Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
4 марта
4 марта 1877 г. 139 лет назад  - День рождения микрофона
американец Эмиль Берлинер создал микрофон
Однако в этой истории все не так просто. За год до этого А
лександр Белл также создал микрофон, называвшийся, правда, жидкостным передатчиком. 
Жидкостный передатчик был представлен на филадельфийской выставке, посвященной столетию американской революции. Там-то его и увидел Берлинер и решил, что сможет сделать прибор не хуже. 
Берлинер сумел очистить и усилить передаваемые звуки и изобрел, таким образом, своеобразный телефонный передатчик с неплотным контактом, который назвал микрофоном. Благодаря усовершенствованиям Берлинера телефон перестал быть просто технической новинкой и стал эффективным средством связи, способным передавать звуки на большие расстояния.
Когда Белл узнал про микрофон, он начал судиться с Берлинером, но суд неожиданно встал на сторону Берлинера. Тогда Белл решил пойти другим путем – патент, выданный Берлинеру, был выкуплен за 50 тысяч долларов, а сам изобретатель был принят в Bell Telephone Company на постоянное жалование в качестве главного специалиста по телефонной технике.
(ИСТ)
ДЕНЬ МИКРОФОНА - http://www.youtube.com/watch?v=tmrt7lXpHH4Источник: http://www.calend.ru/event/4737/
 
4 марта
4 марта 1937 года родился Юрий Сенкевич
Юрий Александрович Сенкевич (4 марта 1937Баян-Тумен — 25 сентября 2003Москва[2]) — советский и российский медик и тележурналист, путешественник, продюсер. Кандидат медицинских наукполковник медицинской службы, лауреат Государственной премии СССР, академик Российской телевизионной академии, президент Ассоциации путешественников России, ведущий старейшей телепередачи советского и российского телевидения «Клуб путешественников».
Родился в городе Баян-Тумен в Монголии (ныне Чойбалсан).
В 1954 окончил среднюю школу № 107 в Ленинграде[3].
1960 — окончил Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова в Ленинграде и получил направление на работу начальником медицинского пункта войсковой части 93762 города Бологое-4 (ныне ЗАТО Озерный) Калининской (Тверской) области.
1962 — переведён в Москву в Институт авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР.
1963 — откомандирован в Институт медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР.
 В качестве врача-исследователя проходил подготовку для участия в космическом полёте.
1966—1967 — принимает участие в 12-й советской антарктической экспедиции на станцию «Восток».
(Читать больше)
В 1973 г. Ю.А.Сенкевич был приглашен на Центральное тв в качестве ведущего передачи Клуб путешественников. Увлеченный рассказчик, отважный путешественник, он сделал передачу одной из самых любимых зрителями.
(ИСТ)
Интересные факты -слушать

Увлекательные истории от легендарного российского путешественника и телеведущего Юрия Сенкевича.Мемориальный музей Юрия Александровича Сенкевича
источники:
http://www.liveinternet.ru/users/3420147/post257063619/
 http://www.calend.ru/person/2652/
Изменено: Елена Харьковская - 01.03.2016 12:03:25
 
4 марта
4 марта 1678 года родился Антонио Вивальди 


Анто?нио Лю?цио Вива?льди 
(итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678Венеция — 28 июля 1741Вена) — итальянскийкомпозиторскрипач-виртуозпедагогдирижёркатолический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века[1], при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»[1].
 Обучался парикмахерскому ремеслу. В то время в итальянских цирюльнях для занятия свободного времени клиентов, как правило, держали различные музыкальные инструменты. Джованни время от времени музицировал на скрипке.
С десяти лет Антонио стал играть на скрипке, в 16891692 годах замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции. 
Виртуозная игра на скрипке и отголоски в ранних произведениях Антонио музыкального стиля известного римского скрипача Арканджело Корелли стали причиной предположений, что, возможно, Антонио обучался игре на скрипке у этого мастера. 
 1 сентября 1703 года поступил на службу преподавателем по классу скрипки (maestro di violino) в консерваторию церковного приюта «Пиета», которая славилась, как одна из лучших музыкальных школ для девочек.
 Позднее стал дирижёром оркестра и руководителем концертов (maestro de concerti), в обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта он совмещал с духовным саном аббата-минорита, но затем был отрешён от сана священнослужителя за «недозволенное» поведение во время церковной службы[5] — сам Антонио объяснял своё отрешение тем, что из-за мучивших его приступов астмы был вынужден часто прерывать ведение службы, однако вокруг этого отрешения родилось немало слухов и пересудов — Григорий Орлов, например, писал по этому поводу, что Вивальди позволял себе посреди службы вдруг убежать в ризницу, чтобы немедленно записать пришедшую ему в голову мелодию новой фуги[6].
 В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1. 
В 1713 году Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»).
Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга — Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. 
Вивальди является автором 90 опер[5.


Именем Антонио Вивальди названы:
"Когда достаточно одной скрипки, не используют две."
                                                                             
ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ. АНТОНИО ВИВАЛЬДИ
КЛАССИКИ ON-LINE. Маэстро "Рыжий" (Антонио Вивальди).
https://www.youtube.com/watch?v=iKUY5LdVjeE
Источник: http://www.calend.ru/person/1807/
 
4 марта
04 марта 1910 года полковник армии, военный летчик и изобретатель
Сергей Алексеевич Ульянин
   
подал заявку на изобретение управления движущимся объектом на расстоянии с помощью электромагнитных волн. Американский изобретатель Никола Тесла еще 1897 продемонстрировал две модели судов с дистанционным управлением, но изобретение было слишком фантастично по тем временам, к тому же Тесла через некоторое время увлекся другим проектом, и идея была на многие годы похоронена.
Ещё в  1904 г. Сергей Алексеевич решил, что можно управлять летательными аппаратами, морскими кораблями и наземными экипажами на расстоянии, и начал заниматься этим вопросом.
В 1910 г. он получил привилегию на это изобретение.
Прибор записывал путь объекта, на котором был установлен, или мог направлять объект по желаемому, изменяемому при движении или по заранее намеченному пути.
Для второго варианта изобретения предусматривалась возможность подачи команд управления движением с помощью радиотелеграфа.
При третьем варианте запись команд осуществлялась на ленте типа телеграфной.
Действие прибора было основано на применении управляющего органа, стремившегося сохранить определенное положение в пространстве, и приспособленного для освобождения нужного механизма.
Для автоматического направления объекта по заданному пути требовалось записывать команды на ленте.
При движении ленты замыкались определённые контакты, что вызывало поворот руля управляемого объекта в нужную сторону. Контакты прибору можно было давать и при помощи беспроволочного телеграфа.
Предусматривалось использование гироскопа.

Источник
Изменено: Елена Харьковская - 01.03.2016 19:41:33
 
4 марта

4 марта ( других источниках 2 марта) 1837 года 
Михаил Юрьевич Лермонтов арестован за стихотворение «Смерть поэта»

        
«...старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он...». 
По мнению императора, офицер, посмевший обвинять власть и утверждавший, что на неё «есть и божий суд», не может находиться в здравом рассудке. Николай I не был оригинален, подобного мнения придерживались многие властители, как до него, так и после.
Корнета Лермонтова отправили под домашний арест готовиться к отъезду на Кавказ, где несли службу нижегородские драгуны. Остановить же стремительное распространение по стране «преступного» стихотворения было уже невозможно. Стихотворение «Смерть поэта» показало всей России, что у погибшего Пушкина есть достойный преемник. Никто не мог тогда и предположить, что Лермонтову отпущено судьбой всего четыре года, а впереди и его ждет роковая дуэль.
Источник: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/25806/
© Shkolazhizni.ru

 
4 марта
 4 марта 1925 года родился Поль Мориа 
Поль Мориа (фр. Paul Mauriat4 марта 1925 — 3 ноября 2006) — французский композитораранжировщик и дирижёр.
 Закончил марсельскую консерваторию по классу фортепиано. В семнадцать лет создал свой первый оркестр.
В 1957 году переехал в Париж и приступил к работе на звукозаписывающей компании Barclay как аранжировщик и аккомпаниатор. В разное время работал с Шарлем Азнавуром (совместно создано более ста двадцати песен), Далидой,Морисом ШевальеЛео ФерреЛени Эскюдеро и многими другими эстрадными исполнителями.
В 1962 году Поль Мориа сочиняет свой первый международный хит — «Chariot», получивший позже английское название «I will follow him». Это была его совместная работа с известным французским композитором и дирижёром Франком Пурселем, записавшим спустя четыре года со своим оркестром песню композитора Андре Поппа и хорошо всем известную по прогнозу погоды на первом канале советского телевидения — «Manchester et Liverpool».
В 1965 году Поль Мориа создаёт свой Гранд-оркестр, с которым долгие годы записывает инструментальные версии популярных песен, делает обработки классической музыки.
В 1966 году Поль Мориа становится музыкальным директором Мирей Матьё
(Читать больше)
В течение своей жизни Поль Мориа написал более 150 инструментальных композиций и песен. Во многих, как уверяют, его авторство спорно.
Слушать музыку
Прекрасные произведения Поль Мориа
Источники:
http://www.liveinternet.ru/users/3436047/post122146348/
 http://www.calend.ru/person/2106/
Изменено: Елена Харьковская - 02.03.2016 07:45:29
 
4 марта
4 марта 1955 года небольшая японская фирма 
«Сони»
, новичок на рынке, приступила к выпуску карманных транзисторных радиоприёмников

Начало фирме "Сони" (Sony) положила маленькая мастерская по производству коротковолновых приставок к радиоприемникам, которую открыл господин Масару Ибука. 7 мая 1946 года он и его компаньон господин Акио Морита основали в Токио компанию "Токио цусин когё" (токийскую компанию телесвязи).
 

Компания  насчитывала 20 человек, а начальный капитал составил всего около 500 долларов США.

 Название компании сложно воспринималось зарубежными партнерами, и Морита нашел другое, которого не было ни в одном языке мира, Sony. По другой версии, современное название «Сони» произошло от латинского слова «звук» (соннус). 
Морита возглавлял компанию долгое время, отвечал за маркетинг и продажи и сумел привести её к огромному успеху на рынке. «Сони» сделала своё имя на хорошем и привлекательном дизайне и новшествах. Особенную роль «Сони» уделяла уменьшению размеров продукции и технике для развлечения. 4 марта 1955 года «Сони» приступила к выпуску карманных транзисторных радиоприемников. Эта новинка положила начало успеху компании.
Именно "Сони Корпорейшн" первой запустила в массовое производство транзисторный радиоприемник и создала первый в мире домашний видеомагнитофон. Портативный кассетник с наушниками Walkman - непременный атрибут современной молодежной культуры - тоже детище "Сони" (Sony), и в первую очередь лично А. Мориты.              
 

 Инженеры "Сони" берутся за дело и решают сложную задачу, производственники обеспечивают безупречное качество, а отделы продаж - оглушительный рыночный успех новинки. За более чем пятидесятилетнюю историю "Сони" такой цикл повторился десятки раз с товарами, сыгравшими решающую роль в возвышении фирмы.

Источники:
http://www.videoton.ru/company/sony.html
http://vkyrse.com/event/1718
 
5 марта
5 марта 1616 г., 400 лет назад, Конгрегация Индекса запретила все тексты, соглашающиеся с истинностью системы Коперника

Декрет конгрегации от 5 марта 1616 г. в части, относящейся к учению Коперника, гласил:
«А так как до сведения вышеназванной конгрегации дошло, что ложно и целиком противное священному писанию пифагорейское учение о движении Земли и неподвижности Солнца, которому учит Николай Коперник в книге об обращениях небесных кругов и Дидак Астуника в комментариях на книгу Иова, уже широко распространяется и многими принимается, как это видно из появившегося в печати послания некоего кармелитского патера под названием: «Письмо кармелита отца Паоло Антонио Фоскарини по поводу мнения пифагорейцев и Коперника о движении Земли и неподвижности Солнца и новая пифагорейская система мира; Неаполь у Лазаря Скорпжио, 1615 г., в котором этот патер пытается доказать, что вышеназванное учение о неподвижности Солнца в центре мира и движении Земли согласно с истиной и не противоречит святому писанию — то, чтобы такого рода мнение не распространялось мало-помалу на пагубу католической истине, конгрегация определила: названные книги Николая Коперника «Об обращении кругов» и Дидака Астуника «Комментарии на Иова» должны быть временно задержаны впредь до их исправления. Книга же отца Паоло Антония Фоскарини, кармелита, вовсе запрещается и осуждается. Все книги, учащие равным образом тому же, запрещаются, и настоящий декрет соответственно запрещает и осуждает их или временно задерживает».

Лишь спустя 16 лет после казни Дж. Бруно, использовавшего систему Коперника в своих философских и богословских построениях, инквизиция внесла книгу «Об обращениях небесных сфер» в список запретных.
Запрет был снят только в 1828 г.
Истоки Конгрегации Доктрины Веры восходят к образованной Павлом III 21 июля 1542 года (булла Licet ab initio) Комиссии кардиналов для наблюдения за чистотойвероучения перед распространением идей Реформации и протестантизмаПапа Сикст V апостольской конституцией Immensa Aeterni Dei от 22 января 1588 придал ей статус Римской Конгрегации, подчинив непосредственно папе римскому. Она получила название Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции (лат. Suprema Sacra Congregatio pro Romana et Universalis Inquisitionis), в ведение которой входило исследование ересисхизмы и преступлений против нравственности (инквизиция). Несмотря на название «вселенская», фактически её юрисдикция распространялась лишь на Церковное государство.
Папа Пий X апостольской конституцией Sapienti consilio от 29 июня 1908 года преобразовал её в Верховную Священную Конгрегацию Священной Канцелярии(лат. Suprema Sacra Congregatio pro Sancti Officii), возложив на неё функцию контроля за ортодоксальностью вероучения Церкви, а с 1917 года — также составленияИндекса запрещённых книг (до 1917 года этим занималась особая Конгрегация Индекса).
 Только в 1966 году Священная конгрегация доктрины веры перестала публиковать и обновлять Индекс запрещенных книг, хотя до сих пор утверждает, что высокоморальные верующие люди должны продолжать использовать список в качестве ориентира, какие книги читать.
Десять неверных представлений об инквизиции
К месту:

Фильм представляет собой вольную интерпретацию легенды о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского из его последнего романа "Братья Карамазовы". Вольную, ибо о такой концовке Достоевский вряд ли мог помыслить.
Источники:
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-kopernika
http://ru.knowledgr.com/00114000/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81LibrorumProhibitorum
 http://www.calend.ru/event/4739/


Конгрегация (лат. congregatio — союз, соединение)

Индекс - список
(Ищу сюжет. про сожжение книг Коперника на .youtube.com,  - всё от А. Кураева! 
Диакон Андрей Кураев  здесь более знаменит, чем Николай Коперник.
Как же так?!!)
 
5 марта


5 марта 1868 года в Англии был запатентован степлер. 

В XII веке люди пытались связывать бумаги вместе небольшими тесемками. Каждый листок бумаги имел прорезь в верхнем левом углу. Этот прием использовался, чтобы запечатать и соединить бумаги с помощью воска и тесьмы. Хотя этот метод использовался в течение почти 600 столетий, до сих пор не выяснено, кто придумал этот ранний метод скрепления бумаг. Степлеры различных форм и размеров были повсюду на протяжении примерно 300 лет…каждый раз, когда было нужно загрузить скобы в основной механизм, оператор выбивал его из степлера молотком.

Потребность в изобретении эффективного устройства для соединения листов была обусловлена растущим использованием бумаги в XIX столетии.
Первый известный сшиватель был ручной работы. Его изготовили еще в XVIII столетии во Франции для короля Людовика XV, каждая скоба была помечена знаком отличия королевского двора.
Тридцатого сентября 1841 года американец 
Самуэль Слокум
 получил патент на прообраз современного степлера, но, если изучить чертежи его патента, становится понятно, что это совсем другое устройство. По проекту Слокума шестнадцать булавок фиксирует некоторый объем бумаги, чтобы её было удобно упаковывать, хранить и транспортировать в первозданном виде.

Степлер, который мы используем сегодня, изобрел англичанин Джон Манфорд (John Munford) в середине двадцатого века, но продал свое изобретение, поэтому остался непризнанным в научной сфере.

Бесскрепочный сшиватель придумал Кристиан Бергер в 1997 году.
28 мая 1969 года был запатентован так называемый антистеплер (расшиватель - устройство для извлечения скоб от степлера.
Фактически слово «степлер» или «стэплер» вошло в оборот в 1909 году. До этого времени сшивающие механизмы назывались скреплятелем (креплением) или «Hotchkiss» (по названию американской компании, которая их выпускала). 


Источники:

http://book-science.ru/applied/engineering/stationery/istorija-izobretenija-steplera.html
http://www.374.ru/index.php?x=2007-09-11-61
http://mir24.tv/news/society/10002935
 
5 марта
5 марта 1871 года родилась Роза Люксембург 
Роза Люксембург (настоящее имя Rosalia Luxenburg — Розалия Люксенбург,  5 марта 1871ЗамосцьЦарство ПольскоеРоссийская империя — 15 января 1919Берлин) — теоретик марксизмафилософэкономист и публицист. Одна из наиболее влиятельных деятелей немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. Участвовала в работе кружка польских политических эмигрантов, стоявшего у истоков революционной социал-демократии Польши, вела борьбу против национализма Польской социалистической партии (ППС). За антивоенную агитацию в годы Первой мировой войны подверглась репрессиям — суммарный срок, проведённый в тюрьмах, составил около 4 лет. Одна из основателей антивоенного Союза Спартака и Коммунистической партии Германии. Схвачена и убита вместе с соратником по партии Карлом Либкнехтом после подавления восстания берлинских рабочих в январе 1919 года[4].
 В романе Юлиана Семёнова «Горение» говорится, что в Российской Империи Роза Люксембург носила отчество «Эдуардовна».
Окончила женскую гимназию в Варшаве. В гимназии проявила себя как блестящая ученица. Ещё во время учёбы занялась революционной деятельностью[4].
В 1889 году, скрываясь от преследований полиции за участие в польском революционном подполье «Пролетариат», эмигрировала в Швейцарию, где продолжила образование. Изучала в Цюрихском университете политическую экономиююриспруденциюфилософию
18 февраля 1915 года после выступления на митинге во Франкфурте-на-Майне Роза Люксембург была арестована и заключена в тюрьму. Через год она вышла на свободу, но уже? через три месяца, в 1916 году, вновь была взята под арест — на этот раз приговорена к двум с половиной годам тюрьмы. Таким образом, на протяжении только 1915—1918 годов в общей сложности она провела за решёткой три года и четыре месяца. 
После освобождения из тюрьмы Роза Люксембург вместе с Карлом Либкнехтом в декабре 1918 года руководят учредительным съездом коммунистической партии Германии.
(Читать больше)

https://www.youtube.com/watch?v=molfk1OxH_Y
Источники:

http://shkolazhizni.ru/biographies/articles/25935/
 http://www.calend.ru/person/1605/


5 марта 1703 года родился Василий Тредиаковский 
     
Василий Кириллович Тредиаковский (Тредьяковский) (22 февраля (5 марта1703 годаАстрахань — 6 августа 1769 года (в другом источнике дата смерти -17 августа 1768, Санкт-Петербург) — известный русский поэт и учёный XVIII века.
Учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан, но, по невыясненным причинам, в 1723 году убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь он написал первые свои не дошедшие до нас драмы «Язон» и «Тит Веспасианов сын», а также «Элегию на смерть Петра Великого» и «Песенку».
В 1726 году Тредиаковский, не кончив курса в Академии, отправился в Голландию и пробыл два года в Гааге. Ему приходилось бедствовать за границей: его просьба в Россию «определить годовое жалованье» для окончании богословских и философских наук не была уважена, потому что он числился бежавшим из Академии. В Париже, куда он явился «шедши пеш за крайней уже своей бедностию», он учился в Сорбонне математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах.
Вернувшись в 1730 году в Россию, Тредиаковский издал перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров любви». К переводу прилагались стихи самого Тредиаковского, на русском, французском языках и латыни. Успех книге обеспечило само содержание книги, посвящённое изображению чувств изящной любви, новых в то время для русских читателей.
В 1735 году Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских». В этой работе он ввёл понятие стихотворной стопы, а на её основе — понятия ямба и хорея. Стихотворные строки Тредиаковский предложил строить на основе хорея: «тот стих … совершенен и лучше, который состоит только из хореев … а тот весьма худ, который весь иамбы составляют».
"Ненавидимый в лице, презираемый в словах, 
уничтожаемый в делах, осуждаемый в искусстве,
 прободаемый сатирическими рогами, 
изображаемый чудовищем,
 еще и во нравах (что сего бессовестнее?) оглашаемый... всеконечно уже изнемог я в силах к бодрствованию:
 чего ради и настала мне нужда уединиться..."
Петух и жемчужина[63]
Петух взбег на навоз, а рыть начав тот вскоре, 
Жемчужины вот он дорылся в оном соре. 
Увидевши ее: «Что нужды, говорит, 
Мне в этом дорогом, что глаз теперь мой зрит? 
Желал бы лучше я найти зерно пшеницы, 
Которую клюем дворовые мы птицы; 
К тому ж мне на себе сей вещи не носить; 
Да и не может та собой меня красить. 
Итак, другим она пусть кажется любезна, 
Но мне, хоть и блестит, нимало не полезна». 
1752

ВАСИЛИЙ ТРЕДИАКОВСКИЙ. "Против Голиафа". 
Библейский сюжет- https://www.youtube.com/watch?v=TVkK9gG0gVI
Источник: http://www.calend.ru/person/2108/
Изменено: Елена Харьковская - 02.03.2016 19:53:14
Читают тему (гостей: 1)