Статьи
04.06.2010

Духовный ресурс нации современная сельская школа пополняет с помощью SMART

 

Регион
Калининградская область

Автор решения
МОУ СОШ п. Крылово, Правдинский район

SMART-достижения
- Активизирован процесс мотиваций педагогического состава к инновациям в сфере информационных технологий;
- Сформирована и продолжает пополняться библиотека электронных ресурсов по предметам, изучаемым в школе и общекультурной тематики;
- Активно используется система повышения квалификации учителей, использующих ИТ.

Инструменты
- Интерактивная доска SMARTboard
- Пульты дистанционного тестирования
- Мобильный класс на базе ноутбуков
- Мультимедийный комплекс

Срок использования
2 годa

Внедрение информационных технологий в школах часто зависит от "человеческого фактора". Наличие самого современного оборудования не помогает в решении педагогических задач. Если учителя не мотивированы к активному его использованию, не умеют извлекать из него новые возможности, и не поддерживаются администрацией в стремлении улучшать свои пользовательские навыки, проку оттого, что школа оборудована передовой техникой, мало или вовсе нет.


Ситуация

Cитуация Школа поселка Крылово среди других средних школ Калининградской области выглядит особо: о ней знают далеко за пределами нашего самого западного региона, да и не только в России, но и за рубежом - в Германии, Финляндии и даже Великобритании. Здесь, в Крылово, побывал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, подаривший школе в 2005 году цифровую лабораторию.

Школа также была удостоена гранта Президента страны в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Несомненно, бесценный педагогический коллектив во главе с его директором Иваном Тюляндиным заслуживает самого пристального внимания и в сфере развития информационных технологий.

Школа совсем не велика, что вполне нормально для сельской местности, тем более если учитывать ее специфическое месторасположение - на самой границе с Польшей. Но именно этот существенный факт придает ей особую значимость в глазах детей, родителей и муниципальных властей. Поистине столь камерные условия протекания педагогического процесса рождают и совершенно особый подход к принципам обучения и воспитания сельских ребят, имеющим свои неповторимые преимущества перед традиционным городским образовательным учреждением.

Решение

Средняя школа поселка Крылово начала свой путь информационной эволюции в 2005 году, получив в награду от министра образования комплект цифровой лаборатории учителя, в состав которой входят: интерактивная доска Smart Board, цифровая видеокамера, 15 ноутбуков, мультимедиа-проектор, принтер, сканер, карманный персональный компьютер, аудиосистема и устройство беспроводного соединения по локальной сети. Но это был лишь первый шаг, вслед за которым школа получила грант Президента. Теперь учреждение укомплектовано двумя компьютерными классами (что на самом деле очень неплохо, учитывая, что количество детей не превышает 200 человек), а к новому учебному году получает доступ к ресурсам глобальной информационной сети.

Следует заметить, что несмотря на разноуровневый возрастной состав педагогического коллектива, ко второму году изучения возможностей интерактивной доски, едва ли не каждый преподаватель занялся активным ее использованием в рамках собственной дисциплины. На базе своей библиотеки школа сформировала уникальное и постоянно пополняемое собрание электронных ресурсов, в состав которых входят: а) программное, информационное и методическое обеспечение учителей по учебным предметам; б) методические разработки педагогов школы; в) библиотека отечественной и мировой культуры (лучшие произведения русской и мировой живописи, литературы, архитектуры и др. областей духовной жизни общества).

Далеко не случайно сельская школа обратила внимание на духовный и эстетический потенциал, заложенный в информационных технологиях. Тут нужно обратить внимание на тот факт, что Калининградская область (бывшая Восточная Пруссия) пребывает в особой, необычной культурной среде, сформировавшейся на стыке двух культурных и исторических пластов: немецкого и российского. В этих условиях национальная и общекультурная самоидентификация жителя области испытывает значительную потребность в приобщении к национальной среде, в некотором смысле - активном и творческом взаимодействии с "большой Россией".

Все сказанное имеет особое значение для жителей села, в котором главным источником культурной информации, местом творческого самовыражения и коммуникативной средой, объединяющей целый ряд населенных пунктов, становится школа. Причем объединяет школа не просто учащихся, но их старших братьев и сестер, бывших выпускников и, наконец, их родителей.

По мнению директора Крыловской школы И. П. Тюляндина, на сельскую школу в России всегда возлагалась особая миссия: с одной стороны, быть единым образовательным, культурным, духовно-нравственным интегративным центром сельском жизни, а с другой стороны - сохранять само существование поселка как особого способа социальной организации жизни со своим специфическим укладом и характерным ценностным измерением, для которого такие категории, как семья, дом, род, память, труд на своей земле, становятся ключевыми.

Опираясь на подобную воспитательную доктрину, школа обращается к использованию интерактивной доски на уроках, элективных курсах по истории, мировой художественной культуре, основам православной культуры, обществознанию, литературе, русскому языку, истории отечественного и зарубежного кинематографа, кружковых занятиях, творческих вечерах.

Разумеется, данная приуроченность этого уже почти не заменимого технического средства совершенно не исключает и сугубо утилитарного ежедневного его использования, связанного с подготовкой к экзаменам, многочисленными тестированиями, электронными версиями домашних заданий и их проверки, в качестве наглядного пособия и много другого.

Витольд Ясвин, заведующий лабораторией экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга наук об образовании РАО, профессор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ:

"Когда двадцать лет назад я был молодым учителем, пределом совершенства считались раздвижные классные доски. И если одни учителя, используя их технические возможности, поднимали школьные уроки на новый методический уровень, то для других такие доски лишь увеличивали исписанную мелом площадь. Я убежден, что школьный урок ? это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности, как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной среды на уроках."

Результат

Для учителя. Новые технологии в первую очередь позволили раскрыться личности и таланту учителя. Отныне у каждого педагога появился собственный мольберт (ноутбук) и холст (интерактивная доска). Остается лишь приступить к картине. Она может превратиться в урок, исполненный в лучших традициях технологий Microsoft Power Point, либо в замечательное средство проверки домашнего задания, либо в способ проведения быстрого интерактивного опроса, тестирования, зачета, либо в наглядное пособие, благодаря которому иллюстрация не просто демонстрируется, но творчески осваивается, исследуется в деталях, анимируется, движется и практически живет в образовательном процессе. Кроме того, сокращается время подготовки к уроку учителя, освобожденного от постоянного оформления доски и фиксирования необходимых изображений, зачастую имеющих далеко не привлекательный, блеклый вид. Благодаря библиотеке электронных ресурсов, каждый педагог может воспользоваться накопленным опытом коллег, что повышает мобильность и активность взаимодействия творческих усилий всего коллектива.

Для ученика. Использование интерактивной доски на уроках открывает возможность художественного самовыражения не только для педагога, но и для ученика. Важно помнить, что у многих сельских ребят есть компьютеры, а также и доступ в Интернет, что значительно повышает их работоспособность в сфере ИТ. Отныне они могут полностью проявить свои способности на уроке, достойно конкурируя, учась и даже в чем-то помогая своему учителю.

Самое главное преимущество интерактивной доски - ее эстетическая и динамическая структура, соответствующая эстетическим критериям молодого поколения. Таким образом, использование Smart Board на уроке становится дополнительным фактором организации внимания ученика и в силу наличия качественного визуального ряда - повышения запоминаемости учебного материала.

Наконец, правильное применение данного технического новшества в буквальном смысле распахивает для ученика дверь в многоликое пространство мировой и отечественной культурной традиции, предоставляя ребенку возможность встретиться лицом к лицу с достижениями человечества на всем протяжении его становления.

Публикация с сайта http://pedsovet.org/

Комментарии (0)
04.06.2010