7 декабря 1805 года родился Жан Эжен Робер-Уден ...
-Робер-Гуден, (1805—1871) — французский фокусник - иллюзионист, сын часовщика; с малолетства питал страсть к механике; с 1830 г. начал выделывать автоматические куклы и приборы и в то же время занимался показыванием фокусов; с 1845 г. давал в Пале-Рояле Soir?es fantastiques. В 1856 г. Р. был послан французским правительством в Алжир, для раскрытия мнимых чудес арабских марабу, сильно действовавших на легковерных арабов; с успехом выполнил эту миссию. Р. написал: "Confidences d'un prestidigitateur" (1858 ), "Tricheries des grecs d?voil?es" (1861) и "Secrets de la prestidigitation" (1868 ), где раскрывает секреты всех фокусников древнего и нового времени.
(65 до н. э.-8 до н. э.) – поэт древнеримской эпохи. Период его творчества совпал с гражданской войной, концом республики и зарождением нового режима Октавиана Августа. В литературе древнего Рима это был «золотой век».
Происхождение Гораций появился на свет 8 декабря 65 года до н. э. Отец его в прошлом был рабом, отпущенным потом на свободу, владел скромным имением в итальянской коммуне Венузии (военная колония Рима в юго-восточной части Италии, расположенная на стыке областей Апулии и Лукании). Полное имя поэта известно из его работ. Когда император Август дал ему поручение сочинить «Юбилейный гимн», то в подписи к этому произведению было указано «Песнь написал Квинт Гораций Флакк».
Так как родитель Горация был из вольноотпущенников, то юридически его сын приравнивался к ребёнку свободнорождённому. Но всё равно такое происхождение в социальном обществе считалось неполноценным, сгладить его окончательно можно было лишь через одно поколение. Этот факт повлиял на творческое направление и мировоззрение будущего поэта.
О маме своей нигде и ни разу в произведениях Гораций не упоминал, поэтому о женщине, которая его родила, ничего не известно. Есть лишь несколько упоминаний о некой няне Пуллии.
Образование Семья спокойно жила в провинциальном имении и вела довольно экономную жизнь. Но когда мальчик стал подрастать, отец принял решение всё оставить и переехать в Рим. Ему хотелось, чтобы сын вышел в более высокое общество, а для этого необходимо было получить приличное образование в столице. Гораций описывал своего отца как бедного и честного крестьянина. Тем не менее он сумел найти в столице занятие, при помощи которого покрыл расходы на достойное образование сына. В Риме отец устроился подрабатывать на аукционах комиссионером. Покупатель и продавец платили ему по одному проценту от сделки.
Все этапы образования, которые проходила римская знать того времени, Гораций с успехом выдержал. Первоначальное обучение он получил в Римской школе Орбилия, где им преподавали «Латинскую Одиссею» древнеримского драматурга и поэта Ливия Андроника и древнегреческого поэта-сказителя Гомера.
Затем продолжил обучение в Афинах в платоновской Академии, где изучал греческую философию и литературу. Эта Академия давала университетские знания, считалась высшей школой, в ней обучались римские молодые аристократы. К примеру, вместе с Горацием учился сын древнеримского философа, оратора и политического деятеля Цицерона. В Афинской Академии Гораций очень хорошо изучил греческий язык, потом даже писал на нём свои поэтические произведения.
Период гражданской войны Обучение философии и литературе в Афинах Горацию пришлось прервать, так как в 44 году до н. э. убили Цезаря, что послужило началом гражданской войны. Прошло полгода после гибели правителя, и в Афины явился Брут. Он стал посещать философские занятия, но на самом деле во время лекций занимался вербовкой в свою команду сторонников республиканского строя. Брут призывал бороться с приемниками Цезаря – Антонием и Октавианом.
Гораций поддержал республиканцев, встал на сторону Брута и вступил в его армию. В римском легионе ему досталась неожиданная командная должность военного трибуна. По сути, он стал офицером легиона, а тогда подобные должности в основном доставались детям привилегированных древнеримских сословий (сенаторам либо всадникам). Такая должность вполне могла послужить началом карьеры военного, а в мирное время с нею можно было найти работу в сословных органах городского управления.
Скорее всего к этому времени отец Горация обладал достаточными денежными средствами, которые позволили зачислить его сына в сословие всадников. В Древнем Риме всё это определялось в результате ценза – своеобразной переписи имущества и состояния граждан с целью разделения общества на военные и социально-политические сословия.
Осенью 42 года до н. э. при Филиппах состоялось сражение республиканских войск под предводительством Кассия и Брута с армией Октавиана и Антония. Республиканцы были разгромлены и обратились в бегство. Гораций после этого пересмотрел свои взгляды, полностью поменял позиции в отношении власти и много раз говорил потом, что это были его ранние республиканские авантюры и иллюзии, которые чуть не стоили ему жизни. Хоть это и был первый признак трусости, но Гораций не скрывал: он остался живым только благодаря тому, что бросил щит и убежал с поля боя.
Возвращение в Рим В начале 41 года до н. э. Гораций вернулся домой в Венузию, к тому времени уже умер его отец. А родная провинция вошла в список населённых пунктов, которые были отданы в качестве вознаграждения ветеранам армии Цезаря. Всё имущество и наследство Горация было конфисковано.
В 40 году до н. э. была объявлена амнистия сторонникам Брута, и Гораций уехал в Рим. Хоть он и жаловался на бедность и нищенское положение, заставившие его заниматься поэзией, у Горация были средства, которые он заплатил, чтобы получить должность в коллегии квесторских писцов. Он трудился на должности секретаря, тем самым обеспечив себе проживание в Риме и возможность свободно заниматься литературой.
Спустя 1-2 года он сочинил свои первые поэтические произведения на латинском языке. Это были стихи в античном классическом размере гекзаметр, которые вошли потом в первую книгу «Сатир» и ямбические «Эподы». Он познакомился с двумя поэтами Луцием Варием Руфом и Публием Верилием Мароном, а они в свою очередь представили начинающего поэта соратнику и хорошему другу Октавиана Гаю Цильнию Меценату. Он покровительствовал искусству и при Октавиане занимал должность подобную министру культуры.
Дружба с Меценатом Девять месяцев Меценат раздумывал и, в конце концов, принял решение приблизить к себе Горация. Попав в такое окружение, поэт по-прежнему остался уравновешенным и осмотрительным, он никогда не пытался чем-то выделяться, никому не льстил, с должным вниманием следил за всеми социально-политическим реформами, которые проводил правитель Октавиан. Возможно, в чём-то Гораций не был согласен с политикой правителя, но был бесконечно благодарен ему лишь за то, что в Италию наконец-то после ста лет гражданских войн вернулся мир, которого все так долго ждали.
Октавиан сделал Горацию предложение стать его личным секретарём, но такая должность не привлекала поэта, и он вежливо отказался. Несмотря на то, что место секретаря было весьма заманчивым и выгодным, Гораций не хотел лишиться своей независимости, которую очень ценил.
Гораций много путешествовал вместе с Меценатом. Они побывали у мыса Палинур, где потерпел морское поражение Октавиан, в морском итальянском порту Бриндизи, у мыса Акций, где прошло последнее в античности великое морское сражение между древнеримскими флотами.
Неоднократно в своих стихах Гораций отмечал, что их взаимоотношения с Меценатом основывались исключительно на дружбе и уважении друг к другу вне зависимости от социального статуса. Никогда их отношения не носили характер «патрон и подчинённый». Никогда Гораций не злоупотреблял этой дружбой и ничего не требовал от Мецената, он даже не пытался таким образом вернуть отцовский дом, который был конфискован в Венузии.
русский археолог, историк, палеограф, художник, крупный чиновник (статс-секретарь, член Государственного совета). С 1804 — почетный член Академии художеств, с 1817 — ее президент, с 1811 — директор Петербургской публичной библиотеки. Как ученый Оленин в основном занимался русской историей и археологией (“Рязанские русские древности”, 1831, “Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян”, 1832, и др.). Наиболее известно его “Письмо к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском...” (1806), положившее начало русской научной палеографии и эпиграфике. Оленин составил план издания летописей.
Алексей Николаевич Оленин происходил из старинной дворянской семьи, известной с первой половины XVI века и внесенной в первую часть «Бархатной книги». О его отце известно немногое. Николай Яковлевич Оленин (?—1802) служил в Лейб-гвардии Конном полку, вышел в отставку в чине полковника, впоследствии произведен в статские советники. Мать, Анна Семёновна, урожденная княжна Волконская (1737—1812), также происходила из древнего рода. Обладая сильным характером, она главенствовала в доме.
Алексей Оленин родился в г. Москве, но до 10 лет жил в имении отца в с. Салаур Рязанской области Касимовского уезда (теперь Шиловского района). Здесь жили его прадед, дед, отец — многие поколения Олениных. Владение Олениных было крупным — 1473 десятины в с. Салаур, да еще владения в близлежащих деревнях Свинчус, Погори Борки и другие. Имевшая широкое хождение легенда говорила о том, что Оленин до 18 лет был «величайшим невеждою» и послужил Д. И. Фонвизину прототипом Недоросля. Когда Оленин узнал себя в образе героя пьесы, то ему стало так стыдно, что он взялся за учебу, засучив рукава. В действительности же оснований для подобных утверждений не было никаких.
Первоначальное образование Оленин получил дома — воспитывал его французский гувернер, а другим наукам учили отец и мать. В 1774 году по протекции родственницы, княгини Е. Р. Дашковой он был повелением императрицы Екатерины II зачислен в Пажескую придворную школу (будущий Пажеский корпус). Отличившись в учебе, он в 1780 году, за три года до срока окончания школы, был отправлен в Германию для совершенствования познаний в военных науках и словесности. Пройдя курс обучения в Дрезденской артиллерийской школе, Оленин продолжил образование в Страсбургском университете.
Салон Оленина, по свидетельству современника, "соединял в себе все, что было замечательного в Петербурге по части литературы и искусства". Здесь собирались замечательные люди того времени - писатели, художники, артисты, ученые - Г. Р. Державин, В. А. Озеров, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, позднее В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, М. И. Глинка, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов. У просвещенного хозяина - директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, читали новые произведения, обсуждали новинки театра, судили о произведениях живописи и музыки. Молодой Пушкин входит в салон Оленина по окончании Лицея и здесь знакомится с Гнедичем, декабристом М. П. Бестужевым-Рюминым и другими выдающимися людьми. С хозяином салона поэт любил беседовать об искусстве. Когда в апреле 1820 года над Пушкиным нависла угроза ссылки за антиправительственные стихотворения, Оленин был в числе лиц, хлопотавших за него. Оленин сочинил рисунок-виньетку к первому изданию "Руслана и Людмилы", и опальный поэт, тронутый вниманием к нему, "чувствительно благодарил" его в письме к Гнедичу от марта 1821 года за "сладкое... доказательство его любезной благосклонности". По возвращении из ссылки в Петербург (лето 1827) Пушкин восстанавливает свои связи с домом Оленина. Здесь и в их пригородной усадьбе Приютино поэт общается с Жуковским, Крыловым, Грибоедовым, Мицкевичем, Глинкой. Многое изменилось здесь за прошедшие семь лет... "Непостоянство судеб человеческих, - писал Оленин Гнедичу в июле 1827 года, - рассеяло приютинское общество по лицу земли: многие лежат уже в могиле, многие влачат тягостную жизнь в дальных пределах света". Оленин никогда не принадлежал к вольномыслящим людям, а разгром декабристов привел его в лагерь официальной России. Как член Государственного совета, он участвует в деле о распространении "отрывка из элегии "Андрей Шенье" Пушкина (кем-то назван "На 14 декабря" и летом 1828 года в числе других членов подписывает протокол об учреждении над поэтом секретного надзора. С этими обстоятельствами может быть связан отказ Пушкину в сватовстве к дочери Оленина Анне Алексеевне и охлаждение поэта к семье Олениных. След этих обострившихся отношений - ядовитая эпиграмматическая характеристика Оленина в черновых строфах восьмой главы "Евгения Онегина". Встречи Пушкина с Олениным в последующие годы носят случайный характер
9 декабря 1837 года родился Эмиль Вальдтейфель
...
(1837—1915), французский композитор, дирижёр и пианист, автор многих известных вальсов. Родился 9 декабря 1837 года в Страсбурге в семье музыкантов. Его отец Луи имел свой оркестр (впоследствии ставший одним из известнейших в Париже).
Учился в Парижской консерватории по классу фортепиано у Антуана Мармонтеля и по классу композиции у Э. Лорена. Окончив консерваторию, выступал как пианист. Был капельмейстером придворных балов Наполеона III и придворным пианистом императрицы Евгении. Впоследствии выступал как дирижёр танцевальной музыки в Лондоне (1885), Берлине (1889) и Риме. С 1865 года был дирижёром бального оркестра в Париже. Эмиль создал свой оркестр и начал выступать на парижских концертных площадках. Его оркестр приглашали на самые значительные мероприятия светской жизни. На одном из выступлений присутствовал Принц Уэльский, который затем пригласил Вальдтейфеля с его оркестром выступать и делать записи в Лондоне. Благодаря этому счастливому случаю Эмиль Вальдтейфель получил всемирную известность.
[/RIGHT] -(10.12.1861, Гейдель-берг, — 27.3.1946, Тюбинген), нем. психолог. Преподавал в ун-тах Базеля, Гис-сена, проф. ун-та в Тюбингене (1911- 1929). Известен работами в области дет. психологии. Создал теорию игры, противопоставив ее биогенетич. концепции Г. С. Холла, к-рый рассматривал игру как наследственно обусловленное воспроизведение древних стереотипов поведения. Согласно Г., возникновение игры вызвано недостаточностью врожденных механизмов приспособления к среде. Игра побуждается не прошлым, а будущим и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. Гл. механизм игры — упражнение. Под влиянием идей 3. Фрейда Г. дополнил свою теорию учением об игре как катарсисе (душевном очищении). В теории Г. не нашла отражения социальная функция игровой деятельности; игра как форма «естественного саморазвития» не связывалась с пед. воздействием. Такой односторонний подход к игре был подвергнут критике Г. В. Плехановым. В совр. возрастной психологии теория Г. расценивается как ист. этап в развитии науч. представлений об игровой деятельности. Не утратило значения лишь представление о развивающем характере игры.
В области психологии мышления впервые выделил в качестве этапа формирования понятий т. н. потенциальные понятия. Этот подход послужил одним из источников теорий мышления, разработанных Ж. Пиаже и Л. С Выготским.
Теория игры К. Грооса довольно хорошо известна и была широко распространена в первой четверти XX в. Давая ей самую общую характеристику, Гроос называет ее теорией упражнения или самовоспитания. Основные идеи «теории упражнения» К. Гроос определяет в следующих положениях:
каждое живое существо обладает унаследованными предрасположениями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирожденным особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста...
у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции, как бы необходимы они ни были, являются недостаточными для выполнения сложных жизненных задач;
в жизни каждого высшего существа есть детство, т. е. период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь; эта возможность дается ему при помощи родительского ухода, который, в свою очередь, опирается на прирожденные предрасположения;
это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений, необходимых для жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций; поэтому человеку дано особенно длинное детство — ведь чем совершеннее работа, тем дольше подготовка к ней;
возможная благодаря детству выработка приспособлений может быть различного рода. Особенно важный и вместе с тем самый естественный путь выработки их состоит в том, что унаследованные реакции в связи с упомянутой импульсивной потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и таким образом сами дают повод к новоприобретениям, так что над прирожденной основой образуются приобретенные навыки — и прежде всего новые привычные реакции;
этот род выработки приспособлений приводится при помощи тоже прирожденного человеку стремления к подражанию в теснейшую связь с привычками и способностями старшего поколения;
там, где развивающийся индивидуум в указанной форме из собственного внутреннего побуждения и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры»