Форум
RSS
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
28 февраля 1835 года Уоллес Каротерс изобрел нейлон

Американский химик Уоллес Хьюм Каротерс из центральной лаборатории фирмы «Дюпон де Немур» в Уилмингтоне в 1934 году синтезировал полиамидную смолу. 28 февраля 1935 года на её основе Каротерс с группой химиков из этой же лаборатории создал новое синтетическое волокно.

Это первое в мире синтетическое волокно получило название нейлон. Работы по дальнейшей разработке волокна продолжались. Но 29 апреля 1937 года после длительной депрессии, как было заявлено официально, он покончил с собой, выбросившись из окна своей лаборатории. Он так и не увидел триумфального шествия своего детища по миру. 

27 октября 1938 года руководители фирмы «Дюпон де Немур» 

А в 1939 году нейлон поступил в продажу в одном из универмагов Вилмингтона в США. Это были первые в мире нейлоновые чулки, ставшие сенсацией. Спустя всего полгода в Нью-Йорке за один только день распродажи было продано 5 миллионов пар этих чулок. 

Источник

Нильс Бор предлагает планетарную модель строения атома 28 февраля 1913 года

Модель Бора, предполагающая, что электроны движутся вокруг атомного ядра подобно планетам, обращающимся вокруг звезды, позволила объяснить химические и оптические свойства атомов. В 1922 году за эту работу Нильс Бор был награжден Нобелевской премией. 

Опыты по изучению прохождения электрического тока через жидкости, проводимые Фарадеем, дали представление об электричестве как отдельных единичных зарядах. 


Величины этих зарядов были определены при изучении прохождения электрического тока через газы. Открытие самопроизвольного распада атомов привело к представлению о сложности атома. Открытие ядер атома дало возможность Резерфорду в 1911 году построить одну из первых моделей строения атома. 

Датский физик Нильс Бор 28 февраля 1913 года предложил свою теорию строения атома, в которой электрон в атоме не подчиняется законам классической физики. Согласно этой теории электрон вращается вокруг атома по строго стационарным круговым орбитам. Бор ввел понятие квантового соотношения между радиусом орбиты и скоростью электрона. 

Впоследствии теория Бора была дополнена и переосмыслена. На смену теории Бора пришла квантовая модель строения атома.

Источник.
 
28 февраля 1712 по указу Петра I в Туле был заложен Казенный оружейный завод (теперь - Тульский оружейный завод)

Тульский оружейный завод - предприятие оборонной промышленности в Туле, одно из самых известных промышленных предприятий Тульской области. Также выпускает охотничье и спортивное стрелковое оружие для гражданского рынка. 

15 февраля 1712 г., по именному Указу Петра I, началось строительство Тульского оружейного завода. Предприятие оснащалось прогрессивным по тому времени оборудованием: водяными машинами, «вертельными» станками для сверления стволов, точилами, молотами, станками для «оттирания» — наружной и внутренней отделки стволов. Впервые в производстве механизмов стали использовать поверочные калибры. Применение самых передовых технологий 18 века значительно повысило качество выпускаемого оружия, и как результат - в одном из царских указов тульское оружие было признано за эталон. В 1720 г. для вооружения русской армии выпускалось 22 тысячи надежных, легких пехотных и драгунских ружей, пистолетов с кремневым замком, а с 1749 г. начато массовое производство холодного оружия — клинков, сабель, палашей, шпаг. 

Конечно, с самим Петром I его казенный кузнец Ни­кита Демидов имеет известные основания на соперничество в праве на памятник истинному основателю завода. Ведь построенный в 1696 г. Демидовым у самого устья реки Тулицы вододействующий железоделательный завод, перешедший после реконструкции его в 1701 г. в ведение казны, в основном и явился той металлурги­еской базой, которая позволила всего лишь за 12 лет (1695—1707 гг.) увеличить количество оружейников со 196 до 794 человек, а наряды им на поставку казне оружия поднять с 2 тыс. до 15 тыс. ружей в год. Правда, производство самих ружей велось все еще в основном по домашним мастерским самих оружейников, но именно завод, основанный Никитой Демидовым, превращал кустарное оружейное производство в предприятие мануфактурного типа.

Источник.


28 февраля 1824 - родился Жан Блонден

28 февраля 1824 года во Франции в провинциальном городке Сент-Омер родился мальчик Жан-Франсуа Гравеле, но весь мир его знает как Жан Блонден или «Великий Блонден». Так же его называли «человеком, подобные которому рождаются лишь один раз в тысячу лет по особому заказу природы». Когда ему было пять лет, отец взял его посмотреть выступление акробатов, которые исполняли трюки на проволоке. Его поразило искусство канатоходцев, сохранять устойчивость и он решил, что сам станет канатоходцем.

Блондена отправили в спортивную школу в Лионе, после шести месяцев обучения акробатике, он впервые выступил перед публикой.

Около двадцати лет он выступал на аренах европейских цирков. Мастерство, грация и оригинальность трюков поразила всю Европу. В 1855 году Жан Блонден отправился на гастроли по крупным городам Соединенных Штатов Америки.

1859 году в Блонден придумал потрясающий трюк пересечь ущелье Ниагарского водопада по канату натянутом на высоте 50 метров, длиной 335 метров. Водопад разделяет две страны Канаду и США. Как сказал Жан Блонден, идея пройтись над водопадом, пришла ему во сне. 30 июня 1859 года Блонден осуществил свой план. Несколько десятков тысяч зрителей собралось на противоположных берегах водопада, что б посмотреть на смельчака. Блонден сжимая длинный балансерский шест, ступил на трос и ровным мерным шагом и двинулся вперед. Что б достичь конца каната ему предстояло сделать 600 шагов. Когда он достиг середины, он сел на веревку над бушующим водопадом на несколько секунд, встал и пошел на другую сторону. Переход над водопадом длился восемь минут.

Но на этом достижения Жана Блондена не закончились. Блонден волновал и удивлял зрителей новыми трюками, которые никогда не повторялись. Он переходил водопад, неся на спине своего менеджера Гарри Колкорда. Ходил по веревке с небольшой камерой и треногой, фотографировал людей стоящих на берегах. Брал с собою стул и, дойдя до середины, садился на него, приблизившись к берегу, он клал стул и вставал на него. Ходил по канату с завязанными глазами, на ходулях, с мешком на голове, катил тачку. Так же он садился на середине каната, готовил и ел омлет.  Блонден за свою жизнь сделал очень много потрясающих трюков на канате. Специалисты считают чудом то, что делал Жана Блонден.

Умер он 19 февраля 1897 в Илинге от диабета в возрасте 72 лет. После Жана Блондена много канатоходцев переходило через водопад Ниагара, но без груза.

Источник.

28 февраля 1915 года в Рио-де-Жанейро родился английский биолог Питер Брайан Медавар (Medawar). Исследовал реакции организма на трансплантационные антигены, открыл явление приобретенной толерантности. Нобелевская премия (1960, совместно с Фрэнком Бернетом). 

Питер Брайан Медавар родился 28 февраля 1915 года в бразильском городе Петрополис в семье ливанца Николаса Медавара и британки Эдит Даулинг. Отец Питера, гражданин Великобритании, работал торговым представителем компании по производству стоматологических материалов. К концу Первой мировой войны Питер с семьёй переехал в Англию, где и прожил всю жизнь.

Окончил Магдален-колледж в Оксфорде (1939) и преподавал в нём (1938—1945, 1946—1947). Профессор зоологии университета в Бирмингеме (1947—1951), зоологии и сравнительной анатомии — в Университетском колледже в Лондоне (1951). В 1962—1971 директор Национального института медицинских исследований (Милл Хилл). С 1966 года президент Международного трансплантационного общества. Член ряда научных обществ Великобритании и США.

Работы Медавара посвящены росту и старению организма, его реакциям на пересадки тканей, в частности иммунореакциям, препятствующим гетеротрансплантации, трансплантационным антигенам и антилимфоцитарным сывороткам. Открыл явление приобретённой иммунотолерантности и воспроизвёл его в эксперименте.

Скончался 2 октября 1987.

Источник.

28 февраля 1940 года советский летчик-испытатель Владимир Федоров совершил первый в мире полет на ракетопланере с жидкостно-реактивным двигателем. А спустя 15 лет состоялось торжественное открытие железной дороги Ханой-Пекин-Москва-Берлин.

Сергей Павлович Королев,  будущий Генеральный конструктор первых космических кораблей, начинал свой путь в космос через создание мощных жидкостно-реактивных двигателей для скоростных самолётов. Но любой двигатель для летательных аппаратов должен пройти испытание в воздухе. Но как испытывать двигатель для самолёта, если сам самолёт будет изготовлен только после того, как для него будет готов двигатель

Так возникла мысль о постройке «ракетопланера» — планера, который взлетал бы, как обычно, на буксире за самолетом, а затем отцеплялся, включал установленный у него в хвосте ракетный двигатель — вот он, долгожданный полет с реактивной тягой! — и, только израсходовав все горючее, производил снижение и посадку, как обыкновенный планер. Подобный ракетопланер был построен группой конструкторов, под руководством Королёва, и блестяще испытан летчиком-испытателем Владимиром Павловичем Федоровым.

После успешных полетов ракетопланера, работам над ракетным самолетом стали уделять особое внимание. Уже в 1942 году, в результате совместной работы института и авиационной промышленности, первый советский ракетный самолет (истребитель БИ-1) совершил успешный полет.

Источник.


28 февраля 1943 года состоялся первый полёт самолета ЯК-1 М.

Як-1М — одноместный истребитель, развитие Як-1. Создан в 1943 году в двух экземплярах: опытный экземпляр № 1 и дублер. Двигатель на экземпляре № 1 — ВК-105ПФ мощностью 1180 л. с. с винтом ВИШ-61П, а на дублере — тот же двигатель, но форсированный по наддуву с 1050 до 1100 мм рт. ст. с винтом-автоматом ВИШ-105СВ. Мощность увеличилась до 1240 л. с. Як-1М был самым легким и маневренным истребителем в мире для своего времени. В нем был воплощен весь опыт конструкторской работы ОКБ по истребителям Як предшествовавших типов. Общий стиль конструкции был сохранен, но вся она пересмотрена и пересчитана в сторону максимального снижения массы, уменьшения габаритов и улучшения аэродинамики. Площадь и размах крыла уменьшены соответственно на 2,3 м2 и на 0,80 м и составляли 14,85 м2 и 9,20 м при прежних размерах фюзеляжа. Полотняная обшивка фюзеляжа заменена фанерной. Произведена тщательнейшая отделка крыла и всего самолета. Стойки шасси удлинены на 100 мм и увеличен ход поршней до 180 мм, что обеспечило идеальную амортизацию при самых грубых посадках. Водорадиатор глубоко утоплен в фюзеляж. Маслорадиатор перенесен из-под двигателя в крыло. Входные отверстия в туннеле двух маслорадиа-торов расположены в носке крыла с обеих сторон капота. Запас бензина был уменьшен на 30 кг и составлял 275 кг, а масла — 20 кг. Вооружение: на экземпляре № 1 — одна пушка ШВАК и один пулемет УБС, а на дублере — одна опытная пушка Ш-20М и два синхронных пулемета УБС.

В результате осуществления указанных мероприятий полетная масса снизилась до 2655—2660 кг, а летные качества существенно улучшились. Производство первого экземпляра Як-1М было закончено 15 февраля 1943 года., он проходил заводские испытания с 28 февраля по 7 июня (летчики А. К. Кокин и П. Я. Федрови), госиспытания — с 7 июня по 7 июля и вторично 21-22 июля 1943 г. для проверки возможности форсирования двигателя до мощности 1240 л. с. Дублер, выпущенный 17 сентября 1943 г., проходил заводские испытания 20-30 сентября (летчик П. Я. Федрови) и госиспытания 6-15 октября 1943 года.

По госиспытаниям (летчик А. Г. Прошаков, ведущий инженер Г. А. Седов) имел скорость у земли 570 км/ч, на высоте 4300 м — 651 км/ч, время виража — 17 с, дальность — до 900 км. Оценка по госиспытаниям была блестящая: «Самолет Як-1М превосходит истребители противника по своим летно-тактическим данным, что обеспечивает ему высокие боевые свойства и успех в воздушных боях». Як-1М прошел госиспытания быстро и успешно и был рекомендован в массовое производство взамен Як-1 под маркой Як-3.

Источник.


28 февраля 1956 года в США патентуется сетевой кабель для компьютеров

Технологический прогресс в сфере электронно-вычислительных машин был настоящей революцией в человеческом обществе, главным следствием перехода от индустриального общества к информационному обществу. Компьютер стал обычной частью нашей повседневной работы, коммуникационных технологий и Интернет – возможностей, которые дали безграничные способности во всех аспектах экономической, социальной и культурной жизни. Из-за высокой потенциальной эффективности работы, компьютер был представлен широко во всех сферах производственной деятельности, от офисной работы и до деятельности производственных цехов. Но было ли это возможно без сетевого кабеля? Скорее всего, нет! 

В настоящее время возможна передача данных при помощи беспроводных технологий, а вот больше полувека тому назад об этом даже не мечтали. Пределом мечтаний была разработка сетевого кабеля.  

Проблематичнее всего было передать информацию между несколькими компьютерами. Для этой цели необходим был специальный кабель. И вот 28 февраля 1956 года признан в компьютерной истории, как год, когда в был запатентован сетевой кабель. Сетевой кабель для компьютеров сделал возможным объединение нескольких вычислительных машин в одну сеть. Этим самым, было найдено решение к основной задаче. 

Источник.

28 февраля 1977 года, впервые в мире в условиях неволи у касатки родился детеныш. Малыш появился в аквариуме Маринленд в Калифорнии.

Источник.


28 февраля 1996 года, через четыре года после подачи заявки, Россия официально принята в Совет Европы и стала ее 39-м членом

Прошло 20 лет со времени вступления России в Совет Европы (28 февраля 1996 года), присоединения к Уставу этой организации и другим основополагающим документам. Входя в Совет Европы — наиболее авторитетную на континенте гуманитарную организацию - Российская Федерация ставила тем самым перед собой цель влиться в европейское цивилизационное пространство, идти по пути строительства демократических институтов, отвечающих исторически выработанным стандартам и критериям и имеющим в своей основе признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности. Как подчеркивалось в ходе церемонии вступления России (и это заявляли как российские, так и западные политики), принимая в свои ряды крупнейшее на континенте государство, Совет Европы превращался в более универсальную по характеру организацию, а Россия теснее подключалась к европейским интеграционным процессам.

Источник.
 
29 февраля 1908 года в Голландии учёным впервые удалось получить вещество под названием твёрдый гелий

После того, как в 1908 году Хейке Камерлинг-Оннес сумел добиться конденсации гелия, он попытался получить твёрдый гелий. Откачкой паров ему удалось достичь ?-точки (1,4 К). За последующие десять лет исследований удалось опуститься до 0,8 К, но гелий оставался жидким. И только в 1926 г. ученик Камерлинг-Оннеса Виллем Хендрик Ке?езом  смог получить 1 см? твёрдого гелия, используя не только низкую температуру, но и повышенное давление.

Твёрдый гелий — состояние гелия при температуре, близкой к абсолютному нулю и давлении, значительно превышающем атмосферное. Гелий — единственный элемент, который не затвердевает, оставаясь в жидком состоянии, при атмосферном давлении и сколь угодно малой температуре. Переход в твёрдое состояние возможен только при давлении более 25 атм.

Источник.
 
29 февраля 2000 года состоялся первый полет опытно-экспериментального истребителя «1.44»

В течение второй половины 1990-х гг. авиационное сообщество было заинтриговано предстоящим дебютом российского истребителя пятого поколения МФИ, разработанного РСК «МиГ». Он создавался в противовес американской программе ATF, в рамках которой появился истребитель Локхид Мартин F/A-22.

РСК «МиГ» утверждает, что по комплексу аэродинамических характеристик, вооружению и авионики МФИ превзойдёт любой современный истребитель, в том числе и F/A-22A. Самолёт, впервые показанный в 1999 г., получил обозначение «1.44» и, понятно, он являлся только демонстрационным экземпляром. Планируемый для серийного выпуска истребитель МФИ будет обозначаться как «1.42». Эта машина будет иметь изменённые воздухозаборники, внутренний отсек для вооружения (на самолёте «1.44» закрыт обтекателем) и, возможно, треугольное крыло с изломом по носку.

Новый самолёт стал первым в России истребителем, выполненным по схеме «утка». МФИ оснащён (или будет оснащён) импульсно-доплеровской РЛС управления оружием. РЛС имеет фазированную антенную решетку; с её помощью возможно обнаружение целей на больших расстояниях и ведения стрельбы сразу по шести целям.

Постройку опытного образца начали в 1989 г. Только в конце 1994 г. после долгих наземных испытаний самолёт «1.44» совершил первую скоростную рулёжку. К сожалению, проект был «заморожен» ещё до того, как самолёт поднялся в воздух. Это произошло в результате нехватки средств, а также болезненных реформ в ОКБ Микояна.

Самолёт «1.44» оставался засекреченным до января 1999 г., когда его впервые показали журналистам. После долгой задержки, в январе 2001 г. самолёт совершил свой первый непродолжительный, но очень важный полёт.

Будущее программы МФИ остается неопределенным и связь между ним и самолётом «1.44» в значительной степени расплывчата. Несмотря даже на то, что машина «1.42» выбрана ВВС России в качестве истребителя пятого поколения, нынешняя экономическая ситуация в стране не позволяет принять её на вооружение в обозримом будущем. Расчётная цена одного самолёта, равная почти 70 миллионам долларов (что в два — три раза превосходит цены современных российских истребителей четвёртого поколения).

Источник.
Изменено: Елена Сальникова - 27.02.2016 00:28:28
 
29 февраля 45 года до н. э.

В 46 году до н.э. греческий звездочет Созиген предложил Юлию Цезарю, который в то время был правителем Римской Империи, узнать сколько длится солнечный год.

Ежегодно среди русских зреет предвкушение праздничных зимних дней. Длятся они порядка двух недель, и есть среди них так называемый Старый Новый Год, который празднуется по старому стилю. Благодаря нему в народе до сих пор остается память о Юлианском календаре, созданном еще в древнем Риме. Что это за календарь, как он появился и почему должен был уйти?
Введение юлианского летоисчисления.

Начнем с того, что первой попыткой систематизации времени на территории Европы, которая оказалась достаточно удачной, стал именно юлианский календарь. Местом основания юлианского календаря стал Рим, где его ввели в 45-м году до н.э. До этого времени ситуация с летоисчислением была достаточно запутанной. 

Уже начиная с Ромула (753-716 годы до н.э.) год у римлян содержал 304 дня и делился всего лишь на 10 месяцев, а оставшееся время никак не обозначалось. В итоге жители вечного города просто сидели и ждали прихода весны, когда заново начинался счет времени по месяцам. Несколько позже ввели лунный год, который равнялся 354-м дням, и два новых месяца – февраль (в честь бога подземного царства Фебрууса) и явнварь (в честь Януса). 

Позже римляне заметили, что лунный год короче тропического (солнечного), а это несколько позже могло привести к тому, что календарный и реальный времена года могли не совпадать. Чтобы сгладить такое несогласование, раз в два года вводили дополнительный месяц, который назывался марцедонием. Особенность была в том, что в марцедонии не устанавливали четкое количество дней, его регулировали римские понтифики, которые назначали столько суток, сколько было нужно именно им. При этом они глядели не на Луну или Солнце, а в свой кошелек. 

К моменту юлианской реформы дошло до того, что относительно смены времен года римский календарь ушел вперед на 90 дней. Большой сообразительности, чтобы понять, что в календарь вкралась ошибка, было не нужно, особенно гуляя по августовским сугробам. 

Как появился високосный день
Гай Юлий Цезарь в это время был в Египте, где и смог познакомиться с местным солнечным календарем. Когда он вернулся в Рим, в первую очередь он приказал известному ученому Созигену сделать новый календарь. Именно он и предложил систему летоисчисления, которая получила название юлианского календаря. В этой системе год насчитывал 365 дней и 6 часов или 365,25 дней. Но так как в году обязательно должно быть ровное количество дней, решили прибавлять один лишний день каждый четвертый год. Этот день поставили между 24-м и 25-м февраля, и обозначили его как bis sextum кal. мart, что в переводе означает «второй шестой день до мартовских календ» (римлянами считалось, сколько дней осталось до начала следующего месяца, а не сколько дней прошло с его начала). Позже этот день перенесли в конец месяца, что гораздо удобнее, так и появилось 29-е февраля. Год стали называть bissextilis (биссекстилис), это название в русский язык перешло как «високосный».
Недостаток юлианского календаря
Так как старый календарь опережал реальный ход времени на 90 дней, чтобы компенсировать эту разницу, пришлось добавить 3 новых месяца. Помимо марцедония из 23-х дней между ноябрем и декабрем поставили еще два безымянных по 34 и 33 дня. В благодарность за создание календаря пятый его месяц назвали июлем в честь Юлия Цезаря, шестой – августом в честь Августа Октавиана. Из первоначальных десяти месяцев имена были только у четырех – марта (в часть Марса, бога войны), апреля (от лат. «aperire» – «раскрывать» - в это время распускались листья), май (в честь матери Меркурия Майи), июнь (в честь Юноны). У остальных месяцев был только порядковый номер, но нумерация сбилась из-за ввода февраля и января: сентябрь – 7-й, октябрь – 8-й, ноябрь – 9-й, декабрь – 10-й. 

Юлианский календарь применялся 2000 лет, и уйти он должен был, поскольку имел один заметный недостаток. Дело в том, что длина года по этому календарю составляла 6 часов и 365 дней, а это на 11 минут и 14 секунд больше, чем продолжительность истинного года. Такая погрешность давала за 128 лет один лишний день. Для христианской церкви такая погрешность была достаточно существенной, и потому с 1582-го года мир начал переход на более совершенный календарь – григорианский.

Источник.
Изменено: Елена Сальникова - 27.02.2016 00:36:51
 
1 марта 1869 г. Д.И. Менделеев составил первый вариант периодической таблицы элементов

С XIX века многими учеными мира предпринимались попытки выявить закономерность среди уже обнаруженных к тому времени в природе химических элементов. Главную роль в этом сыграл выдающийся русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев, выдвинувший гипотезу о взаимосвязи между атомной массой элемента и его химическими свойствами.

 Учёный обнаружил: свойства элементов, если расположить их по возрастанию атомного веса, начинают периодически повторяться. 1 марта 1869 года Менделеев публикует свою работу «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве», в которой формулирует свой периодический закон и представляет первый вариант периодической таблицы элементов.

 Создание Менделеевым периодической системы химических элементов внесло огромный вклад в развитие науки. Благодаря ней сложилось современное понятие о химическом элементе. Более того — появилась четкая система, позволяющая получать новые элементы и предсказывать их свойства. А систематизация типов атомов нашла свое применение в физике и была развита в XX веке в таких её разделах как физика атома и атомного ядра.

 { Существует легенда, согласно которой периодическая таблица элементов приснилась Менделееву: ученый якобы долго работал над созданием таблицы, лег спать и увидел во сне её окончательный вариант. Эту историю опровергал сам Менделеев: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... готово». Создание таблицы стало возможным лишь благодаря упорному и кропотливому труду учёного.}

Источник.
 
Большое спасибо, Елена Глебовна, за материал по летоисчислению. Использую его на завтрашнем уроке 29 февраля по окружающему миру.
 
1 марта 1845 - родился Фёдор Аполлонович Пироцкий, известный русский электротехник

Фёдор Аполлонович Пироцкий ( 17 февраля [1 марта] 1845 - 28 февраля [12 марта] 1898 ) - русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам он впервые во всём мире изобрел трамвай на электрической тяге, другие же источники утверждают что его изобретение было первым только в Российской империи, в то время как первый электрический трамвай был разработан Сименсом и работал в Берлине.

Пироцкий Фёдор Аполлонович  родился в семье штабс-лекаря помещика в Лохвицком уезде Полтавской губернии (в настоящее время - Украина). Его семья происходила из Городовых Казаков.

Фёдор окончил Константиновский кадетский корпус и Михайловскую Военную Артиллерийскую Академию в 1866 году и проходил службу в артиллерийских войсках в Киеве. Здесь он подружился со знаменитым электротехником Павлом Николаевичем Яблочковым - большим поклонником всего, что работало на электричестве.

В 1871 году Пироцкий возвращается в Санкт-Петербург и, среди всего прочего, предлагает новый тип доменных печей. В 1874 году он начинает проводить свои эксперименты на Волковском поле в Санкт-Петербуге и в 1875 году на участке сестрорецкой железной дороги запускает вагоны на электрической тяге. Было электрифицировано около одной версты пути. В его конструкции рельсы были подключены к генератору Грема. Оба рельса были изолированны от земли, один из них был прямым проводником, а другой обратным.

В 1880 году он модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу и 3 сентября необычный общественный транспорт начинает перевозить жителей Санкт-Петербурга, несмотря на открытые протесты владельцев трамваев на конной тяге. Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до конца сентября 1880 года. У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всём мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним, был Сименс, сильно интересовавшийся и имевший множество вопросов. В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российской империи электрический трамвай появился только в 1892 году.

Пироцкий возвратился на службу артиллерийским офицером. Среди всего прочего он прокладывает первый подземный электрический кабель в Санкт-Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской Школе (1881 год). Он так же был автором проекта централизованной подземной городской электросети, он предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей. В 1888 году он уходит в отставку в звании полковника, живя в военном пансионате города Алёшки (нынешний Цюрупинск, Херсонская область, Украина). В 1898 году Пироцкий умирает. В старости у него совсем не было денег, и, чтобы оплатить похороны, была заложена его мебель.

Источник.
 
«Ремингтон» начал выпуск пишущих машинок

1 марта 1873 года в США впервые увидел свет промышленный образец пишущей машинки, известной под названием "Ремингтон №1". Работы по её созданию велись в течение пяти лет, начавшись в 1867 году. Инициатором выступил издатель и общественный деятель Кристофер Шоулз. Его соратниками стали Карлос Глиден и Самуэль Соул. Позже к ним присоединился на правах инвестора Джеймс Денсмор. Своё детище они предложили знаменитой фабрике «Ремингтон», выпускавшей огнестрельное оружие и швейные машинки. Первые придуманные ими образцы были громоздкими, особые проблемы вызвала раскладка клавиш, в которую необходимо было вместить 26 букв английского алфавита, цифры и основные знаки препинания. На самой первой раскладе было всего два ряда клавиш, по аналогии с музыкальными инструментами. Через десять лет работы буквенная раскладка превратилась в знакомую всем QWERTY. Это был уже "Ремингтон №2". А "Ремингтон №1" стал первой серийно выпущенной печатной машинкой, которую ждал огромный коммерческий успех.

Источник.


1 марта 1886 года французским ученым и биологом Луи Пастером в Париже было с успехом вакцинировано 350 человек

Луи Пастер — гениальнейший французский химик и величайший исследователь XIX столетия. Он также причастен к организации ИЭМ. Так звучит сокращенное название "Научно-исследовательского института экспериментальной медицины" Северо-Западного отделения РАМН — старейшего Российского исследовательского центра, основанного принцем Ольденбургским.

Вершиной всей научной деятельности Пастера стала теория возбудителей болезней и использование вакцин для их предупреждения. Было положено начало антисептике, ставшей нормой в медицине и хирургии.

Исследуя сибирскую язву, куриную холеру, краснуху свиней, Пастер окончательно убедился, что они вызываются специфическими возбудителями и начал делать предохранительные прививки, в частности, вакцинацию против сибирской язвы (1881), положив начало теории искусственного иммунитета.

Последним и наиболее известным открытием Пастера стала разработка вакцины против бешенства. 6 июля 1885 года первая антирабическая прививка была сделана 9-летнему Иосифу Мейстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, мальчик поправился. 27 октября 1885 года Пастер сделал доклад перед Академией наук о результатах пятилетней работы над изучением бешенства.

Весь мир следил за исследованиями и результатами вакцинаций. К Пастеру стали стекаться пациенты, обнадеженные победой над страшной болезнью. Группа русских крестьян из Смоленска, покусанные бешеным волком приехали к Пастеру. Из 19 человек, прибывших в Париж, 16 были вылечены, несмотря на то, что с момента заражения до первой прививки прошло 12 дней.

Илья Мечников назвал победу над бешенством "лебединой песней Пастера".

Источник.
 
1 марта 1912 г. родился Б.Е. Черток, российский ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда. Черток являлся одним из ближайших соратников Королева, его заместителем.

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье служащих — Евсея Менасеевича Чертока (1870—1943), служащего, работал счетоводом, и Софьи Борисовны Явчуновской (1880—1942), фельдшера-акушера.

В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком беженцев «русскоязычного населения», выехали в Россию и поселились в Москве.

В МВТУ Бориса Чертока не приняли из-за социального происхождения, хотя экзамены он сдал, сказали: «У тебя нет никакого рабочего стажа! Иди, поработай на завод, а через три года мы тебя с удовольствием примем, но уже как рабочего, а не как сына служащих». В августе 1930 года он был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) — электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3. Участвовал в подготовке самолетов специального арктического варианта, на них И. Д. Папанин высадился на льдину: началась работа полярной станции СП-1 (1937). Был ответственным инженером по электро-радиооборудованию самолета Н-209 С, на котором летел в США через Северный полюс С.А. Леваневский (к слову, автор идеи такого перелета). В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

В 1934 г. Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 ( НИИ-88 )Министерства вооружения.

В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.

В 1974 году Б. Е. Черток назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Источник.


1 марта 1913  родился Яков Гилелевич Пановко, российский учёный в области механики (ум.2002)

Советский ученый в области механики, чл.-корреспондент АН ЛатвССР (с 1958 . Родился 1 марта 1913 г. в Белоруссии. Окончил Московский автодорожный институт (1935). В 1943 — 1950 — профессор Военно-воздушной инженерной академии в Ленинграде, в 1950 — 1964 — профессор Латвийского университета и Рижского политехнического института, с 1964 работал в Ленинградском кораблестроительном институте.

Разработал способ прямой линеаризации для анализа колебаний нелинейных систем. Осуществил решение ряда вопросов о колебаниях систем с нелинейным трением (в частности, конструкционным). Развил теорию устойчивости упруго-пластических систем. 
Источник.
1 марта 1921 г. по предложению профессора Н.И.Тихомирова в Москве начала работать первая советская организация по разработке ракетных снарядов, с 1928 г. – Газодинамическая лаборатория. С 1990 г. Научно-производственное объединение энергетического машиностроения (НПО ЭНЕРГОМАШ) — ведущее российское предприятие по разработке жидкостных ракетных двигателей.

Источник.
Изменено: Елена Сальникова - 29.02.2016 20:32:34
Читают тему (гостей: 3)