Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
5 марта
5 марта 1705 года принят Указ Петра I о наборе рекрутов, положивший начало формированию в Российской империи регулярной армии
До военной реформы Петра I армии, как таковой, в России не было: в случае военной угрозы, формировалось срочное войско или народное ополчение.
После петровских реформ регулярная российская армия к 1725 году насчитывала 220 тыс. человек. 
В армию призывались представители всех сословий в возрасте от 20 до 35 лет, согласно рекрутской повинности, на пожизненный срок. Рекруты выбирались общиной или помещиком на нерегулярной основе по одному солдату с определенного числа жителей. Со временем срок службы снизился до 25 лет, и от пожизненной службы были освобождены дворяне, а за ними и другие сословия. Крепостные, отслужившие в армии, становились свободными людьми, могли сами распоряжаться своей жизнью и выбирать место жительства.
Существовала возможность замены рекрута, даже крепостные могли отправить в армию вместо себя другое лицо. Одним из самых распространенных способов замены рекрутов был набор добровольцев. Рекрутская повинность просуществовала до 1874 года, когда была заменена воинской повинностью.
Петр I ввел обучение ратному делу по единому строевому уставу. Прежние редкие военные учения были заменены постоянной подготовкой, при этом были введены две категории обучения — для старослужащих и новобранцев. 
Вместе с армией создаются и первые военные школы для подготовки офицеров. Первой была создана бомбардирская школа при Преображенском полку, а уже к 20-м годам XVIII века для подготовки унтер-офицеров действовало около 50 гарнизонных школ: математическая, навигацкая (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургические школы. Кроме этого, молодых дворян часто отправляли учиться за границу. В 1712 году была открыта первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 году — военно-морская академия в Петербурге.
Именно Петр I в 1722 году ввел единую систему воинских и иных званий западноевропейского типа, так называемый Табель о рангах, который закреплял соотношение чинов по старшинству и последовательность чинопроизводства. Низшим офицерским чином был прапорщик, высшим — генерал-фельдмаршал, при этом военные звания считались выше соответствующих гражданских чинов, что давало военным больше возможностей получить дворянство. Дети дворян не становились офицерами, пока не заканчивали службу в гвардии солдатами. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась и во флоте. В это же время вводится военная присяга. Получая каждый новый воинский чин, офицер присягал на верность Отечеству. 
После петровских реформ русская армия получила четкую систему организации и состояла из трех родов войск: пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, при Петре I зародился новый род войск — инженерные войска.
Кроме регулярной сухопутной армии, при Петре появляется и морской флот. К 1725 году Балтийский флот состоял из 35 больших линейных парусных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных судов. Во флоте служили 28 тыс. матросов, набранных, в большинстве своем, из крестьян.
При Петре I в регулярной армии вводится воинская форма, символика, а также система поощрения мужества в бою.
При Петре I были заложены традиции армейской символики. Например, с 1712 года Военно-морским знаменем становится Андреевский флаг.

Воинский устав 1716 года обязывал каждую воинскую часть и корабль иметь знамя и защищать его в бою. Теперь солдаты и офицеры обязательно давали присягу под полковым знаменем.
История государства Российского 390. 
Реформы Петра I в армии. - http://www.youtube.com/watch?v=oXVaT6UwjnA&feature=player_embedded
Источники:
http://smartnews.ru/articles/16479.html



 5 марта 1919 года родился Алексей Фатьянов 
Алексей Иванович Фатьянов (1919[2] — 1959) — русский советский поэт, автор многих популярных в 19401970 годах песен (на музыку В. П. Соловьёва-СедогоБ. А. МокроусоваМ. И. Блантера и других композиторов).
Он рано научился читать, много времени проводил в домашней библиотеке, отец специально для него выписывал книги. Как и многие мальчишки, увлекался голубями и рыбалкой.
Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.
В 1935 году Алексей Фатьянов поступает в театральную студию Алексея Денисовича Дикого при театре ВЦСПС.
В 1937 году принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии А. Д. Попова. Играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдалённым гарнизонам Дальнего Востока.
В мае 1940 года Фатьянова призывают в армию, он попадает в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа и участвует в полковой художественной самодеятельности. Через три месяца он уже режиссёр-постановщик Окружного Ансамбля Орловского Военного Округа. Литературно-музыкальная композиция Фатьянова «Великой родины сыны» принесла ансамблю успех и славу. Тогда же с молодым композитором, рядовым Владимиром Дорофеевым, Алексеем была написана первая песня, вышедшая на сцену. 
 В первые месяцы Алексей Фатьянов с концертами объезжает передовые позиции Брянского фронта и пишет рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывает.
В феврале 1942 года ансамбль отводится в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформируется в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. 
В это время Фатьянов знакомится с композитором Василием Павловичем Соловьёвым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта.
Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке…») стала настоящим военным шлягером.
(Читать больше)
Поёт Алексей Фатьянов:

Читать стихи
Слушать песни

Телеальманах: Поэты России ХХ век.
"Романтика романса". Алексею Фатьянову посвящается (2014)
Источник: http://www.calend.ru/person/1607/




5 марта 1922 года родился Семен Гудзенко 
советский поэт-фронтовик (5 марта 1922 — 12 февраля 1953)
В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, стал пулемётчиком в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН). В 1942 году был тяжело ранен в живот осколком мины. После ранения был корреспондентом во фронтовой газете «Суворовский натиск», освещал осаду и штурм Будапешта, где и встретил День Победы. 12 мая 1945 года был награждён Орденом Отечественной войны II степени.[2] Первую книгу стихов выпустил в 1944 году. После окончания Великой Отечественной войны работал корреспондентом в военной газете.
(Читать больше)

НЕБЕСА

Такое небо! 
Из окна 
посмотришь черными глазами, 
и выест их голубизна 
и переполнит небесами. 
Отвыкнуть можно от небес,
 глядеть с проклятьем и опаской,
 чтоб вовремя укрыться в лес
 и не погибнуть под фугаской. 
И можно месяц, 
можно два
 под визг сирен на землю падать 
и слушать, 
как шумит трава 
и стонет под свинцовым градом.
 Я ко всему привыкнуть смог,
 но только не лежать часами.
 ...И у расстрелянных дорог
 опять любуюсь небесами.
1942


Читать стихи
Смотри онлайн клипы "Семен Гудзенко". Видео. Ролики.
Источник:

 http://www.calend.ru/person/2107/
Изменено: Елена Харьковская - 03.03.2016 02:41:45
 
6  марта
6 марта 1925 г., 91 год назад, вышел первый номер газеты «Пионерская правда»

Ранним утром 6 марта 1925 г. прохожие оглядывались на маленьких почтальонов. Те задорно кричали: «Вышел первый номер детской газеты! Читайте «Пионерскую правду»!» Первые читатели «Пионерки» и не подозревали, что редакция новой детской газеты начиналась с... двух стульев и пишущей машинки, которую подарила журналистам сестра В. И. Ленина — Мария Ильинична Ульянова…
Первые номера которой редактировал один из первых пионерских вожатых — Михаил Стремяков. Тираж газеты был невелик — всего 20 тыс. экземпляров.  Газета выходила с периодичностью два раза в неделю, ее тираж рос стремительно – с 20 тысяч экземпляров в первые годы до 9,5 миллионов к 1975 году.
Многие из нас любили и читали «Пионерскую правду». Именно из нее мы узнавали о фантасте Кире Булычеве...
Здесь же мы ждали интервью с Натальей Гулькиной, Юрой Шатуновым и прочими эстрадными кумирами. Из нее же вырезали заметки для политинформаций по вторникам... Публикации о Саманте Смит и всесоюзном лагере «Артек».
Первую страницу открывал призыв «Вперед, с ленинской правдой!». Николай Бухарин, главный редактор, написал: «Валяйте, догоняйте!».

В 1937 году над заголовком уже красовалась надпись 
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
К борьбе за дело Ленина - Сталина будь готов!»

В 1945 году газета «Пионерская правда» была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1950 году - орденом Ленина.
В создании и развитии газеты принимали активное участие руководящие деятели Коммунистической партии Советского Союза и различных советских общественных организаций, а также известные писатели и поэты: Н. Крупская, М. Ульянова, Е. Ярославский, М. Горький, В. Маяковский, А. Гайдар, С. Маршак, Л. и другие.
«Пионерская правда» выпускается и сейчас, после смерти ее главного редактора Ольги Грековой. Именно Ольга Грекова смогла сохранить и отстоять старейшую детскую газету Европы во времена перестройки. Сегодня «Пионерка» - красочная газета о детях и для детей. Правда, от прежнего тиража почти ничего не осталось, - газета выходит 20-тысячным тиражом и распространяется только по подписке.
Источники:
http://ussrlife.blogspot.ru/2013/03/blog-post_6.html#
 http://www.calend.ru/event/6934/

Самый первый номер “Пионерской правды”:
 
6 марта
 6 марта 1806 года родилась Элизабет Браунинг

Элизабет Барретт Браунинг (в девичестве Моултон Барретт) (англ. Elizabeth Barrett Browning6 марта 1806 — 29 июня[4]1861) — известная английская поэтесса Викторианской эпохи.
В десятилетнем возрасте Элизабет сочиняла стихи к семейным праздникам, а в 1820 году написала свою первую поэму — «Марафонская битва» (англ. The Battle of Marathon), опубликованную стараниями её отца. В 1826 году вышел сборник юной поэтессы «Опыт о разуме и другие стихи» (англ. An Essay on Mind and Other Poems), а в 1833 году она перевела трагедию Эсхила «Прикованный Прометей» (англ. Prometheus Bound).
 В 1838 году был издан сборник «Серафим и другие стихи» (англ. The Seraphim and Other Poems), после чего её имя стало широко известно читающей публике. 
В 1843 году было опубликовано её стихотворение «Плач детей» (англ. The Cry of the Children), посвящённое детскому рабству. Оно неоднократно переводилось на русский язык и послужило основой для одноимённого произведения Н. А. Некрасова.
Пик популярности Элизабет Браунинг пришёлся на 1850-е годы, когда была выпущена одна из наиболее известных её работ — «Сонеты с португальского» (англ. Sonnets from the Portuguese) — сборник любовных стихов. Роман в стихах «Аврора Ли» (англ. Aurora Leigh, 1856) остро обозначил проблему социальной несправедливости. Поэмы «Окна дома Гвиди» (англ. Casa Guidi Windows, 1851) и «Песня к конгрессу» (англ. Poems Before Congress, 1860) были написаны под впечатлением итальянской революции 1848 года[7].
(ИСТ)
ДЕТИ ПЛАЧУТ


...Эти ангельские лики 
С воспалёнными глазами 
За стеклянными, седыми, 
Ледяными небесами.

Мы толкаем мир к прогрессу 
На пределе напряженья, 
А сердца детей - под плиты 
Подсыпаем для скольженья.

И забрызганные кровью, 
Продвигаемся отважно 
Среди стонов и проклятий, 
Самых детских, самых тяжких.

***
... тот, кто все утратил, безучастно
Лежит, как разоренная страна,
Чья нагота лишь Господу видна
И чья печаль, как смерть сама, безгласна.
Оскар Уайльд сказал о ней:
«Англия подарила миру одну великую поэтессу – 
Элизабет Барретт Браунинг. 
Из всех женщин, чьи имена остались в истории, 
лишь миссис Браунинг мы можем осмелиться сравнить с Сапфо».

Читать произведения
Ещё
Ещё
Источники:

http://citaty.info/man/elizabet-barret-brauning
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post132206022/
 http://www.calend.ru/person/2592/
 
6 марта
 6 марта 1857 года - Верховный Суд США постановил, что рабы являются имуществом, а не гражданами

    Это решение было принято семью голосами против двух и сводилось к тому, что никто не вправе лишить американского гражданина собственности. 


Чернокожий раб Дред Скотт, который принадлежал армейскому хирургу, оказался со своим хозяином в крепости Рок-Айленд, расположенной на территории, где рабство было запрещено. По возращению в Сент-Луис в 1846 году Дред Скотт подал в суд для официального получения свободы, ссылаясь на так называемый Миссурийский Компромисс от 13 февраля 1819 года, согласно которому рабы, оказавшие на территории Великих Равнин, становились свободными. Однако этот закон распространялся на территории, севернее 36°30'.
В общей сложности Дред Скотт судился 11 лет и дошел до высшей судебной инстанции.
В Верховном суде к рассмотрению дела приступили 11 февраля 1856 года и 6 марта 1857 года вынесли вердикт, состоящий из трех пунктов:
— Лица африканского происхождения не были, не могут быть ни сейчас, ни в будущем гражданами США. Являясь имуществом, они:
 не могут быть истцами.

— Исключения из вышестоящего правила распространяются на территории, в которых действует Миссурийский Компромисс.
— Пятая Поправка к Конституции Соединенных Штатов запрещает федеральному правительству освобождать рабов (крепостных крестьян), привезенных из Российской Империи.
самую настоящую войну за освобождение Америки от рабства начала писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома». Об этом Авраам Линкольн сказал в декабре 1862 года в Белом Доме, подчеркнув огромное значение этого произведения. По словам писательницы, роман получился ярким и обличительным именно потому, что книга основана на реальных фактах, о которых она узнала, когда жила на юге штата Огайо в 1830 и 1840-х годах.
«Хижина дяди Тома» стала для американцев настольной книгой, её читали в каждой семье и с ней шли в бой с войсками южных штатов.

В Америке рабство было запрещено в 1865 году — четыре года спустя после отмены крепостного права в России.
Историческая картина «12 лет рабства» режиссёра Стива Маккуина получила премию «Оскар» за лучший фильм в 2014 году. 

Источники:
http://svpressa.ru/post/article/83326/



6 марта 1475 года родился Микеланджело Буонарроти 
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони(итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475Капрезе — 18 февраля 1564Рим)[?] — итальянский скульпторхудожникархитектор[?]поэт[?]мыслитель[?]. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения[?] и раннего Барокко.
Разминать глину и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать.
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров».

В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496—1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».
В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора. Приблизительно в 1503—1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».
(Читать больше)


Ночь
Отрадно спать – отрадней камнем быть. 
О, в этот век – преступный и постыдный – 
Не жить, не чувствовать – удел завидный... 
Прошу: молчи – не смей меня будить.
(Перевод Ф. И. Тютчева)

ПОЭЗИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО
в переводе А.М.Эфроса



"Тайны Микеланджело" док.фильмИсточники:
http://www.liveinternet.ru/users/cnu4eajiucm/post329001246
http://www.art11.ru/kartiny_hudozhnikov/kartiny_michelangelo_buonarroti.html
http://www.stone2art.ru/sculpt/84-mramor-michelangelo
 http://www.calend.ru/person/367/
 
6 марта

                         6 марта 1521 
Ф. Магеллан открывает

 остров Гуам                  

остров в западной части Тихого океана.  Является самым южным в архипелаге Марианские острова, деля их с Северными Марианскими островами.

В настоящее время  имеет статус неинкорпорированной организованной территории США (то есть не входящий в состав США, но являющийся их владением).
Аборигены острова — народ чаморро — заселили остров примерно 3500 лет назад.
 К началу XVI века, когда экспедиция Магеллана открыла Гуам (в 1521), у чаморро уже начало образовываться раннеклассовое общество. Чаморро делились на три основных социальных слоя: вождей, рядовых общинников и рабов.
Испанские колонисты основали первую колонию на острове лишь спустя 100 лет после его открытия – в 1668 г. Вместе с колонистами на Гуам прибыли и католические миссионеры. Основанные испанские поселения потеснили народ чаморро. Под управлением Испании остров находился до 1898 г.
В течение 3 веков Испания использовала остров Гуам как перевалочный пункт для мореплавателей. Здесь располагалась стратегически важный пункт на пути из Америки на Филиппины. За все время управления островом колонизаторы активно ”христианизироваличаморро, что неминуемо приводило к кровопролитным восстаниям.
После американо-испанской войны остров Гуам был передан под контроль США. До Второй Мировой войны он был единственным крупным островом в Тихом океане, находящимся под контролем США, поэтому с началом активных боевых действий был захвачен Японией. В течение 2 лет Гуам находился под гнетом фашисткой Японии. В это время население острова подвергалось ужасным зверствам со стороны захватчиков. После освобождения острова 21 июля 1944 г. на острове был утвержден национальный праздник в честь освободителей, который продолжается месяц.
(Читать больше) (Ещё)

http://www.youtube.com/watch?v=8tB-E_-hfxM
Аномалия возле острова Гуам



6 марта 1983 года был выпущен первый в мире коммерческий 

портативный сотовый телефон. 
В этот день компания Motorola представила аппарат DynaTAC 8000X - результат 15 лет разработок, на которые было потрачено более $100 млн. Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33 x 4,4 x 8,9 см. Заряда аккумуляторов первого мобильника со светодиодным дисплеем хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или часа разговоров. Телефон был первым сертифицирован для коммерческого использования Федеральной комиссией по связи США. В розницу новинка стоила баснословные деньги - $3.995. Однако, по словам представителей Motorola, даже несмотря на высокую цену, сама идея быть всегда на связи настолько воодушевила пользователей, что в очередь на покупку DynaTAC 8000X записывались тысячи американцев.

(ИСТ)
…История изобретения первого сотового телефона берет свое начало с середины XX века. 
Именно тогда компания AT&T, а точнее исследовательская лаборатория Bell Laboratories, впервые выступила с предложением создать мобильный телефон. Для 1947 г. это была смелая мысль, но разработчики изначально ограничились идеей телефона, предназначенного для монтажа исключительно в автомобилях. Их можно понять - нельзя было представить, что кто-то будет способен таскать на себе 30-40-килограммовый телефон (и это без источника питания!). Но уже в 50-е годы началось уменьшение автомобильных телефонов. К началу 70-х телефоны изрядно “похудели” и весили «всего» 12-14 кг, при этом питание аппарата по-прежнему осуществлялось от бортовой сети автомашины.

В те годы компания Motorola была известна своими переносными радиостанциями и не помышляла о сотовых телефонах. Начало было положено, когда в компанию в 1954 г. пришел новый инженер, Мартин Купер (Martin Cooper). Он был простым служащим и занимался разработкой новых портативных устройств: в 1967 г. его отдел создал первые портативные рации для полиции Чикаго. Почти через 20 лет после начала своей карьеры в Motorola М.Купер осознал, что может создать относительно небольшой сотовый телефон. 
(ИСТ)
Годы спустя Ричард Френкель (Richard Frenkiel), глава отдела системных разработок Bell Laboratories, сказал о Dyna-Tac: “Это был настоящий триумф. На тот момент мы использовали в машинах14-килограммовые телефоны. Их способность вместить все необходимое в 1 кг была большим прорывом”.


6 марта 1899 года немецкий химик Феликс Хоффман       
из компании Bayer получил патент на аспирин. Универсальные лечебные качества и широкое распространение аспирина дают основание называть его одним из главных лекарств ХХ века.
Еще чуть более ста лет назад от «жара», которым именовали большинство болезней, лекарственных средств не существовало. В 1763 священник Эдвард Стоун открыл мощнейшее жаропонижающее действие, производимое отваром ивовой коры (кстати, за две тысячи лет до него подобный эффект отмечал Гиппократ). Через полвека ученые смогли определить химический состав салициловой — «спираевой» кислоты (от Spiraea, латинского названия таволги — растения, из которого впервые была химически выделена салициловая кислота). Однако практического применения салициловая кислота не получила: 
салицин оказался недешевым, как любая продукция, производимая из натуральных компонентов. А более доступная салициловая кислота и действовала хуже, к тому же с ураганной скоростью разрушала желудочно-кишечный тракт больного.

 В 1888 в преуспевающую на рынке красок компанию Bayer, в ее химическую исследовательскую лабораторию, буквально со студенческой скамьи пришел сын немецкого фабриканта, выпускник престижного мюнхенского университета Феликс Хоффман, который стал заниматься синтезом ацетилсалициловой кислоты. В затею молодого химика поначалу не верили и реальной пользы от работ Хоффмана руководство компании не видело. Но у того был в этом личный интерес: отец Хоффмана страдал ревматизмом, а салициловую кислоту применять не мог из-за проблем с желудком.
10 августа 1897 Хоффману удалось получить ацетилсалициловую кислоту. Через 11 дней он сделал еще одно открытие в этой же области: получил диацетилморфин — полусинтетический опиат, известный впоследствии как героин. Его предполагалось использовать как более сильное обезболивающее, нежели полученная ранее ацетилсалициловая кислота.
Через полгода клинических испытаний были зарегистрированы уникальные товарные знаки. Слово «героин» произошло от «героический». «Аспирин» получился из двух слов: «а» от ацетил и «спир» от Spiraea. Недорогой, почти безвредный и, главное, эффективный аспирин быстро распространился повсюду в цивилизованном мире.


Картинки:
остров Гуам - 1-5
 
6 марта

6 марта 1913 года 
 - в газете города Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово « джаз»
Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг.
 Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии, ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.
В Мемфисе в XIX векезародился рэгтайм, откуда потом в период 18901903 годов он распространился по всему североамериканскому континенту. С другой стороны, представления менестрелей, с их пёстрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менестрель-шоу. 
(ИСТ)
"Большой джаз". Лучшее
История джаза. Серия 1
Изменено: Елена Харьковская - 04.03.2016 07:44:43
 
6 марта
6 марта 1856 года родился Василий Матэ 
Василий Васильевич Матэ (1856—1917) — русский художник, рисовальщик, гравёр.
Матэ не был автором каких-либо значительных оригинальных произведений; он был одним из основных граверов в России в конце XIX века. Матэ — автор многочисленных офортов иксилографий (гравюр на дереве) — портретов деятелей русской истории и культуры. Воспроизводя картины и рисунки крупнейших русских художников 2-й половины XIX векаВ. М. ВаснецоваИ. Е. РепинаВ. И. СуриковаИ. П. Трутнева и многих других, он тем самым способствовал популяризации русского искусства.
Также он воспроизводил работы МурильоРембрандта и др.
(Ист)
Среди работ Бориса Михайловича Кустодиева есть портрет несколько угловатого человека с лупой в руке. Он стоит около стола с разложенными на нем листами с рисунками. Это портрет гравера и художника Василия Васильевича Матэ. 
Учениками Матэ были такие впоследствии знаменитые граверы, как А. П. Остроумова-Лебедева
, И. Н. Павлов, П. А. Шиллинговский и др. Кроме того, разным граверным техникам Матэ обучал 
И. Е. Репина  
В. А.Серова    И. И. Левитана      Б. М. Кустодиева      К. А. Сомова     Е. Е. Лансере 
    Л. С. Бакста        К Ф. Юона
(ИСТ)
Профессор Матэ, как мастер гравюры, способный с изумительной точностью передавать малейшие нюансы карандашных рисунков, привлекался в качестве эксперта к расследованию уголовных дел.
ГРАВЕР ВАСИЛИЙ МАТЭ (ПОРТРЕТЫ)
Василий Васильевич Матэ. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: И. Лазаревский
Источники:
http://kk-combat.ucoz.ru/Ino/Persona/HTM/mate.htm
http://petroart.ru/art/m/mate/art1.php
 http://www.calend.ru/person/1351/
Картинки:
Kustodiev Boris Professor Vasily Mathe Sun
часть 8 Эрмитаж: Матэ, Василий Васильевич - Портрет Александра Сергеевича Пушкина
Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина
Портрет М.П.Мусоргского
Портрет И. И. Шишкина
Изменено: Елена Харьковская - 04.03.2016 15:40:09
 
6 марта
6 марта 1909 года родился Станислав Ежи Лец 
Станислав Ежи де Туш-Летц[1] (6 марта 1909ЛембергАвстро-Венгрия — 7 мая 1966Варшава,Польша) — польский поэтфилософписатель-сатирик и авторафоризмов.
Получив в 1927 г. аттестат зрелости, юноша изучает в дальнейшем юриспруденцию и полонистику в университете Яна Казимежа во Львове.
В эту студенческую пору он начинает литературную деятельность. 
Весной 1929 г. молодые поэты устроили первый в их жизни авторский вечер, на котором прозвучали и стихи Леца, а в конце того же года в литературном приложении к популярной тогда газете «Ilustrowany Kurier Codzienny» (Иллюстрированный Ежедневный Курьер) было напечатано его дебютное стихотворение «Весна». «В нём говорилось, ясное дело, о весне, — пояснял Лец спустя годы, — но это не была традиционная весна, по настроению эти стихи выглядели… пессимистическими. А почему я выбрал именно „IKC“? Это издание выписывали и читали в нашем доме, а я хотел прослыть поэтом прежде всего в семье».
В 1931 г. группа молодых поэтов, встречавшихся у Леца на квартире, начала издавать журнал «Tryby» (Наклонения), в первом номере которого он опубликовал стихи «Из окна» и «Плакат» (в последнем две завершающие строфы были выброшены цензурой). Тираж же второго номера издания почти полностью уничтожила полиция. В1933 г. во Львове выходит первый поэтический томик Леца «Barwy» (Цвета?).
Переехав в Варшаву, Лец регулярно публикуется в «Варшавском цирюльнике», становится постоянным автором «Шпилек», его произведения помещают на своих страницах многие литературные журналы во главе со «Скамандром». 
В 1936 г. он организовал литературное кабаре «Teatr Kr?taczy» (Театр пересмешников).
В этот период он начинает сотрудничать с варшавской газетой «Dziennik Popularny» (Популярный Ежедневник) — политическим изданием, пропагандировавшим идею создания антифашистского народного фронта, в котором публиковалась его ежедневная судебная хроника, вызывавшая особое раздражение «блюстителей порядка». После приостановки властями издания газеты, чтобы избежать грозившего ему ареста, Лец выехал в Румынию. Спустя некоторое время он возвращается на родину, крестьянствует в деревне на Подолье, служит в адвокатской конторе в Чорткове, затем, вернувшись в Варшаву, продолжает литературную и публицистическую деятельность.
Перед самой войной он завершает подготовку к печати обширного тома фрашек и подольской лирики под названием «Ziemia pachnie» (Пахнет землёй), но выйти в свет книга уже не успела.
...
В 1964 году появилось второе издание «Непричёсанных мыслей», а через два года поэт успел ещё подготовить том «Новые непричёсанные мысли», содержащий огромное богатство тем, среди которых особой популярностью пользовались его историософские афоризмы.
(Читать больше)

«Когда я думал, 
что уже достиг самого дна, 
снизу постучали.»
«Те, кто сейчас на устах толпы, 
вскоре будут на ее языке, а потом на зубах.»
«У одних никогда не было надежды,
 другие вечно ее теряют.»
«Незнание закона не освобождает от ответственности.
 Зато знание — запросто.»
«Нужно очень много терпения, 
чтобы научиться терпению.»

Жизнь не хранила этого веселого, остроумного, злого человека. 
Но он умел держать удары судьбы. 
Он был брошен в лагерь смерти в Тарнополе. Его дважды вели на расстрел. Он бежал, переодевшись в форму солдата вермахта. Он воевал с оккупантами в рядах Армии Людовой, став потом майором Войска Польского. 
Славу - подлинную, всемирную - Лецу принесли его "Непричесанные мысли". Эти краткие, отточенные фразы отличаются редким остроумием, острой сатирической направленностью, глубиной мысли, изяществом и своеобразием. 


ФРАШКА ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ
Времена смягчают нрав: 
Вежлив вепрь, котлетой став.
ПАРАДОКС
Такая вот мысль средь грызни и угроз
Меня посетила намедни:
Вот если бы только последний прохвост
Вдруг стал бы прохвостом последним.

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ
В дальней дороге бывает всяко –
Помните все, кто решил идти:
Лучше уж путь без дорожных знаков,
Чем указатели без пути.
Непричёсанные мысли 
Источники:
http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/Letz/
http://fishki.net/1288179-slova-mudrosti-ot-stanislava-ezhi-leca.html
 http://www.calend.ru/person/2109/

Изменено: Елена Харьковская - 04.03.2016 17:01:57
 
6 марта
6 марта 1927 года родился Габриэль Гарсиа Маркес
                                                                         

Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес[1][2] ( 6 марта 1927[3]Аракатака — 17 апреля 2014Мехико[4]) — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».
Вскоре после рождения Габриэля его отец стал фармацевтом. 

В январе 1929 года его родители переехали в город Сукре[5][7]. Гарсиа Маркес остался в Аракатаке, где его воспитывали бабушка и дед по материнской линии[5][8]. Именно эти родственники познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества.
В 1940 году, в возрасте 12 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет.
Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, решил посвятить себя журналистике и литературе. Наибольшее влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест ХемингуэйУильям ФолкнерДжеймс Джойс и Вирджиния ВулфФранц Кафка.
C 1950 по 1952 год он вёл колонку в местной газете «El Heraldo» в Барранкилье[10]. За это время он стал активным членом неформальной группы писателей и журналистов, известных как Группа Барранкилья, которые вдохновили его начать литературную карьеру[11]. С 1954 по 1955 год Гарсиа Маркес работает в Боготе в газете «Эль Эспектадор», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы. В качестве корреспондента его посылают в Италию, Польшу, Францию, Венесуэлу и США. В 1957 году 30-летний Гарсиа Маркес был корреспондентом на московском фестивале молодёжи и студентов. Воспоминания об этом событии запечатлены в эссе
 «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!».
"..Понятно, почему в Советском Союзе поезда — настоящие отели на колесах; человеческое воображение с трудом может осмыслить такие необозримые просторы. Поездка от Чопа до Москвы через бескрайние пшеничные поля и бедные украинские села — одна из самых коротких: всего 40 часов. Из Владивостока — на побережье Тихого океана — по понедельникам отправляется скорый поезд, в Москву он прибывает в воскресенье вечером, преодолев пространство, равное расстоянию от экватора до полюса. Когда на Чукотском полуострове пять часов утра, в районе озера Байкал — полночь, а в Москве еще семь часов вечера предыдущего дня. Эти детали дают приблизительное представление о распростершемся на все свою величину колоссе — Советском Союзе с его 200 млн. человек, говорящих на 105 языках, бесчисленными национальностями — есть такая, что умещается в одной деревне, двадцать населяют маленькую республику Дагестан, а некоторые даже еще не определены окончательно, — колоссе, чья территория, равная трем Соединенным Штатам, занимает пол-Европы, — треть Азии и в сумме составляет шестую часть земного шара — 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы..."


Параллельно Гарсиа Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien le escriba), в 1966 году — роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien a?os de soledad1967). В 1972 году за этот роман он был удостоен премии Ромуло Гальегоса.
В 1982 году Габриель Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «За романы
 и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». На вручении премии он произнёс речь «Одиночество Латинской Америки»[12]. Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем, получившим эту премию[13].
"Я всегда говорил и никогда не откажусь от своих слов, 
что самые интересные люди живут в России.[38]"

(Читать больше)



"Не плачь, потому что это закончилось.
 Улыбнись, потому что это было..."
"Каждое мгновенье жизни — 
еще одна возможность."

 Книги онлайн
https://www.youtube.com/watch?v=qgHmxCNLe6g
Источник: http://www.calend.ru/person/7316/
 
7 марта
7 марта 1912 г., 104 года назад, Амундсен известил мир об открытии им Южного полюса


Целью Амундсена был Северный полюс. Помог Нансен — предоставил экспедиции свой "Фрам", корабль, специально построенный для плавания во льдах. Амундсен собирался вморозить судно в лед к северу от Аляски, откуда дрейфующие поля должны были принести его к полюсу. Такая экспедиция требовала пять-семь лет и очень много денег. Однако во время ее подготовки два американца — Фредерик Кук в 1908, а в 1909 году Роберт Пири — объявили о том, что они покорили Северный полюс. Амундсен втайне от всех изменил свои планы, и когда в 1910 году снаряженный "Фрам" вышел в море, объявил участникам экспедиции, что их цель — не Северный, а Южный полюс.
  Так началось его самое известное путешествие. Собрав на побережье Антарктиды дом, который они назвали "Фрамхейм", норвежцы успешно перезимовали, а в октябре 1911 года, когда наступила антарктическая весна, пятеро храбрецов во главе с Амундсеном отправились в путь. На санях, запряженных собаками, они, преодолев горы, ледники и трещины, через 56 дней тяжелейшего пути достигли Южного полюса.  Три дня они вели астрономические наблюдения, а затем устремились в обратный путь. Проделав более 3000 км, норвежцы вернулись во "Фрамхейм" ровно через 99 дней после выхода — в день, точно указанный Амундсеном.

 К марту 1912 года экспедиция Амундсена успешно добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии. 

https://www.youtube.com/watch?v=sgzdPQP19Sc
https://www.youtube.com/watch?v=clLo1bhLvS4
Источники:

http://www.norge.ru/history/raylamyndsen.html
 http://www.calend.ru/event/4748/
Читают тему (гостей: 2)