Валентин Фердинандович Асмус (18 декабря 1894 года, Киев — 4 июня 1975 года, Москва) — советский философ, логик, историк философии, историк и теоретик эстетики, литературовед. Доктор философских наук (1940), профессор (1935). Профессор МГУ. Действительный член Международного института философии (Париж).
В.Ф. Асмус в семье служащего, обрусевшего немца. Окончил Киевское реальное училище и Отделение философии и русской словесности Киевского университета (1919); философии учился у А. Н. Гилярова, В. В. Зеньковского, Е. В. Спекторского. В студенческие годы отличался, опубликовав работу «О задачах музыкальной критики» (1916), получив премию за конкурсное сочинение об отношении мировоззрения Л. Н. Толстого к философии Б. Спинозы и выступив после занятия города белыми войсками с резко антибольшевистской статьёй «О великом пленении русской культуры».
С 1928 г. Асмус живёт в Москве, преподаёт в Институте красной профессуры, в Академии коммунистического воспитания, в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), на этнологическом факультете МГУ, пишет историко-философские работы, подвергается идеологическим «проработкам» в связи с кампанией против «меньшевиствующего идеализма».
В середине 1930-х гг. Асмус активно занимается историей и теорией эстетики, в 1935 г. вступает в Союз писателей. В 1940 г. защищает докторскую диссертацию («Эстетика классической Греции», Институт философии АН СССР). С 1939 г. работает в Московском университете (МГУ), со дня воссоздания философского факультета (1941) — профессор этого факультета.
За участие в подготовке «Истории философии»(1940-1943)становится лауреатом Сталинской премии (1943), и за него же подвергается, в числе прочих авторов, очередной «проработке» в 1944 г.
В 1946 г. Асмус активно включается в работу по возрождению в СССР логики как области исследований и учебного предмета, преподаёт на курсах по подготовке вузовских преподавателей логики, затем поступает на работу на вновь созданную кафедру логики философского факультета МГУ.
В 1952 г. Асмус выступает одним из преподавателей логики (наряду с П. С. Новиковым и С. А. Яновской) на курсах, организованных Лекторием МГУ. Вслед за этим им была опубликована небольшая работа «Учение логики о доказательстве и опровержении» (1954).
В 1960 г. коллеги по факультету пытались осудить Асмуса за сочувственную речь на похоронах Б. Л. Пастернака, с которым он был при жизни дружен, но их инициатива не была поддержана партийным начальством, и Асмус смог продолжать работу в МГУ.
Асмус — автор многих статей в «Философской энциклопедии»(1960-1970), включая статьи о древнегреческой философии, Аристотеле, Канте, Фихте, Шеллинге, Шопенгауэре, участвует в «Большой советской энциклопедии», «Литературной энциклопедии» и многих словарях. В 1969-1971 издательство Московского университета опубликовало двухтомные «Избранные произведения» В.Ф. Асмуса.
В. Ф. Асмус — один из немногих российских философов советского периода, продолжающих издаваться и активно изучаться, а также один из немногих, достаточно хорошо известных в странах Запада. За рубежом он известен, в основном, как кантовед.
(1514-1564) — естествоиспытатель, основоположник анатомии. Родился в Брюсселе. Деятельность Везалия проходила во многих европейских странах. Одним из первых стал изучать человеческий организм путем вскрытий. В основном труде «О строении человеческого тела» (кн. 1-7, 1543) Везалий дал научное описание строения всех органов и систем, указал на многие ошибки своих предшественников, в т. ч. Галена.
Преследовался церковью. Погиб при кораблекрушении.
Андреас Везалий справедливо считается создателем современной анатомии и основателем школы анатомов. Он пользовался успехом и как врач-практик.
Андреас Везалий родился в 1514 году в Брюсселе в семье потомственных медиков. Врачами были его дед и прадед, а отец служил аптекарем при дворе императора Карла V. Интересы окружающих, несомненно, повлияли на интересы и стремления юного Везалия. Учился Андреас сначала в школе, а затем в университете города Лувена, где получил разностороннее образование, изучил греческий и латинский языки, благодаря чему мог знакомиться с трудами ученых уже в юные годы. Очевидно, он прочел о медицине немало книг древних и современных ему ученых, так как труды его говорят о глубоких знаниях. Везалий самостоятельно из костей казненного собрал полный скелет человека. Это было первое анатомическое пособие в Европе.
"Настанет день, и тебе придется решать, куда идти.
И сразу надо идти туда, куда ты решил. Немедленно.
Ты не имеешь права терять ни минуты. Тебе этого нельзя. "
(англ. Jerome David Salinger; 1919 - 2010) — американский писатель, классик литературы США XX века, наиболее известен как автор романа «Над пропастью во ржи». Родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке в семье торговца копченостями. В молодости учился в военной академии в г. Вэлли-Фордж. Получил образование в нью-йоркских школах, военном училище. Учился в трех колледжах, но ни один не закончил. Писать Джером начал уже в военной школе, но решил серьезно заняться литературой несколько позже. В 1940 году в журнале "Стори" был опубликован его рассказ — "Молодые люди" (Young Folks).
В 1942 году Сэлинджера призвали в армию. В составе 12-го пехотного полка 4-й дивизии он участвовал во Второй мировой войне. На фронте было несладко, и в 1945-м будущий классик американской литературы попал в госпиталь с нервным срывом. Горький и трагический опыт военных лет сыграл большую роль в формировании его как писателя.
В 1943 году журнал "Сатердэй ивнинг пост" опубликовал его рассказ "Братья Вариони", гонорар за который он отдал в фонд ежегодных премий начинающих писателей.
В конце 40-х — начале 50-х Сэлинджер создает свои лучшие рассказы, а летом 1951 выходит в свет его единственный роман "Над пропастью во ржи" (The Catcher in the Rye), который через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. В 1951 вышел сборник «Девять рассказов» (Nine Stories). В конце 1950-х годов Сэлинджер опубликовал еще четыре повести, все в журнале «Нью-Йоркер», – «Френни» (Franny, 1955), «Выше стропила, плотники» (Raise High the Roof Beam, Carpenters, 1955), «Зуи» (Zooey, 1957). В 1961 г. две повести появились отдельной книгой под названием «Френни и Зуи» (Franny and Zooey), две другие вышли вместе в 1963. Шумный успех рассказов и романа не принес удовлетворения автору, всегда чуждавшемуся публичности. Писатель покидает Нью-Йорк, поселяется в провинции и становится недосягаемым для телефонных звонков и вездесущих журналистов. Здесь он работает над завершением цикла рассказов о семействе Глассов, последний из которых — "Хэпворт, 16. 1924" был опубликован в 1965 году. С тех пор читатели почти ничего не знают о творчестве Сэлинджера.
Мальчиком он мечтал быть глухонемым, жить в хижине на лесной опушке и общаться с глухонемой женой при помощи записок. Большую часть жизни он, действительно, жил в лесистой местности, но особой потребности в записках не испытывал, поскольку с женой все равно общался мало. Общество, изобилующее глупцами и пошляками, уже не беспокоило его. Почти. Хижина стала его крепостью, и лишь редкому счастливцу удавалось проникнуть внутрь ее стен.
Фильм рассказывает об одном из самых известных писателей XX века, чья книга «Над пропастью во ржи» сформировала мировоззрение нескольких поколений. Через десять лет после выхода в свет его самого известного романа он стал затворником, но продолжал писать на протяжении ещё сорока лет, до самой смерти. О том, кем был Джером Сэлинджер, рассказывают актёры, критики, убийцы и люди, которые знали его лично. Их откровения прольют свет на тайну писателя.
2 января 1839 года Луи Дагер, французский химик и изобретатель, один из создателей фотографии, произвел первую в истории фотосъемку Луны, спутника Земли.
Общество ставило целью объединение русских ботаников. В том же году приступило к изданию «Ботанического журнала», существующего по сей день.
Инициаторами создания общества стали в апреле 1915 года киевские ботаники С. Г. Навашин, Е. Ф. Вотчал и А. В. Фомин.
Учредительный съезд общества прошёл 20—21 декабря (по старому стилю) 1915 года в Петрограде. В нём приняли участие представители 26 из 37 ботанических учреждений разных городов России. Съезд учредил Русское ботаническое общество (РБО) с местопребыванием его в Петрограде и принял его устав (утверждён Академией наук 3 марта 1916 года).[1]
- /Marcus Tullius CICERO/(106 до н.э.-7.12.43 до н.э.)
римский оратор, философ. Автор философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию юристы всех времен ("Об обязанностях", "О славе", "О философии" ).
Марк Туллий Цицерон родился 3 января в поместье поблизости Арпина. Род его принадлежал к сословию всадников. Цицерон получил хорошее воспитание под руководством своих родителей. Потом отец привез его и младшего брата Квинта в Рим, где имел собственный дом, и отправил учиться в общественную школу к самым лучшим греческим учителям. В те времена в Риме жил греческий поэт Архий, занимавшийся объяснением богатым римлянам произведений греческой поэзии.Отец Цицерона не побоялся издержек, чтобы доверить своего много обещавшего сына этому наставнику, и 15-ти летний мальчик до такой степени сильно пристрастился к поэзии, что не без успеха пробовал в ней свои силы. Его юношеские стихотворения являлись опытами, которые вели Цицерона к настоящему его призванию — красноречию, в котором он впоследствии отличался таким необыкновенным искусством.В 16-ти летнем возрасте с Цицерона, по римскому обычаю, было публично снято детское платье, и он был облачен в мужскую тогу. Во время этого торжества его сопровождали все друзья и клиенты семьи на форум, а оттуда в Капитолий, где им было получено торжественное посвящение. С этого времени Цицерон начал заботиться о том, чтобы приобрести те познания, которые необходимы для занятия государственных должностей.
Обучение
К таким наукам относилось красноречие и всестороннее знание государственного устройства и римского права. Римское право Цицерон изучал под руководством замечательных знатоков, обоих Сцевол, авгура и жреца, слушая их беседы с огромным вниманием. Вместе с тем он с большим рвением занимался риторическими упражнениями. Каждый день Цицерон читал, писал или переводил что-то и, если знакомился с каким-либо замечательным произведением, то всякий раз повторял вслух все содержание и порядок развития основной мысли книги или перед самим собой, а еще чаще перед собранием своих друзей; это он делал до самого преклонного возраста.Такого рода усиленные занятия прерывались только на самое короткое время, когда Цицерон в 89 году участвовал в походе во время союзнической войны. По окончании похода Цицерон тотчас же вновь принялся за свои ученые занятия и обратил особое внимание на философию. Философию вначале преподавал Цицерону эпикуреец Федр, потом академик Филон, а под конец стоик Диодот.
Цицерон изучал произведения великих греческих философов и старался усвоить себе их взгляды на богов и мир, на назначение человека, на сущность души, на правду и справедливость, на добродетели и пороки, на законы, нравы и обычаи, на государственные учреждения и воспитание.Он занимался сравнением их учений между собой, вступал в беседы об изучаемых предметах с опытными людьми и выслушивал их разъяснения многих трудных мест в творениях других писателей. Благодаря такому способу, Цицерон в скором времени приобрел искусство говорить целыми часами изящно и связно, не подготавливая заранее своих речей. Он не прерывал и письменных занятий и таким образом одновременно смог достичь замечательного искусства как в письменном, так и в устном изложении своих мыслей.Для того, чтобы практически подготовиться к занятиям красноречием, Цицерон каждый день приходил на судебные заседания, где мог слушать обвинительные и защитительные речи. Образцом в судебном красноречии он избрал знаменитого адвоката Гортензия. После такой подготовки Марк Туллий Цицерон решился в конце концов сам выступить публично в качестве защитника.Он выступил адвокатом некоего Росция из Америя. Он был обвинен в отцеубийстве, и всем было известно, что за обвинителями скрывается любимец Суллы Хрисогон, который за бесценок купил имущество убитого.
Цицерон в своей речи не побоялся заклеймить всесильного Хрисогона, и юношу оправдали. Остерегаясь преследования со стороны Суллы, молодой оратор вместе с братом уехал в Грецию и Малую Азию. Здесь он осмотрел достопримечательности знаменитых городов, посетил известнейших, ораторов и философов, провел шесть месяцев в Афинах и ежедневно упражнялся с самыми искусными и опытными греческими учителями в философских беседах и обыкновенных разговорах; при этом он так хорошо научился говорить по-гречески, что в нем почти не замечали чужеземца.Там же Цицерон свел дружбу на всю жизнь с римским всадником Титом Помпонием, который в течении многих лет занимался науками в Афинах и имел прозвище Аттика. На обратном пути Цицерон посетил остров Родос. Там он был удостоен величайшей похвалы своему искусству. В те времена на Родосе жил один из известных учителей красноречия, Молон.Цицерон начал посещать его школу. Когда он явился, учитель задал ему тему для речи без предварительной подготовки. Цицерон тотчас стал говорить и в изложении и развитии темы высказал такое изобилие мыслей, такое редкое изящество выражения и такую благородную плавность и благозвучность речи, что, когда он закончил, зала огласилась громкими рукоплесканиями. Лишь один Молон оставался сидеть безмолвно на своем кресле, и это беспокоило молодого оратора. Но когда один из учеников спросил Молона о причине его молчания, тот ответил: «Ты меня сильно огорчил, Цицерон; твои предки отняли у нас свободу, достояние и власть, но оставили нам славу искусства и ума. Ты же уносишь с собою за море и эту славу».
Необычайно одаренный оратор, с одинаковой легкостью заставляющий аудиторию плакать и смеяться, Цицерон уже много столетий является непревзойденным учителем красноречия. Его книга «Об ораторском мастерстве» содержит множество советов, как завладеть вниманием слушателя, сделать свое выступление ярким и запоминающимся и добиться желаемого результата. Вот лишь некоторые из них.
Совет 1.
Используйте повторы и сравнения, чтобы усилить эмоциональное напряжение. Триумфом красноречия Цицерон считал амплификацию. Этот прием помогает значительно усилить выразительность высказывания с помощью нанизывания друг на друга синонимов, сравнений и образных выражений.
Совет 2.
Переходите от частного вопроса к общему. Если ваша аргументация недостаточно сильна, расширьте предмет спора и перейдите к обсуждению общих вопросов. Это позволит вам отвлечь внимание слушателя от слабых доводов и поможет найти новые аргументы.
Совет 3.
Меняйте стиль и тон речи. Неожиданный переход от патетического тона - к простому, от серьезности изложения – к шутке и насмешке, позволяет приковать внимание публики и добиться сильного эмоционального отклика. Это необходимо также и для того, чтобы не слишком наскучить публике – «услаждать без пресыщения».
Совет 4.
Говорите с чувством. Цицерон обращает внимание, что слушатель всегда сочувствует эмоционально выступающему оратору, даже если он не говорит ничего примечательного. Поэтому даже самая бесхитростная речь, произнесенная страстно, может убедить больше, чем блестящее, но равнодушное выступление.
Совет 5.
Для запоминания используйте метод римских комнат. Цицерон прославился тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. И всё это благодаря изобретенному им методу запоминания, который называют методом римских комнат. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенных местах. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Если информация хоть как-то тематически связана, то одно и тоже помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату.