах, Франции, Германии. Но практика показывает, что конкурсы фирмы выигрывают не потому, что предоставляют самый лучший продукт, а благодаря самой низкой цене товара.
Я очень сожалею об этом, ибо это окажет системе образования России медвежью услугу. Тем более что планируется поставить только устройства, без программного обеспечения и методических рекомендаций по работе с ними. Ведь потом, когда доски поступят, пройдет какое-то время, снова объявят грант на разработку софтверных решений, а когда они будут готовы, устройства уже устареют, будут иначе работать, словом, это будет еще одна головная боль.

Оснащать школы интерактивными устройствами необходимо комплексно, учитывая не только наш отечественный опыт, но и европейский, международный.

Вадим МЕЛЕШКО

 

Комментарии (0)
18.08.2010