Форум
RSS
[ Закрыто ] ФГОС начального общего образования. Вопросы эксперту, В этой ветке форума вы можете задать вопросы эксперту о федеральных образовательных стандартах
 
C 1 сентября вступили в силу ФГОС начального общего образования.
Учителя и ученики уже два месяца живут по новым стандартам, но вопросы остались и важно получить на них квалифицированные ответы.
На вопросы учителей о новых образовательных стандартах отвечает Алексей Анатольевич Муранов эксперт НФПК, руководитель начальной школы центра образования «Измайлово».
Задавайте вопросы в форуме до 14 ноября, Алексей Анатольевич ответит в комментариях к ним.
 
Здравствуйте, уважаемый Алексей Анатольевич!
по СанПиНу в 1 классе продлёнка разрешена только в том случае, если образовательное учреждение имеет возможность организовать дневной сон для первоклассников. В большинстве школ кровати ставить некуда, да и купить их не на что (а также встаёт куча вопросов по обеспечению постельным бельём, его стиркой и сменой и т.п.), поэтому продлёнки в 1 классе НЕТ (знаю это точно, т.к. общаюсь с коллегами не только своего района, но и с учителями Московской области, других областей России), соответственно и воспитатель ГПД для первоклассников не предусмотрен штатным расписанием.
В связи с этим животрепещущий вопрос: С кем будут находиться первоклассники после окончания уроков и до наступления занятий по внеурочной деятельности? (временной промежуток примерно 2 часа - прогулка, обед, отдых).
Спасибо.
Изменено: Елена Чулихина - 31.10.2011 13:30:09
 
Алексей Анатольевич, прокомментируйте следующую ситуацию.
Учитель 1 класса рассказала историю, которая произошла на так называемой внеурочке. Не знаю, смеяться или плакать.
После основных уроков, которые заканчиваются в 12.10, первоклассники у нас обедают, потом идут на улицу гулять, а в 13.50 начинается внеурочная деятельность - 2 часа в день. Так на 2-ом занятии один мальчик уснул прямо на парте... (ведь по идее для первоклассников это был 6-ой час занятий в день, пусть и внеурочной деятельностью...и, заметьте, без дневного сна).
А вообще, учителя говорят, что после обеда и прогулки многие детки хотят спать, просятся домой, говорят, что устали...но.... домой они попадают (в лучшем случае, если живут рядом со школой) после 15 часов. Так нужна ли она - внеурочная деятельность - в таком виде и как организовать её так, чтобы и не во вред здоровью детей и без нарушений требований ФГОС (каждый ли ребёнок должен "получить" 10 часов внеурочки в неделю?)

Спасибо.
 
1. Зачем организовывать дополнительное образование в школах, если оно уже давно существует в учреждениях дополнительного образования?
2. Не приведет ли внедрение ФГОС второго поколения к разрушению существующей системы дополнительного образования?
3. Считаете ли вы правильным заставлять всех школьников обязательно посещать какие-то кружки и секции? Ведь дополнительное образование не является обязательным, по своей сути. Какой смысл в такой принудительности?
4. Считаете ли вы, что в дополнительном образовании должен соблюдаться принцип добровольности и личной заинтересованности детей содержанием образования?
5. Считаете ли вы, что формат урока и формат кружкового занятия – очень разные вещи, требующие разного подхода, методик, разной подготовки педагогов?
6. Считаете ли вы нормальным, что вследствие нехватки помещений в школе проведение обязательных дополнительных занятий по классам приводит к игнорированию действительных интересов детей и резкому уменьшению возможности выбора детьми тех занятий, которые отвечают их склонностям?
7. Считаете ли вы правильным намерение реформаторов (в частности, И. Абанкиной) сделать так, чтобы ребенок мог посещать бесплатно не более двух кружков, если же он хочет посещать большее количество кружков, то родители уже должны раскошелиться? Зачем так ограничивать возможность развития способностей у подрастающего поколения?
8. Является ли разумным внедрение стандартов нового поколения, если для этого нет соответствующей материальной базы? Кто должен обеспечить эту базу? Разве не само государство?
 
Уважаемые коллеги!
Честно говоря, несколько удивлен тем, что много вопросов касаются внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по замыслу стандарта это возможность, а не обязанность для школ. Мы этой возможностью в своей школе активно пользуемся давно. Вопрос о спальнях у нас в Москве никогда не стоял и мы работаем в режиме школы полного дня уже много лет. Проблем с тем, что дети просятся домой или хотят спать у нас никогда не было.
Тут все зависит от того, интересные ли занятия для детей. У нас есть театр, бальные танцы, занятия по монтажу видеофильмов и созданию творческих проектов.
Сложно ли детям быть в школе после 4-х уроков? Ну а какой может быть выход если родители на работе до вечера? В любом случае лучше развивающие занятия, чем просто сидение на продленке.
 
Уважаемые коллеги!
Честно говоря, несколько удивлен тем, что много вопросов касаются внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по замыслу стандарта это возможность, а не обязанность для школ. Мы этой возможностью в своей школе активно пользуемся давно. Вопрос о спальнях у нас в Москве никогда не стоял и мы работаем в режиме школы полного дня уже много лет. Проблем с тем, что дети просятся домой или хотят спать у нас никогда не было.
Тут все зависит от того, интересные ли занятия для детей. У нас есть театр, бальные танцы, занятия по монтажу видеофильмов и созданию творческих проектов.
Сложно ли детям быть в школе после 4-х уроков? Ну а какой может быть выход если родители на работе до вечера? В любом случае лучше развивающие занятия, чем просто сидение на продленке.
Цитата
Александр пишет:
1. Зачем организовывать дополнительное образование в школах, если оно уже давно существует в учреждениях дополнительного образования?

2. Не приведет ли внедрение ФГОС второго поколения к разрушению существующей системы дополнительного образования?

3. Считаете ли вы правильным заставлять всех школьников обязательно посещать какие-то кружки и секции? Ведь дополнительное образование не является обязательным, по своей сути. Какой смысл в такой принудительности?

4. Считаете ли вы, что в дополнительном образовании должен соблюдаться принцип добровольности и личной заинтересованности детей содержанием образования?

5. Считаете ли вы, что формат урока и формат кружкового занятия – очень разные вещи, требующие разного подхода, методик, разной подготовки педагогов?

6. Считаете ли вы нормальным, что вследствие нехватки помещений в школе проведение обязательных дополнительных занятий по классам приводит к игнорированию действительных интересов детей и резкому уменьшению возможности выбора детьми тех занятий, которые отвечают их склонностям?

7. Считаете ли вы правильным намерение реформаторов (в частности, И. Абанкиной) сделать так, чтобы ребенок мог посещать бесплатно не более двух кружков, если же он хочет посещать большее количество кружков, то родители уже должны раскошелиться? Зачем так ограничивать возможность развития способностей у подрастающего поколения?

8. Является ли разумным внедрение стандартов нового поколения, если для этого нет соответствующей материальной базы? Кто должен обеспечить эту базу? Разве не само государство?
 
Алексей Муранов пишет:
Уважаемые коллеги!
Честно говоря, несколько удивлен тем, что много вопросов касаются внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по замыслу стандарта это возможность, а не обязанность для школ. Мы этой возможностью в своей школе активно пользуемся давно. Вопрос о спальнях у нас в Москве никогда не стоял и мы работаем в режиме школы полного дня уже много лет.


Алексей Анатольевич! Вы не ответили на вопрос: С кем будут находиться первоклассники после окончания уроков и до наступления занятий по внеурочной деятельности?
У нас нет воспитателя ГПД для первоклассников!!! Кто отвечает за жизнь и здоровье детей в перерывах между учебными занятиями и внеурочной деятельностью? Кто водит детей на эти занятия? Кто гуляет с первоклассниками и кормит их обедом? Входят ли перечисленные действия в обязанности классного руководителя? Если входят, дайте пожалуйста, ссылку на нормативные документы, регламентирующие эти вопросы.
Спасибо!
Изменено: Елена Чулихина - 08.11.2011 10:41:01
 
Цитата
Алексей Муранов пишет:
...мы работаем в режиме школы полного дня уже много лет.

Алексей Анатольевич! Но ведь школа полного дня, и часы внеурочной деятельности при условии , что нет ГПД - это разные вещи!
 
Цитата
Елена Чулихина пишет:
Алексей Анатольевич! Вы не ответили на вопрос: С кем будут находиться первоклассники после окончания уроков и до наступления занятий по внеурочной деятельности?
У нас нет воспитателя ГПД для первоклассников!!! Кто отвечает за жизнь и здоровье детей в перерывах между учебными занятиями и внеурочной деятельностью? Кто водит детей на эти занятия? Кто гуляет с первоклассниками и кормит их обедом? Входят ли перечисленные действия в обязанности классного руководителя? Если входят, дайте пожалуйста, ссылку на нормативные документы, регламентирующие эти вопросы.

Спасибо!

К сожалению я не могу ответить на вопрос, связанный с конкретными решения в разных регионах страны. Я никогда не слышал про отсутствие групп продленного дня в первых классах. У нас такой проблемы, к счастью, нет. В большинстве случаев кормят детей да и ведут развивающие занятия классные руководители. При новой системе оплаты труда все виды деятельности можно предусмотреть.
 
Цитата
Попробую ответить по пунктам:
1. Зачем организовывать дополнительное образование в школах, если оно уже давно существует в учреждениях дополнительного образования?
Не везде есть учреждения дополнительного образования, стандарт предполагает возможность использования учреждений ДО для дополнительного образования. Да и вообще я не могу понять, как может быть вред от дополнительных денег на работу с детьми, в том числе индивидуальную. Стандарт дает возможность организовать дополнительную работу с детьми

2. Не приведет ли внедрение ФГОС второго поколения к разрушению существующей системы дополнительного образования?
Не вижу никакой связи, проблемы в системе ДО были и до введения новых ФГОС. Скорее новый ФГОС дает возможность для развития системы ДО (в том числе на базе школ).


3. Считаете ли вы правильным заставлять всех школьников обязательно посещать какие-то кружки и секции? Ведь дополнительное образование не является обязательным, по своей сути. Какой смысл в такой принудительности?
Ну вообще-то и посещение школы у нас не является обязательным, родители имеют право учить детей дома. ФГОС накладывает обязательства не на ребенка, а на государство. Если ребенок и его родители хотят, то государство обязано.


4. Считаете ли вы, что в дополнительном образовании должен соблюдаться принцип добровольности и личной заинтересованности детей содержанием образования?
Вообще-то этот принцип везде должен в школе соблюдаться, а уж в дополнительном образовании - конечно.


5. Считаете ли вы, что формат урока и формат кружкового занятия – очень разные вещи, требующие разного подхода, методик, разной подготовки педагогов?
Ну тут для меня не совсем так. Новый стандарт предполагает использование групповых и проектных форм организации занятий. Честно говоря я не вижу разницы во многих случаях. Особенно если мы говорим об уроках технологии, рисования...

6. Считаете ли вы нормальным, что вследствие нехватки помещений в школе проведение обязательных дополнительных занятий по классам приводит к игнорированию действительных интересов детей и резкому уменьшению возможности выбора детьми тех занятий, которые отвечают их склонностям?
Тут все зависит от ситуации в конкретной школе. Любое решение может быть использовано как во благо, так и во зло. Все зависит от конкретных людей, реализующих решения. Если нет условий для проведения занятий, то пользы точно не будет.

7. Считаете ли вы правильным намерение реформаторов (в частности, И. Абанкиной) сделать так, чтобы ребенок мог посещать бесплатно не более двух кружков, если же он хочет посещать большее количество кружков, то родители уже должны раскошелиться? Зачем так ограничивать возможность развития способностей у подрастающего поколения?
Я про такие идеи и ограничения ничего не знаю. Стандартом такие ограничения не устанавливаются. У нас некоторые дети на кучу бесплатных кружков ходят. Есть и платные, но это, скорее, исключение.


8. Является ли разумным внедрение стандартов нового поколения, если для этого нет соответствующей материальной базы? Кто должен обеспечить эту базу? Разве не само государство?
Конечно, государство должно многое обеспечить. Это прямо в стандарте и написано в специальном разделе про условия. И это работает. Во многих регионах. В Москве вот в каждую школу поставили как минимум комплект ноутбуков именно для начальной школы.
Читают тему (гостей: 1)