Анита Борг

Американская учёная в области компьютерных технологий и вычислений, основатель женской технической конференции имени Грейс Хоппер «Женщины и ИТ» и создатель Института по делам женщин и технологий (Institute for Women and Technology (IWT) – сегодня «ABI»).
Анита Борг была инженером-консультантом и доктором наук в области компьютерных технологий, что уже редкость для относительно небольшого числа женщин-учёных. Она разработала и запатентовала метод для трассировки полного адреса при генерации, используемый для анализа и проектирования высокоскоростных систем памяти.
Одно из главных достижений активной деятельности Аниты Борг – открытие Института по делам женщин и технологий, который после её смерти поддержала и финансировала компания Xerox. Цель, которую преследовала Анита, открывая институт – вовлечь «нетехнических» женщин в область компьютерных технологий.
Сегодня институт растет, как и чисто его спонсоров, а число программ по привлечению женщин охватило 23 страны мира.
В 2004 году в честь миссии Аниты Борг компания Google создала стипендию, с помощью которой надеются побудить женщин преуспеть в области вычислений и технологии, становиться активными участниками и лидерами.
Анита Борг внесла большой вклад в привлечение женщин в область информационно-коммуникационных технологий. Во многом благодаря ей большинство женщин больше не рассматривают технические специальности как некую привилегию мужчин и все чаще находят свое место в ИКТ.
В наши дни доля женщин в ИТ-отрасли понемногу растёт. В мире эта тенденция выражена сильнее, чем в России, но все же ситуация стала сильно улучшаться после того, как произошёл резкий отток ценных кадров, и началась повсеместная популяризация технических наук и инженерного образования.
5 пять лет назад в ИТ-сфере мы наблюдали 4-кратное преобладание мужчин, то к 2011 году соотношение 15:1 стало обычным делом.
Мы, команда Edcommunity, искренне надеемся, что эта тенденция будет сохраняться и мир узнает много новых имен талантливых женщин инженеров и программистов, среди которых будут и наши соотечественницы.
Грейс Хоппер

Эта женщина известна на весь мир как ученый, первооткрыватель, офицер ВМФ, математик, создатель одного из первых высокоуровневых языков программирования COBOL, но мало кто знает, что она была еще и первоклассным преподавателем, лекции которого слушатели провожали аплодисментами.
В годы Второй Мировой войны, уже будучи доктором математических наук и адъюнкт-профессором, Хоппер принесла присягу в резерве ВМС США и поступила на службу. Учась в Школе курсантов резерва в колледже Смит, Хоппер закончила обучение с лучшими результатами в классе и в звании младшего лейтенанта и была назначена в бюро артиллерийских вычислительных проектов при Гарвардском университете. Она занималась программированием на компьютере Mark I под руководством Говарда Эйкена. Эйкен и Хоппер были соавторами трёх статей о компьютере Марк I, также известном как счётное устройство с автоматической последовательностью операций.
В 1949 году Хоппер присоединилась к команде разработчиков UNIVAC I компании Eckert-Mauchly Computer Corporation. Когда вначале 1950-х компания перешла в руки корпорации Remington Rand, команда выпустила первый в истории компилятор. Он был известен как «A Compiler», и первая его версия была A-0. В 1954 году Грейс стала начальником отдела автоматизации и программирования, а её отделение выпустило некоторые из первых компиляторов, включая ARITH-MATIC, MATH-MATIC и FLOW-MATIC.
Весной 1959 г. на двухдневной Конференции по языкам систем обработки данных (CODASYL) Хоппер была техническим консультантом комитета, и многие её бывшие подчинённые состояли во временном комитете, который стандартизировал (defined) новый язык COBOL. Этот новый язык был расширением хопперовского FLOW-MATIC и содержал некоторые идеи COMTRAN, похожего языка от IBM. В этом новом языке была заключена идея Хоппер о том, что программы лучше писать на языке, который ближе к английскому, нежели на языке, который ближе к машинному коду (как, напр., ассемблер). COBOL стал наиболее распространённым языком для бизнес-приложений и остаётся таковым по сей день.
Хоппер разработала валидационное программное обеспечение для COBOL и его компилятора, что было частью программы стандартизации COBOL.
В 1970-е гг. Хоппер убедила министерство обороны заменить большие централизованные системы сетью малых, находящихся в разных местах компьютеров. Любой пользователь любого компьютерного узла мог получить доступ к базам данных, хранившихся в сети. Она впервые применила стандартизацию к тестированию компьютерных систем и компонентов, и что особенно важно, к ранним языкам программирования. Тесты соответствия этим стандартам привели к значительному сходству различных диалектов этих языков у главных производителей компьютеров. В 1980-е гг. эти тесты были одобрены Национальным бюро стандартов (NBS), которое сейчас известно как Национальный институт стандартов и технологий (NIST).
После выхода в отставку Хоппер стала старшим консультантом в корпорации Digital Equipment Corporation, где и проработала вплоть до смерти в возрасте 85 лет в 1992 году.
Она читала различные лекции о заре компьютерной эры, о своей карьере и об усилиях, которые разработчики компьютеров могут предпринять, чтобы упростить жизнь пользователям. Многие лекции она иллюстрировала прямым телефонным шнуром, обрезанным по длине в 30 см, чтобы продемонстрировать дистанцию, которую свет проходит за одну наносекунду. Кабель передавался аудитории в качестве наглядного пособия. Хоппер уточняла для аудитории, что это максимальное расстояние, которое свет проходит в вакууме без помех, и что сигналы идут дольше по настоящим кабелям, служившим ей пособием.
Позднее она использовала эту же метафору, чтобы проиллюстрировать, почему компьютерам следует быть маленькими, чтобы быть быстрее. На многих своих лекциях и визитах она раздавала аудитории «наносекунды», дополняя презентацию бухтой кабеля 300 метров длиной, обозначающего микросекунду. Читая лекции в дальнейшем, она раздавала пакеты с перцем, которые называла «пикосекундами».
«Самым важным моим достижением, кроме постройки компилятора, является обучение молодежи. Знаете, они подходят ко мне и говорят: „Как вы считаете, у нас получится?“ Я отвечаю „Пробуйте“. И я поддерживаю их. Им это необходимо. Я слежу за их развитием, и временами побуждаю их рисковать и отвечать на профессиональные вызовы».
Августа Ада Кинг

Кстати, не все знают, а ведь Ада была единственным законнорожденным ребёнком знаменитого английского поэта Джорджа Гордона Байрона. В первый и последний раз Байрон видел свою дочь через месяц после рождения. 21 апреля 1816 года Байрон подписал официальный развод и навсегда покинул Англию.
Имя Чарльза Бэббиджа юная мисс Байрон впервые услышала за обеденным столом от Мэри Сомервилль,которая перевела в своё время с французского <Трактат о небесной механике> математика и астронома Пьера-Симона Лапласа. Спустя несколько недель, 5 июня 1833 года, они впервые увиделись. Чарльз Бэббидж в момент их знакомства был профессором на кафедре математики Кэмбриджского университета - как сэр Исаак Ньютон за полтора века до него. Позднее она познакомилась и с другими выдающимися личностями той эпохи: Майклом Фарадеем, Дэвидом Брюстером, Чарльзом Уитстоном, Чарльзом Диккенсом и другими.
За несколько лет до вступления в должность Бэббидж закончил описание счётной машины, которая смогла бы производить вычисления с точностью до двадцатого знака. Чертёж с многочисленными валиками и шестерёнками, которые приводились в движение рычагом, лёг на стол премьер-министра. В 1823 году была выплачена первая субсидия на постройку того, что теперь считается первым на Земле компьютером и известно под названием <Большая разностная машина Бэббиджа>. Строительство продолжалось десять лет, конструкция машины всё более усложнялась, и в 1833 году финансирование было прекращено.
В 1835 году мисс Байрон вышла замуж за 29-летнего Уильяма Кинга, 8-го барона Кинга, который вскоре унаследовал титул лорда Лавлейса. У них было трое детей: Байрон, рождённый 12 мая 1836 года, Анабелла (Леди Энн Блюн), рождённая 22 сентября 1837 и Ральф Гордон, рождённый 2 июля 1839 года. Ни муж, ни трое детей не помешали Аде с упоением отдаться тому, что она считала своим призванием. Замужество даже облегчило её труды: у неё появился бесперебойный источник финансирования в виде фамильной казны графов Лавлейсов.
В 1842 году Чарльз Бэббидж был приглашен в Туринский университет провести семинар о своей аналитической машине. Луиджи Менабреа, юный итальянский инженер, и будущий премьер-министр Италии, записал лекцию на французском, и впоследствии она была опубликована в Общественной Библиотеке Женевы в октябре того же года. Бэббидж попросил графиню Лавлейс перевести записи Менабреа на английский и сопроводить текст комментариями. Леди Лавлейс потратила больше года на эту работу, после чего труды были опубликованы под акронимом ААЛ и оказались более обширными, чем записи Менабреа. В одном из своих комментариев Ада описывает алгоритм вычисления Чисел Бернулли на аналитической машине. Было признано, что это первая программа, специально реализованная для воспроизведения на компьютере, и по этой причине Ада Лавлейс считается первым программистом, несмотря на то, что машина Бэббиджа так и не была сконструирована при жизни Ады.
Ада Лавлейс скончалась 27 ноября 1852 года от кровопускания при попытке лечения рака матки (от кровопускания же скончался и её отец) и была похоронена в фамильном склепе Байронов рядом со своим отцом, которого никогда не знала при жизни.