Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
15 февраля
15 февраля 1759 года родился ВОЛЬФ (Wolf) Фридрих Август 
   ...   
(15.2.1759, Хайнроде - 8.8.1824, Марсель), 

немецкий филолог. Сын школьного учителя. Окончил Гёттингенский университет (1777). Начал печататься в 1779 году. Профессор философии и педагогики в университете в Галле (1783-1806), с 1810 - в Берлинском университете.

 Многосторонняя деятельность Вольфа - переводчика, комментатора, педагога - была направлена на изучение культуры Древней Греции, внедрение древнегреческого языка в образовательную систему Германии. Наибольший научный отклик получила выдвинутая в труде «Prolegomena ad Ноmerum» (1787) теория Вольфа, согласно которой песни поэм «Илиада» и «Одиссея» принадлежат нескольким рапсодам. Эта теория положила начало так называемому гомеровскому вопросу. Организованный Вольфом в 1787 году филологический семинар способствовал отделению филологии от теологии; Вольф первым стал употреблять понятие «филолог» для обозначения профессии, а также впервые систематически представил весь круг дисциплин, изучающих классическую древность. Вольф совместно с В. фон Гумбольдтом и И. В. Гёте способствовал становлению науки об античности как универсальной дисциплины.






В труде «Изложение науки о древностях» (1807) охарактеризовал содержание, объём, цели и значение классич. образования. Труд В. конкретизировал применительно к практике ср. школы воспитат. идеал неогуманизма. Гл. задачу гимназий определял как сообщение учащимся знаний, к-рые «делают не учёным, а образованным и просвещённым человеком». Разработал уч. план классич. гимназии с преподаванием религии, истории, географии, математики, естеств. истории, физики и химии. В программе выделял обучение древним языкам, способное, по В., передать учащимся богатое духовное содержание антич. культуры, развить память, способности суждения и др. навыки, эстетич. вкус. В гимназистах видел избранных представителей нации, подлинными наставниками к-рых должны быть поэты и мыслители Др. Греции — Гомер, Платон и др. Вместе с тем настаивал на внимании к латыни как к языку, передавшему современности достижения антич. культуры.
В 1787 в своём филол. семинаре впервые начал целенаправленно готовить учителей для классич. гимназий (ранее преподавателями в гимназиях становились выпускники теологич. июрид. ф-тов). Включил в их подготовку наряду с латинским др.-греч. язык. Составил инструкцию для гимназич. учителей, в к-рой особо подчёркивал такие качества педагога, как высокое нравств. понимание своего долга, тактичность, преданность профессии.


 
16 февраля
Ранее здесь:

16 февраля 1514 года родился Георг Лаухен (Ретик)  
 немецкий математик и астроном. Более всего известен под именем Ретик (или Ретикус) как единственный ученик Николая Коперника, оказавший значительное содействие в публикации его главного труда

 16 февраля 1831 года родился Николай Лесков  
русский писатель

16 февраля 1834 года родился Эрнст Геккель  
 немецкий естествоиспытатель и философ. Автор терминов питекантропфилогенез и экология

16 февраля 1923 г. экспедиция Говарда Картера нашла каменный саркофаг фараона Тутанхамона


16 февраля 1939 года родился Чеслав Немен 
 польский рок-музыкант, певец и композитор


 
16 февраля
16 февраля 1848 года родился Гуго де ФРИЗ 
(1848-1935)
голландский ботаник, основоположник теории мутации.
Голландский ботаник и генетик Хуго де Фриз принадлежал к тому редкому типу ученых, которые занимались наукой лишь для удовлетворения собственного любопытства. Отец Хуго был премьер-министром Голландии и рассчитывал, что его единственный сын также станет политическим деятелем.

Однако Хуго избрал научное поприще. Вначале он поступил в Лейденский университет, где слушал лекции известного химика Я.Вант-Гоффа. Закончив второй курс, отправился за границу и почти до тридцати лет прожил за пределами своей родины. Вначале де Фриз приехал в Гейдель-берг, где продолжил заниматься физикой и химией, а завершил образование и получил докторскую степень в Вюрцбургском университете.

Де Фриз оказался чрезвычайно умелым экспериментатором. Даже традиционные методы исследования он умел трансформировать так, что они давали неожиданные результаты. Его первая работа была посвящена исследованию внутриклеточной жидкости. Ученый установил, что стенки клеток представляют собой своего рода мембраны, которые служат регулятором внутриклеточного давления. Его исследования позволили уточнить теорию осмотического давления, которую незадолго до этого предложил Вант-Гофф.Но химия не увлекла де Фриза, и он так и не закончил намеченной программы. Любопытно, что всего через несколько лет его результаты послужили толчком для создания теории ионной диффузии, которую предложил шведский химик С.Аррениус.Однако установленные закономерности принесли де Фризу известность в научном мире. Он получил предложение от министерства сельского хозяйства Пруссии изучить ряд культурных растений. Свои наблюдения ученый обобщил в цикле статей, посвященных клеверу, сахарной свекле и картофелю. Он исследовал происхождение растений и возможности выведения их новых разновидностей.

Собранные в ходе работы наблюдения привели ученого к необходимости изучения проблемы наследования различных признаков. Вернувшись на родину, де Фриз перешел от химии к ботанике и на протяжении многих лет занимался исследованием изменчивости у различных видов растений.

Примечательно, что ученый никогда не работал в каком-либо научном учреждении. Он создал лабораторию и систему экспериментальных участков в собственном имении. Прежде всего де Фриз решил проверить результаты, полученные основоположником учения о наследственности Г.Менделем.

Его работы не только подтвердили выводы Менделя, но и позволили уточнить ряд его предположений. В частности, ученый показал, что при скрещивании особей одного и того же растения наблюдается расщепление признаков в отношении один к трем. Это означало, что он получил методику для планомерного выведения сортов культурных растений.

Оказалось, что если взять один из трех полученных таким образом вариантов и затем использовать его в качестве исходного материала, то лишь в одном случае наблюдается повторение признаков. Использовав первый и второй одинаковые экземпляры, в третьем опыте можно было получить уже новую разновидность растений. Таким образом, де Фриз перешел от качественной методики исследований к количественной.

Всего через два месяца после публикации его статьи аналогичные результаты были обнародованы американскими генетиками Корренсом и Чермаком, работавшими уже не с растениями, а с животными. Они и навели де Фриза на мысль о необходимости обобщения полученных результатов.

Чтобы объяснить явления изменчивости, он предложил понятие мутации. До его работ генетика относилась к описательным наукам. Он же впервые доказал, что генетический процесс поддается экспериментальному исследованию.Ученый рассматривал свойства живого организма как совокупность определенных признаков. Возникновение нового признака означало появление мутации. Таким образом, де Фриз показал, что выведение какого-либо сорта и происхождение всего вида обусловлены одними и теми же причинами. К примеру, растение приспосабливается к изменению условий питания или характеристикам внешней среды.

Свои наблюдения де Фриз изложил в фундаментальном труде «Теория мутаций». Ученый обобщил огромное количество наблюдений и экспедиционных материалов, полученных многими исследователями. Экспериментально исследовав процесс возникновения новых видов, он показал, что селекционная работа может дать новый сорт растения, но никогда не приводит к созданию нового вида.

Ученый впервые указал и на путь возникновения изменчивости. По его мнению, следует различать индивидуальную и видовую изменчивость. Именно ее де Фриз и считал причиной мутации. Однако уровень развития науки не позволил ему до конца объяснить причину данного явления. Лишь много лет спустя после смерти ученого механизм мутации был до конца объяснен при помощи генной теории наследственности.

Исследования генетиков показали, что ученый был прав. После открытия гена биологи установили, что существует два типа мутации. В одном случае происходит перераспределение хромосом, а в другом возникает новый ген. Поэтому можно сказать, что сформулированная де Фризом теория мутаций стала прологом к дальнейшему развитию биологии.В отличие от многих других ученых, он не оставил после себя научной школы. Но его работы составляют важный этап в истории науки.
 

17 февраля

Ранее здесь:

 17 февраля 1600 г.  в Риме сожжен Джордано Бруно

17 февраля 1906 года родилась Агния Барто  +

17 февраля 1852 г.  Эрмитаж открыли для публики

17 февраля 1907 года родился Евгений Абалаков  

Выдающийся советский скульптор и альпинист, заслуженный мастер альпинизма 


 
17 февраля
17 февраля 1740 года родился Орас Бенедикт де Соссюр 
      ...   


(фр. Horace-B?n?dict de Saussure; 17 февраля 1740, Конш, близ Женевы, Швейцария, — 22 января 1799, Женева) 

— швейцарский геолог, ботаник и альпинист, 
ввел слово «геология».



Происходил из старинного дворянского рода, перебравшегося по религиозным причинам из Лотарингии в Женеву. Отец был известным ученым агрономом, мать происходила из коренной женевской семьи. Пережив в XVI веке жесткую реформацию периода Кальвина, Женева являлась по существу независимым городом, управляемым местной олигархией. К середине XVIII века она стала одним из центров либерализма, просвещения и масонства. Женевское общество находилось под сильным влиянием просветительских идей Вольтера, Руссо и др. деятелей, обычно называемых прогрессивными. Уровень развития культуры и науки был очень высоким.


Гораций ("Орас", по-французски) был первым вундеркиндом Женевы, необычайные способности к наукам позволили ему уже в 14 лет поступить в университет, а 19 лет - защитить диссертацию. Но кроме этого, с подросткового возраста, Соссюр сначала вместе с матерью, а затем и другими людьми, совершает экскурсии по окрестностям Женевы. Это тогда постепенно становилось модным, во многом благодаря популярности романтической литературы (прежде всего поэмы Халлера "Альпы" ). Важную роль играла деятельность братьев Дюлак, совершивших несколько настоящих восхождений на невысокие горы. Именно они в 1755 году сопровождали кумира просвещенной молодежи Жан-Жака Руссо в его знаменитом круизе по окрестностям Женевского озера.



В 1760 году, в двадцатилетнем возрасте, Соссюр совершает свое историческое путешествие в Шамони. Цель, поставленная его научным руководителем, профессором Халлером, была сугубо ботаническая. Её молодой ученый выполнил "на отлично". Но куда большее значение имело другое. Соссюр загорелся идеей восхождения на Монблан, прежде всего с научными целями. В его голове родилась идея построить для наблюдений за природными явлениями высокогорную станцию. Но поскольку до этого никто серьезных попыток восхождения не предпринимал, о пути восхождения ничего не было известно. Молодой ученый предложил шамонийским крестьянам, уже начинавшим подрабатывать гидами, за разведку маршрута на Монблан неплохое вознаграждение. Премия обещалась тому, кто не только найдет путь к вершине, но и подтвердит это своим восхождением.


Через два года де Соссюр стал профессором, затем академиком, и в дальнейшем продолжавшим покорять одну научную вершину за другой, причем в разных областях человеческих знаний (в истории науки более всего известен как геолог и физик). В Шамони он приезжает каждый второй год, изучает окрестности, собирает коллекции минералов и растений, напоминает местным жителям о вознаграждении. 15 мая 1765 года Соссюр женится на Альбертине Буассье из богатого женевского рода. Молодые любят друг друга и составляют идеальную пару. Письма Соссюра жене из всех путешествий собраны в несколько томов и представляют собой настоящий памятник глубокой и искренней любви. У них было трое детей, один из которых, мальчик Теодор вырос в крупного ученого геолога. Несколько деятелей науки были и среди более дальних потомков, из которых наибольшую известность получил правнук, один из величайших лингвистов. В период с 1868 по 1773 Соссюр с женой путешествует и подолгу живет вдали от дома. Париж, Голландия, Лондон, затем Италия. Встречается и работает вместе с крупнейшими учеными того времени. Затем возвращается в Женеву, где преподает и проводит огромное количество научных исследований и экспериментов.


Но на главном месте для него стоит изучение Альп. Он объезжает и обходит пешком большую часть альпийских долин, при этом в любой ситуации не расставаясь с записной книжкой и научными приборами. Как рекордный по объему и содержательности труд остались его четыре тома "Путешествий по Альпам".


Каждый из нас член - хотя бы отдаленной - 
подобной
 семьи.

Но, как правило, мы ничего об этом не знаем.
 
18 февраля
Ранее здесь:

18 февраля 1930 г. американский астроном Клайд Уильям Томбо открыл планету Плутон 

18 февраля 1404 года родился Леон Баттиста Альберти  
итальянский ученыйгуманистписатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения

18 февраля 1745 года родился Алессандро Вольта  
итальянский физикхимик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве

18 февраля 1921 года родился Оскар Фельцман
 советский композитор

и здесь:

18 февраля 1913 года  Фредерик Содди предлагает термин «изотоп»
 
18 февраля 

18 февраля 1838 года родился Эрнст Мах 
   ...    
"Весь мир 
есть комплекс моих ощущений."


(18 февраля 1838, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия — 19 февраля 1916, Мюнхен, Германия) 

— австрийский физик, механик и философ-позитивист.
Эрнст Вальдфрид Йозеф Вензель Мах родился в селе Хрлице-у-Брна, принадлежавшем на тот момент Австрийской империи, в тогдашнем архиепископском замке в семье преподавателя гимназии. До 14 лет находился на домашнем обучении, затем поступил в гимназию Кромержижа. В 1855 году поступил в Венский университет, который окончил в 1860 году с докторской степенью по физике. Через год прошёл хабилитацию под руководством Андреаса фон Эттинсгаузена.

Приват-доцент в Венском университете (с 1861), профессор физики в Граце (с 1864), профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Карлова университета в Праге, профессор Немецкого университета в Праге (с 1882). Профессор философии Венского университета (1895—1901).

Маху принадлежит ряд важных физических открытий. Первые его научные работы относятся к оптике и акустике и посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления — так называемых колец, или полос, Маха).

С 1881 года Мах занимался вопросами газовой динамики (одним из основоположников которой он считается). Он изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковое движение тел; открыл и исследовал процесс возникновения ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: число Маха, конус Маха, кольца Маха и др.

Большой известностью пользуются обзорные сочинения Маха: «История и корень принципа сохранения работы» (1872), «Механика: Историко-критический очерк её развития» (1883), «Анализ ощущений» (1886).

Естественнонаучные труды Маха богаты экскурсами в область философии; таковы, в частности, лекции «Экономическая природа физического исследования» (1882) и «О преобразовании и приспособлении в естественнонаучной мысли» (1884).






Передача "Байки Бояршинова" посвящена австрийскому физику,
 механику и философу-позитивисту Эрнсту Маху.



 
19 февраля

Ранее здесь:

19 февраля 1473 года родился Николай Коперник 

19 февраля 1859  года родился Сванте Аррениус  

выдающийся шведский физико-химик

19 февраля 1869  года родился Ованес Туманян  
выдающийся армянский поэт и писатель, общественный деятель

и здесь:

19 февраля — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ (ДЕНЬ КИТА) 



 
???
 19 февраля,


 а по некоторым источникам – 7 марта, в дворянской семье появился на свет будущий поэт – Евгений Баратынский. - это здесь

Евгений Абрамович был рожден 2 марта 1800 года в небольшом селе Кирсановского уезда Тамбовской губернии. -это здесь

Интересно, но я никогда даже не думала, что фамилия его с "о" пишется...
В чём загадка Баратынского?

И когда же он родился?

     «Он у нас оригинален — ибо мыслит. 
Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко».
Александр Пушкин







Евгений Баратынский
«Бесенок»
Слыхал я, добрые друзья,
Что наши прадеды в печали,
Бывало, беса призывали;
Им подражаю в этом я.
Но не пугайтесь: подружился
Я не с проклятым сатаной,
Кому душою поклонился
За деньги старый Громобой;
Узнайте: ласковый бесенок
Меня младенцем навещал
И колыбель мою качал
Под шепот легких побасенок.
С тех пор я вышел из пеленок,
Между мужами возмужал,
Но для него еще ребенок.
Случится ль горе иль беда,
Иль безотчетно иногда
Сгрустнется мне в моей конурке —
Махну рукой: по старине
На сером волке, сивке-бурке
Он мигом явится ко мне.
Больному духу здравьем свистнет,
Бобами думу разведет,
Живой водой веселье вспрыснет,
А горе мертвою зальет.
Когда в задумчивом совете
С самим собой из-за угла
Гляжу на свет и, видя в свете
Свободу глупости и зла,
Добра и разума прижимку,
Насильем сверженный закон,
Я слабым сердцем возмущен;
Проворно шапку-невидимку
На шар земной набросит он;
Или, в мгновение зеницы,
Чудесный коврик-самолет
Он подо мною развернет,
И коврик тот в сады жар-птицы,
В чертоги дивной царь-девицы
Меня по воздуху несет.
Прощай, владенье грустной были,
Меня смущавшее досель:
Я от твоей бездушной пыли
Уже за тридевять земель.
 
19 февраля
19 февраля 1833 года родился Эли ДЮКОММЕН 
швейцарский журналист, пацифист, глава Международного бюро мира, лауреат Нобелевской премии мира.


Родился в Женеве 19 февраля 1833 в семье часовщика. Уже после окончания школы в возрасте 17 лет стал домашним учителем в одной из богатых саксонских семей, благодаря чему в совершенстве овладел немецким языком. Вернулся в Женеву, 2 года преподавал в публичной школе. В 1855 в возрасте 22 лет начал карьеру журналиста, став редактором в политическом журнале «Женевское обозрение»(«Revue de Gen?ve»). В той или иной мере он оказался связан с журналистикой на всю жизнь. В 1865 он переехал в Берн, где основал радикальный журнал «Прогресс» («Der Fortschritt»), который также выходил и на французском языке под названием «Progr?s». В 1871–1872 он издавал газету «L'Helv?tie». Начиная с 1868 редактировал информационный бюллетень «Соединенные штаты Европы» («Les ?tats-Unis d'Europe»), издаваемый Международной лигой мира и свободы. А после 1891, в качестве главы Международного бюро мира, писал и редактировал бесчисленное множество воззваний, памфлетов, докладов, бюллетеней и проч. для пацифистских организаций и международных конгрессов мира.


Его литературный талант не ограничивался рамками одной журналистики. Он был официальным переводчиком Национального совета и поэтом. В 1886 опубликовал сборник стихов Последняя улыбка (Dernier sourire). Через сто лет под влиянием его стихов известная французская певица Милен Фармер записала одноименную песню, которая не попала в ее первые альбомы и впервые вышла бисайдом на сингле Sans logique в 1989.


Дюкоммен был также влиятельной политической фигурой. В Берне он в течение 10 лет занимал депутатское кресло в Большом совете города. В Женеве, до своего отъезда в 1865, был 9 лет членом Большого городского совета, пройдя путь до вице-канцлера (1857) и канцлера (1862) кантона Женевы.


Он обладал также блестящими деловыми качествами. На протяжении 30 лет (с 1875) исполнял обязанности генерального секретаря строившейся железной дороги Юра – Берн – Люцерн. Когда в 1903 железная дорога была выкуплена государством, он ушел со своего поста.


Несмотря на успехи в журналистике, политике и бизнесе, которые давали ему основные средства к существованию, главным призванием Дюкоммена была борьба за мир. Наиболее значимой стала его деятельность после 1890, когда он организовал и возглавил Международное Бюро мира совместно с Альбером Гоба. С момента образования Бюро и до самой своей смерти, он возглавлял эту штаб-квартиру всемирного пацифистского движения, отказавшись от какого-либо вознаграждения и заявив, что делает это исключительно по велению сердца. В 1902 за свою пацифистскую деятельность был удостоен Нобелевской премии мира.





Читают тему (гостей: 3)