Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
10 января
10 января 1895 года родился Илья Яковлевич Маршак (М. Ильин) 
   ...   
брат С.Я. Маршака
(1895-1953)
Илья Яковлевич Маршак, известный под литературным псевдонимом М. Ильин - младший брат С.Я. Маршака. "Младший брат, друг и литературный крестник" - так называет его Самуил Яковлевич в статье "Поэзия науки".
Илья Яковлевич прожил недолгую (с 1895 по 1953 гг.), но невероятно насыщенную жизнь. Жизнь, наполненную ежедневным кропотливым трудом несмотря на то, что судьба не поскупилась на тяготы и лишения - долгими неделями, а подчас и месяцами Илья Яковлевич был прикован к постели туберкулезом. На протяжении долгих лет шел постоянный поединок с недугом - кто кого?
Казалось бы, всем известно, кто кого. И.Я. Маршак скончался в 1953 г. после продолжительной, изнуряющей болезни. Этой сухой фразой биографы обычно завершают жизнеописание Ильи Яковлевича. Нам же хочется противопоставить ей светлые строки стихотворения С.Я. Маршака "Не знает вечность ни родства, ни племени", которые мы предпосылаем разделу об И.Я. Маршаке:
Не знает вечность ни родства, ни племени,
Чужда ей боль рождений и смертей.
А у меньшой сестры ее - у времени -
Бесчисленное множество детей.

Столетья разрешаются от бремени.
Плоды приносят год, и день, и час.
Пока в руках у нас частица времени,
Пускай оно работает для нас!

Пусть мерит нам стихи стопою четкою,
Работу, пляску, плаванье, полет
И - долгое оно или короткое -
Пусть вместе с нами что-то создает.

Бегущая минута незаметная
Рождает миру подвиг или стих.
Глядишь - и вечность, старая, бездетная,
Усыновит племянников своих.
Частица времени, отпущенная Илье Яковлевичу, была использована им полностью, до конца. И, наполненная неустанным трудом, мужеством и победами, она заставила Вечность действительно "усыновить племянников своих". Ведь с книгами М. Ильина - Ильи Яковлевича Маршака наши дети, дети XXI века, совершают путешествие - сначала по комнате, потом по близлежащей улице, а затем - по жизни.





 
11 января
11 января - День заповедников и национальных парков в России.
11 января 1917 года,100 лет назад, создан первый российский заповедник - Баргузинский.
   ...     








Свою первоначальную задачу - сохранение и восстановление популяции соболя - заповедник выполнил к середине 30-х годов 
Ежегодно 11 января российские экологи и все те, кому небезразлично сохранение природы, отмечают День заповедников и национальных парков. За основу даты праздника был взят день, в который был создан первый российский заповедник. Это событие произошло 29 декабря в 1916 году (что соответствует 11 января по новому стилю). Баргузинский заповедник, расположенный на берегу Байкала, по сей день продолжает выполнять свои задачи. 
Всероссийский День заповедников и национальных парков появился в календаре не так давно. Впервые его отметили в 1997 году. Инициаторами учреждения праздника выступил Центр охраны дикой природы при поддержке Всемирного фонда дикой природы.



    ...    



Баргузинский заповедник на портале «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации»
 
12 января

12 января 1579 (1580?) года родился Гельмонт Ян Баптист



   ...     


 (Ян Баптист ван Гельмонт; Хелмонт, Helmont) (12 января 1579 — 30 декабря 1644)



Голландский естествоиспытатель, врач и теософ-мистик Ян Баптист ван Гельмонт родился в Брюсселе; в Лувене он получил теологическое и медицинское образование и, в частности, изучал «каббалу». Сделавшись врачом и тщательно изучив сочинения Парацельса и других иатрохимиков, Ван-Гельмонт отправился в десятилетнее путешествие по Европе для усовершенствования своих знаний в медицине. Он посетил Альпы, Швейцарию, Испанию, Францию и Англию и в 1609 г. получил степень доктора медицины. Затем поселился в Вилворде близ Брюсселя и до конца жизни занимался исследованиями в своей собственной домашней лаборатории. Ван-Гельмонту принадлежит много сочинений. Главные из них были опубликованы его сыном Франциском-Меркурием лишь после смерти ученого в 1646 г., а позднее, в 1682 г., было издано полное собрание сочинений Ван-Гельмонта («Opera omnia»).
Ван Гельмонт – один из крупных представителей иатрохимии. Он был одним из первых учёных, поставивших вопрос об истинных простых составных частях сложных тел. Подвергая сомнению аристотелевские стихии и принципы алхимиков на том основании, что их присутствие невозможно обнаружить в составе большинства тел, Ван Гельмонт предлагал считать простыми телами лишь те, которые могут быть выделены при разложении сложных тел. Так, поскольку при разложении растительных и животных веществ всегда выделялась вода, Ван Гельмонт считал её простым телом и главной составной частью сложных тел. В поисках других простых тел Ван Гельмонт много экспериментировал с металлами. Весьма примечателен опыт Ван Гельмонта с серебром: точно взвешенное количество серебра было растворено в крепкой водке ( азотной кислоте), раствор выпарен, остаток прокалён и сплавлен. Вес полученного серебра оказался в точности равным исходному. "Серебро не теряет своей сущности оттого, что было растворено в крепкой водке, хотя оно исчезло с глаз и сделалось совсем прозрачным" – писал Ван Гельмонт. Этот опыт интересен и как один из первых примеров количественного исследования явления.







Ван Гельмонт впервые провёл экспериментальные исследования процесса питания растений, которые стали основой для т. н. водной теории питания растений. Вырастив ветку ивы в бочке он установил, что почти 40-кратное увеличение её в весе за 5 лет не сопровождалось сколько-нибудь значительным уменьшением веса земли. Несмотря на ошибочность, эта теория, рассматривавшая жизнь растений как процесс, происходящий только под влиянием материальных сил, нанесла удар религиозно-идеалистическому мировоззрению.







Ван Гельмонт одним из первых стал использовать нитрат серебра (ляпис) для прижигания ран, воспалений и бородавок. Он полагал, что в пищеварении решающую роль играет кислота желудочного сока, и поэтому предлагал лечить щелочами болезни, вызываемые избытком кислот в желудке. Ввёл в химию термин «газ». В ряде вопросов он стоял на классических позициях алхимии, считая, например, возможным превращение неблагородных металлов (ртути, свинца и др.) в золото при помощи т. н. философского камня. Ван Гельмонт придерживался виталистических представлений о том, что жизненные процессы якобы регулируются особыми «духами жизни» («археями»); признавал возможность самопроизвольного зарождения.

Опыт ван Гельмонта: вода в растениях










Ян Баптиста ван Гельмонт ввёл термины:

 
12 января
Другие события:



 -http://www.edcommunity.ru/communication/forum/?PAGE_NAME=read&FID=1&TID=21366&PAGEN_6=21






http://www.edcommunity.ru/communication/forum/?PAGE_NAME=read&FID=1&TID=21366&PAGEN_6=22
 
13 января

13 января 1924 года родился Пол ФЕЙЕРАБЕНД 

   ...   
«Нельзя забывать, сколькими изобретениями мы обязаны мифам!»



(13 января 1924, Вена – 11 февраля 1994, Италия) – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма.

 Окончил Венский университет (1951), изучал теорию драматургии в Институте методологического возрождения немецкого театра (Веймар), преподавал в Венском институте наук и изящных искусств (1951–56), посещал семинар К.Поппера в Лондонской школе экономики (1955–56), преподавал в Бристольском университете (Великобритания, 1956–59). С 1959 – в США; сотрудник Миннесотского центра философии науки (Миннеаполис), профессор Калифорнийского университета (Беркли) (1962), профессор Свободного университета (Берлин) (1968–70), профессор Йельского университета (Нью Хэвен) (1969–70), профессор Федерального технологического института (Цюрих) (1979), почетный профессор университета Игнатия Лойолы в Чикаго (1970). В кон. 1940-х гг. был близок к венским философам-марксистам, в т.ч. к В.Холличеру, которого называл своим учителем, участвовал в семинаре австрийского университетского общества по вопросам оснований науки. 
На международных коллоквиумах в тирольской горной деревне Альпбах Фейерабенд познакомился с Ф.Франком, а в 1948 с К.Поппером, оказавшими значительное влияние на формирование его философско-методологических интересов. В то же время испытал серьезное влияние идей Л.Витгенштейна.





В кон. 1950-х – нач. 60-х гг. Фейерабенд выдвинулся в первый ряд критиков методологических программ логического эмпиризма; с этого времени его имя упоминается вместе с Т.Куном, С.Тулмином, Н.Хэнсоном, И.Лакатосом и др. Объектом критики прежде всего стала кумулятивистская модель развития науки, в основе которой, по мнению Фейерабенда, лежат два ошибочных принципа: 

1) принцип инвариантности значений терминов, входящих в последовательно сменяющие одна другую научные теории
 2) принцип логической выводимости теории-предшественницы из теории-преемницы.
 Ошибочность этих принципов доказывается не абстрактными методологическими аргументами, а конкретным анализом истории науки, содержания теорий. Между теориями, сменяющими друг друга, нельзя установить логические отношения, в т.ч. и в первую очередь отношение логической выводимости. Значения научных терминов определены всем контекстом теории (холистская концепция значения), поэтому термины конкурирующих теорий не могут иметь одно и то же значение. Развитие науки осуществляется через борьбу и взаимную критику. Ученые, участвующие в этой борьбе, руководствуются двумя основными стратегиями: они должны создавать теории, альтернативные общепризнанным, ибо нет другого способа выдержать интеллектуальную конкуренцию (принцип «пролиферации», размножения), и упорно защищать свои теоретические позиции, стараясь максимально использовать все их сильные стороны и не пасуя перед возникающими трудностями (принцип «устойчивости»).
 Из холистской концепции значения прямо следовало отрицание методологической значимости деления на «язык наблюдения» и «теоретический язык»: значения всех терминов теоретически зависимы, и выбор языка для описания наблюдений зависит от прагматического предпочтения. У сменяющих одна другую теорий нет ни общего «эмпирического базиса», ни общей терминологии. Это позволяет считать научные теории «несоизмеримыми», т.е. они не могут противоречить друг другу. 
Вопреки Попперу и его критическому рационализму взаимная критика различных теоретических позиций не может опираться на логические аргументы (а если научную рациональность жестко связать с логикой, то следует признать, что взаимная критика теорий не может быть и рациональной в смысле Поппера). Последний вывод, однако, не должен пониматься в духе иррационализма: Фейерабенд искал подходы к новому пониманию научной рациональности, идейную основу которого он попытался найти в «методологическом анархизме».
В этом поиске он обращается к истории науки, понимая ее прежде всего как историю формирования и конкуренции научных традиций (см. Традиции в науке). Философ науки, отождествивший научную рациональность с требованиями и предписаниями какой-то одной из таких традиций, стал бы на путь сознательного или неосознанного искажения научной истории в угоду своим представлениям о «прогрессе», якобы имеющем место в историческом развитии познания. На самом же деле, утверждал Фейерабенд, вместо наивной рационалистической уверенности в преимуществах «подлинно научного», «строго рационального» метода, который в силу этих мнимых преимуществ навязывается науке и служит ее эталоном, следует признать, что единственным действительно работающим и жизненно важным для науки принципом является правило «anything goes» – пригодно все, что способствует успеху. Последовательно развивая эту прагматистскую установку, Фейерабенд приходит к мысли о необходимости привести в соответствие рационалистические ценности науки с гуманизмом, трактуемым прежде всего как установка на свободу духа и действия как высшую ценность человеческого бытия. Рациональность, если она выступает как система ограничений творческих способностей, интеллектуальной и духовной свободы, должна быть отвергнута. Напротив, рациональным может полагаться только «анархическое» познание, доверившееся творческим импульсам, благодаря которым разум служит человеку, а не наоборот – человек абстрактным и гнетущим его рационалистическим догмам. Напр., ученый, добивающийся признания своих идей, вправе прибегать к пропаганде, политическим и идеологическим приемам, психологическому внушению (именно так, по мнению Фейерабенда, поступал Галилей, смело ломавший все каноны современной ему науки для утверждения коперниканского мировоззрения). В этом отношении наука не имеет никакого «приоритета» по сравнению с мифом или идеологией. Поэтому в «свободном обществе», т.е. в обществе, утверждающем свободу духа и деятельности в качестве своего верховенствующего принципа, наука, еще не освободившаяся от своего «шовинизма», уверенности в своем превосходстве над иными формами мышления и практики, должна быть отделена от государства, лишиться идеологической и политической поддержки последнего, а вместе с этим – и необоснованных претензий на исключительное место в культуре. Плюралистические, анархистские и антисциентистские установки Фейерабенда сближают его мировоззренческую и гносеологическую позиции с постмодернизмом.









Пол Фейерабенд. Случай с астрологией
 
14 января
14 января 1911 года родился Анатолий Наумович Рыбаков 
 советский писатель-романист  
(14 января 1911 — 23 декабря 1998) 





14 января 1875 года родился Альберт Швейцер  
немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира 


Подробнее:
http://www.edcommunity.ru/communication/forum/?PAGE_NAME=read&FID=1&TID=21366&PAGEN_7=3&PAGEN_6=22
 
14 января
14 января 1914 года  впервые в мире Генри Форд применил конвейерный метод для массовой сборки автомобилей.
Более ста лет тому назад американский промышленник Генри Форд применил конвейерный метод для массовой сборки автомобилей, и это стало знаковым событием для промышленной революции. Поточное производство существовало и до этого, но Форд первым поставил на конвейер настолько технически сложную продукцию.
Начав собирать Жестянку Лиззи на конвейере, Генри Форд сделал автомобиль доступным для простых людей, это первое, а второе, и более важное, он первым из "империалистов" начал платить своим рабочим высокую зарплату, чтобы его работники смогли позволить себе покупку автомобиля. 



Генри Форд любил повторять:
«Если вы требуете от кого-нибудь,
 чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается». 




Генри Форд на заводе в Хайленд-Парке на 15-миллионном автомобиле Ford Model T, 1927. 

КОНВЕЙЕР ГЕНРИ ФОРДА
 
14 января
Спуск зонда Huygens на поверхность Титана – крупнейшей луны Сатурна 14 января 2005 года стал одним из самых важных событий в истории освоения космоса. Ни один аппарат ещё не высаживался так далеко от Земли.



Историческая посадка — важная часть многолетней совместной миссии Cassini-Huygens американского (NASA) и европейского (ESA) космических агентств. 
"Мы — первые посетители Титана, — сказал Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain), генеральный директор ESA. — Утром мы имели технический успех, и этим днём мы также можем сказать, что имеем и научный успех". 
Под техническим успехом глава "европейского космоса" имеет в виду благополучное приземление и выживание машины, а под научным — получение данных с поверхности. 
Безукоризненная отработка посадки после семи лет сна аппарата на борту Cassini ("верхом" на котором Huygens и прилетел в систему Сатурна) делает честь европейским инженерам. 
Сам спуск продолжался около двух с половиной часов. На высоте 1270 километров аппарат вошёл в атмосферу. Его максимальная перегрузка достигла 14 g, а скорость на этом первом этапе упала с 5,5 до 0,39 километра в секунду. 
Затем настала пора парашютов. Их было три. Первый, так называемый пилотный, самый маленький, на высоте примерно 160 километров снял с зонда верхнюю крышку и улетел прочь. Вскоре раскрылся основной парашют диаметром 8,3 метра. 
Позже отделился тепловой щит в нижней части аппарата. А на 110 километрах второй парашют отстрелился и раскрылся третий, 3-метровый, так называемый стабилизирующий парашют. 
На высоте нескольких сотен метров Huygens включил мощную лампу, чтобы осветить поверхность планеты. 
Наконец, на скорости 5 метров в секунду зонд сел на Титан. Это произошло в 15:45 по Московскому времени. 
В течение спуска зонд транслировал данные на космический аппарат Cassini, вращающийся сейчас вокруг Сатурна. Cassini же накапливал их в буфере. 
После приземления зонд посылал данные ещё два с половиной часа, пока Cassini не ушёл за местный горизонт. 
После этого орбитальный аппарат развернулся, чтобы передать данные на Землю.
Подробнее
 
15 января
15 января 1892 года Джеймс Нейсмит впервые опубликовал правила баскетбола.

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновение которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобразительной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры в “duck-on-a-rock”…
Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая один, не большой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.
Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.


Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.
Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

Первая Игра

Первая игра была сыграна футбольным мячом,
а вместо колец, к перилам балкона, по обе стороны спортивного зала, Найсмит прикрепил две простые корзины,
и в довершение всего, вывесил на доске объявлений список тринадцати правил, которые должны были управлять этой новой игрой…
Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…

А, несколько дней спустя, один из студентов Найсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в “преступлении”…

“Я взял их” – сказал Мэйхон своему учителю.
“Я знал, что эта игра будет иметь большой успех и я взял их как сувенир.
Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол. Вот они:

1) Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками

2) По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком

3) Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на хорошей скорости.

4) Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.

5) В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.

6) Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.

7) Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).

8 ) Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.

9) Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.

10) Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.

11) Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.

12) Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.

13) Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.
 
16 января

16 января 1867 года (150 лет назад) родился Вересаев Викентий Викентьевич
   ...     

 (1867–1945), настоящая фамилия – Смидович, русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 в семье известных тульских подвижников.
Отец, врач В.И.Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.

В 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним. Этим объяняется увлечение Вересаева годы идеями народничества, трудами Н.К. Михайловского и Д.И.Писарева.
Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке. В 1894 несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.
Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа Загадка (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9).

В 1895 Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистких кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов. Участие в политической жизни обусловило темы его творчества.
...  





ЛЕГЕНДА
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка. Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.
Мне представляется: наша жизнь — это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем — побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь... Как все это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны
.

«...Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов»



Читают тему (гостей: 2)