Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
15 ноября



Ранее здесь

15 ноября 1971 г. фирма Intel выпустила свой первый микропроцессор
 — модель 4004 
 

  - 
Михаил Николаевич Задорнов

 - (21 июля 1948, Юрмала - 10 ноября 2017, Москва)



как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
 
15 ноября
15 ноября 1738 года родился Уильям Гершель
   ...    
  (1738-1781 гг.)
Родился Фридрих Уильям Гершель в Ганновере. Его отец  - военный музыкант Исаак Гершеля и мать – Анна Ильза Морицен, были родом из Моравии, которую вынуждены были оставить и переехать в Германию.  В семье царила интеллектуальная атмосфера, а сам будущий ученый получил достаточно разностороннее, но не систематическое образование. Судя по «биографической записке», письмам  и дневнику самого Вильгельма, воспоминаниям его сестры Каролины, Уильям Гершель был очень трудолюбивым и увлеченным человеком. Занимаясь математикой, философией и астрономией он проявлял недюжинные таланты к точным наукам. Этот незаурядный человек  был одарен музыкальным талантом и в 14 лет стал играть в военном оркестре полка в Ганновере. Прослужив четыре года в ганноверском полку, он в 1757 году едет в Англию, куда ранее переехал его брат Яков.
Будучи бедным, Гершель зарабатывает в Лондоне, переписывая ноты. В 1766 году он переезжает в город Бат, где становится известным исполнителем, дирижером и педагогом по музыке и приобретает определенное положение в обществе. Музыка кажется ему слишком простым занятием, а тяга к естествознанию и самообразование влекут его к точным наукам и более глубокому познанию мира. Занимаясь изучением математических основ музыки, он постепенно переключается на математику и астрономию.
Он приобретает ряд известных книг по оптике и астрономии, а такие труды, как «Полная система оптики» Роберта Смита и «Астрономия» Джеймса Фергюсона, стали его главными настольными пособиями. Тогда же, в 1773 году он первый раз увидел звездное небо через телескоп, фокусное расстояние которого составляло 75 см. Столь малое увеличение абсолютно не удовлетворило исследователя и, купив все необходимые материалы и инструменты, он самостоятельно изготовил зеркало для телескопа.
Не смотря на значительные трудности, в том же году Уильям Гершель изготовил рефлектор, который имел фокусное расстояние больше 1,5 м. Он сам вручную выполнял шлифовку зеркал, трудясь над своим детищем до 16 часов в сутки.  Специальную машину для такой обработки Гершель создал только спустя 15 лет. Работа была не только трудоемкой, но и очень опасной. Однажды при выполнении заготовки зеркала произошел взрыв в плавильной печи.
В работе ему всегда помогали брат Александр и младшая сестра Каролина. Тяжелый, самоотверженный труд был вознагражден хорошими результатами и зеркала, изготовленные из сплава олова и меди, получились качественными и позволяли увидеть круглые изображения звёзд.
По словам американского астронома Ч.Уитни, семейство Гершелей за период с 1773 по 1782 полностью превратились из музыкантов в астрономов.
Свой первый обзор звездного неба Гершель провел в 1775 году. Он все еще зарабатывал себе средства на жизнь музыкой, но его страстным увлечением стали наблюдения за звездным небом. В свободное от музыкальных уроков время он изготавливал зеркала для телескопов, вечером давал концерты, а ночью снова наблюдал за звездами. Гершель предложил новый метод «звездных черепков», который позволял подсчитать количество звёзд на отдельных участках неба.
Наблюдая небо ночью 13 марта 1781 года, Гершель наблюдал необычное явление. Изучая звёзды, соседствующие с созвездием Близнецов, он заметил одну звезду, которая была больше всех остальных. Он визуально сравнил ее с Н Близнецов и другой небольшой звездой, расположенной в квадрате между созвездиями Возничего и Близнецов и увидел, что она действительно больше любой из них. Гершель решил, что это комета. Большой объект имел выраженный диск и отклонялся от эклиптики. Ученый сообщил о комете другим астрономам и продолжил ее наблюдение. Позже известные ученые - академик Парижской академии наук П. Лаплас и академик Петербургской академии наук Д.И. Лексель,- вычислили орбиту этого объекта и доказали, что Вильгельм Гершель открыл новую планету, которая расположена за Сатурном. Эту планету назвали Уран, она была в 60 раз больше Земли и удалена на расстояние 3 млрд. км. от Солнца. Открытие новой планеты принесло Гершелю известность и славу. Это была самая первая планета, которую удалось обнаружить ученым.
40-футовый телескоп Гершеля
Наша Галактика по представлению Уильяма Гершеля. Солнце помечено звёздочкой чуть левее центра. «Пасть крокодила» появилась из-за того, что тёмное газопылевое облако в созвездии Стрельца закрывает от нас звёзды  ...   
"Книги открывают перед человеком неведомые миры."









Бескрайние глубины вселенной, все о космосе. 




МУЗЫКАНТ, ЗАГЛЯНУВШИЙ В НЕБО





Спринт Гершеля, или Ночь открытий
 
15 ноября

15 ноября 1741 года родился Иоганн Каспар Лафатер

"Характер дарящего 
лучше определяется 
по способу преподнесения даров, 
чем по природе самих этих даров."


-  (нем. Johann Caspar Lavater; 15 ноября 1741, Цюрих — 2 января 1801, там же) — швейцарский писатель, богослов и поэт, писал на немецком языке. В Цюрихе изучал богословие, путешествовал по Германии.
По возвращении издал сборник стихотворений «Schweizerlieder» (1764), за которым последовал сборник богословского содержания «Aussichten in die Ewigkeit». С 1768 г. до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе. В 1796 г. за протест против оккупации Швейцарии французами он был выслан из Цюриха, но через несколько месяцев вернулся.


С 1769 г. он стал собирать материалы для «Физиономики», которая вышла в 1772–78 гг., в Лейпциге и Винтертуре, с массой рисунков лучших по тому времени граверов («Physiognomische Fragmente zur Beforderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe»). В 1775–78 гг. вышло французское издание, в Гааге, ещё более удачное в отношении рисунков.



Физиогномика стала главной целью жизни Лафатера, хотя он продолжал заниматься богословскими трудами и проповедями; популярность его, как убежденного и просвещенного пастора, была так велика, что путешествии Лафатера по Европе были рядом триумфов. Обаяние личности Лафатера не могло быть поколеблено остроумными нападками Лихтенберга («Fragment von Schwarzen»), Музеуса («Physiognomische Reisen») и др. на «Физиономику».
Лафатер написал ещё несколько библейских эпопей и сборников религиозной лирики («Jesus Messias», «Joseph von Arimathia», «Psalmen Davids», «200 christliche Lieder») и два раза издавал свои сочинения, в 1774–81 гг. («Vermischte Schriften») и в 1784–85 гг. («Sammtliche kleinere prosaische Schriften»).


На философские взгляды Лафатера повлияли, по мнению некоторых исследователей, одновременно пиетизм и либерализм. В своих проповедях он отождествляет «веру» и «любовь». Установление компромисса между взглядами церкви и взглядами общества было постоянной целью Лафатера; он даже старался примирить животный магнетизм Месмера со спиритуализмом религии и позитивизмом науки.
Лафатер трагически погиб, пытаясь увещевать пьяных французских мародёров; один из них выстрелил в Лафатера, который от этой раны и умер. Перед смертью он простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение: «An den Grenadier N., der mich schoss».





Об уважении, окружавшем Лафатера в глазах современников, ярко свидетельствует, между прочим, тон, каким Карамзин, в «Письмах русского путешественника» 1789), повествует о встрече с Лафатером — Изложение деловой стороны предмета поминутно прерывается у Лафатера разными лирическими отступлениями: он то поучает читателей, то бранит врагов физиономики, то цитирует физиономические наблюдении Иисуса сына Сирахова, Цицерона, Монтеня, Бэкона, Лейбница и т. д., то внезапно предается отчаянию при мысли о непознаваемости существа вещей, причём иллюстрирует свою мысль изображением кающегося царя Давида, ослепленного небесным светом.


Если отделить теорию физиономики Лафатера от всех этих лирических прикрас и наростов, то она сведется к следующим основоначалам. Человек есть существо животное, моральное и интеллектуальное — вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре; поэтому физиономика в широком смысле слова обнимает всю морфологию человеческого организма, соприкасаясь с хирогномией, подоскопией и т. п.



Переписка Карамзина с Лафатером
1786--1790


Умный сайт


Иоганн Каспар Лафатер: забытые пророчества


«Маска Лафатера»
 
16 ноября
Ранее здесь:

16 ноября 1945 г. учреждена 
Организация Объединенных Наций 
по вопросам Образования, Науки и Культуры 
— ЮНЕСКО 


16 ноября 1848 г. в Лондоне дал свой последний концерт 
Фредерик Шопен



 
16 ноября
16 ноября - Международный день толерантности



Ежегодный праздник с международным статусом, с недавнего времени отмечаемый и в России – День терпимости (толерантности), празднуется 16 ноября. Праздник появился благодаря деятельности ООН, посвященной борьбе за равные возможности и сохранение индивидуальности каждого. 

Международный день терпимости или День толерантности появился более двадцати лет назад, в 1995 году. Инициатором праздника стала международная организация ЮНЕСКО. В этот день на Генеральной конференции объединения была зачитана и принята Декларация принципов терпимости. Документ ЮНЕСКО признавал, что независимо от разницы в культурах и воспитании все люди обладают равными правами на сохранение собственной индивидуальности. В Декларации рассматривались основные признаки нетерпимости и предлагались методы борьбы с ней. ЮНЕСКО разработал не только главные принципы борьбы с нетерпимостью, но и программы внедрения толерантности в сознание людей. Вслед за ЮНЕСКО вопросы толерантности обсудила и ООН. Спустя два года после провозглашения Декларации, в 1997 году, Организация Объединенных Наций предложила утвердить День толерантности как международный праздник. Так за этим днем окончательно закрепилось число 16 ноября. В качестве обоснования своего предложения о праздновании Дня терпимости ООН ссылается на Устав организации, где прописаны основные принципы толерантности, которые обязались соблюдать все члены организации, подписавшие Устав. Новый акцент на вопросах толерантности ООН сделало в 2005 году. Генеральный секретарь организации зачитал обращение ко всем странам-членам Организации, в котором воззвал к проявлению терпимости на фоне все возрастающего экстремизма и терроризма. Принятая ООН резолюция гласит, что необходимо проявлять уважение друг к другу как к личностям, ценить собственные и чужие принципы и особенности, ни принижая при этом особенности других. Призыв оставить ненависть и стремиться узнавать друг о друге как можно больше, выявляя все самое лучшее в культурных и религиозных традициях других народов.... 

В 2017 году День толерантности в России будет отмечаться во всех школах страны. Круглые столы, конференции и открытые уроки у учеников как старших, так и младших классов направлены на то, чтобы внедрить в сознание детей принципы терпимости к другим, принципы уважения. Педагоги уверены: учить детей уважать и ценить особенности других необходимо в школьном возрасте. Гибкая детская психика позволяет легко приспособится к требованиям внешнего мира, легко воспринимая характерные другим людям черты.... 








"Толерантность, или Жизнь с непохожими людьми"
 
17 ноября
Ранее здесь:

17 ноября 1790 года родился Август Мебиус  
немецкий математик и астроном  

 
17 ноября
17 ноября 1896 года родился    ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ
   ...    

"В основе творчества всегда лежит неприспособленность,
из которой возникают потребности,
 стремления или желания."


- (1896—1934), российский психолог.


Родился в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни «Мысли и язык», которая пробудила у него интерес к психологии. В 1913 г. поехал в Москву, поступил сразу в два учебных заведения - в Народный университет на историко-философский факультет по собственному желанию и в Московский императорский институт на юридический факультет по настоянию родителей. После революции 1917 года Лев Семенович уезжает обратно в родной город, где работает учителем литературы. Его приглашают преподавать философию и логику в педагогический техникум. В стенах этого техникума Выготский создает кабинет экспериментальной психологии.



Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что человек пришел в психологию со стороны. Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения, на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии.



В 1924 г. на Втором Всероссийском съезде по психоневрологии выступил со своим докладом «Методика рефлексологического и психологического исследования». Своим выступлением привлек к себе внимание известнейших психологов того времени А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. Лев Семенович становится лидером и идейным вдохновителем легендарной тройки психологов: Выготский, Леонтьев, Лурия.



Наибольшую известность принесла Выготскому созданная им психологическая теория «Культурно-историческая концепция развития высших психических функций». Сутью этой концепции является синтез учения о природе и учения о культуре. По Выготскому, все психические, данные природой («натуральные») функции с течением времени преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»): механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.д. Все эти внутренние процессы зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослым, а затем закрепляются в его сознании. Духовное развитие ребенка ставилось в определенную зависимость от организованного воздействия на него взрослых. На становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственные задатки, так и социальные факторы.


Известен его труд «Психология искусства». По его мнению, искусство радикально изменяет аффективную сферу, играющую очень важную роль в организации поведения, социализирует ее. Л.В. Выготский написал научную работу «Мышление и речь». В этом научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Взамен диады «сознание - поведение» Выготский предложил триаду «сознание - культура - поведение».



Его труды при жизни не были оценены по достоинству, работы не допускались к публикации в СССР. С начала 30-х годов началась его травля. Власти обвиняли его в идеологических извращениях. 11 июня 1934 г. после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет, Лев Семенович Выготский умер.



Наследие Л.С. Выготского - это около 200 научных работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд «Психология искусства».




Детство он провел в городе Гомель. Отец, Семен Львович Выгодский, выпускник Коммерческого института в Харькове, работал банковским клерком и страховым агентом. Мать Льва Семеновича, Цецилия Моисеевна, всю свою жизнь занималась воспитанием своих детей. Всего в семье Выгодских было 8 детей, Лев был вторым ребенком. Отец и мать активно участвовали в культурной жизни города, Семен Львович даже основал в городе публичную библиотеку. Не случайно в семье Выгодских было много литераторов и филологов.




Двоюродный брат Льва Семеновича, Давид Исаакович, являлся ярким представителем отечественного формализма. Именно желание не допустить того, чтобы двух братьев путали, привело к тому, что Лев Семенович заменил букву «д» в своей фамилии на «т», став Выготским, а не Выгодским.




Молодой Лев Семенович с юных лет увлекся философией и литературой. Особенно его привлекали мысли Бенедикта Спинозы. Большую часть своего времени Выготский проучился дома, и лишь два последних класса школы он провел в гомелевской гимназии. Всего Лев Семенович изучил 6 иностранных языков: французский, немецкий, английский, латинский, древнегреческий и древнееврейский. Во всех предметах он проявлял очень неплохие способности.



"Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов."
"Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения – значит нет потребности, а следовательно, нет и сознания."








Назарян Н. Г. Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 22-24.





СРЕДОВОЙ ПОДХОД В СВЕТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ЛЬВА СЕМЁНОВИЧА ВЫГОТСКОГО





     



Лев Выготский Неклассический психолог
 
18 ноября





Ранее здесь:


18 ноября 1786 года родился
 Карл Мария фон Вебер  
немецкий композитор, 
основоположник немецкой романтической оперы  
 
18 ноября
18 ноября1865 года первый рассказ Марка Твена «Знаменитая прыгающая лягушка» был напечатан в газете Saturday Press.



 Незадолго до этого писатель перебрался из Невады, где работал шахтером, в Калифорнию, там он начал писать для нескольких газет сразу. Рассказ об азартном чудаке был воспринят читателями с восторгом и отправился в печать по всей стране.
(И)

... 
Как-то раз он поймал лягушку, принес домой и объявил, что собирается ее воспитывать; и ровно три месяца ничего другого не делал, как только сидел у себя на заднем дворе и учил эту лягушку прыгать. И что бы вы думали - ведь выучил. Даст ей, бывало, легонько щелчка сзади, и, глядишь, уже лягушка перевертывается в воздухе, как оладья на сковородке, перекувыркнется разик, а то и два, если возьмет хороший разгон, и как ни в чем не бывало станет на все четыре лапы, не хуже кошки. И так он ее здорово выучил ловить мух - да еще постоянно заставлял упражняться, что ей это ровно ничего не стоило,- как увидит муху, так и словит. Смайли говаривал, что лягушкам только образования нехватает, а так они на все способны, и я тому верю. Бывало,- я это своими глазами видел,- посадит Дэниеля Уэбстера
( Дэниель Уэбстер-американский политический деятель 30-40 гг. XIX века,
славившийся своим красноречием. )
так звали лягушку, Дэниель Уэбстер,- на пол на этом самом месте и крикнет: 'Мухи, Дэниель, мухи!' - и не успеешь моргнуть глазом, как она подскочит и слизнет муху со стойки, а потом опять плюхнется на пол, словно комок грязи, и сидит себе, как ни в чем не бывало, почесывает голову задней лапкой, будто ничего особенного не сделала и всякая лягушка это может. А уж какая была умница и скромница при всех своих способностях, другой такой лягушки на свете не сыскать. А когда, бывало, дойдет до прыжков в длину по ровному месту, ни одно животное ее породы не могло с ней в этом сравняться. По прыжкам в длину она была, что называется, чемпион, и когда доходило до этого, Смайли, бывало, ставил на нее все свои деньги, до последнего цента, Смайли здорово гордился своей лягушкой и был прав, потому что люди, которые много ездили и везде побывали, в один голос говорили, что другой такой лягушки на свете не видано.
Заявленное в «Скачущей лягушке» умение «двумя-тремя штрихами обрисовать не просто потешную ситуацию, а целый жизненный уклад» стало фирменным почерком Твена.         ...    
«Остроумие и юмор — если существует между ними разница,
 то только во времени — это молния и электрический свет. Оба явно из одного материала, но остроумие — это яркая, мгновенная и небезопасная вспышка, юмор же шалит и наслаждается сюжетными выкрутасами».

Читают тему (гостей: 2)