Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
20 августа 1894 года родился Александр Николаевич Самохвалов, русский художник, живописец и график, причудливо соединивший в лучших своих вещах черты модерна и символизма с соцреалистической идейной программой

Родился Александр Николаевич Самохвалов в Бежецке (Тверская губерния). Учился в Академии художеств до ее закрытия (1914–1918 г.), затем вернулся на родину. Завершал образование в петроградских Свободных художественных мастерских (1919–1923). Среди учителей особое влияние на него оказал К.С.Петров-Водкин, вместе с которым он побывал в Самарканде (1921). Был членом объединений «Круг художников» и «Октябрь». Жил в Ленинграде.

Дипломная картина Головомойка (1923, Русский музей), где он стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, близка сюрреализму. Однако Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее (подобно мастерам ОСТа, к которому «Круг художников» был эстетически весьма близок) сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, «соц-заказных» произведениях. Особенно удавались художнику образы «героинь труда и спорта» (Кондукторша, 1928; Девушка в футболке, 1932; обе – там же; Девушка с ядром, 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия Метростроевки, 1933–1934, в основном – Русский музей) – образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окруженные романтическим ореолом. Успешно выступал также как художник театра и в особенности книги. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого мастера (Наш город, 1927; и др.), но в первую очередь – цикл трагически-гротескных, в полной мере экспрессионистских литографий к Истории одного города М.Е.Салтыкова-Щедрина (1935).

Наряду с этим исполнил и большое число всецело триумфально-«тоталитарных» полотен (С.М.Киров принимает парад физкультурников, 1935; Появление В.И.Ленина на Всероссийском съезде Советов (1939; обе картины – в Русском музее); С.М.Киров и И.В.Сталин на Волховстрое, 1950, частное собрание, Лондон; и др.). В поздние годы стремился выразить свой мощный потенциал художника-романтика в автобиографической прозе (книга Мой творческий путь, издана в 1977; повесть В годы беспокойного солнца).

Умер Самохвалов в Ленинграде 20 августа 1971.


 
20 августа 1937 года родился Андрей (Андрон) Сергеевич Михалков-Кончаловский

Известный кинорежиссер и сценарист, народный артист России, старший сын известного советского поэта Сергея Михалкова. Первый советский режиссер, выехавший из страны для работы в Голливуде. Сейчас живет в основном в Москве. 14мая 2003 г. был назначен советником генерального директора телекомпании НТВ Н. Сенкевича.

Андрон Сергеевич Михалков- Кончаловский родился 20 августа 1937 г. в Москве, в творческой семье. Его мать, Наталья Кончаловская, — известная писательница и поэтесса, автор книги «Наша древняя столица». Отец, Сергей Михалков, — знаменитый детский писатель, создавший, помимо стихов, басен и пьес, текст гимна Советского Союза. Дед Андрона, Петр Кончаловский, — один из мастеров знаменитой группы художников «Бубновый валет». Прадед, Василий Суриков, — всемирно известный художник-передвижник. Среди предков Андрона — Романовы и Пушкины, Толстые и Ржевские, Одоевские и Михалковы.

В 1952 г. молодой человек закончил Центральную музыкальную школу и поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где проучился с 1953 по 1954 г. Затем Кончаловский был зачислен в консерваторию, которую закончил в 1959 г. по классу фортепиано. Но музыкантом он так и не стал. В 22 года Андрон поступил во ВГИК и начал постигать искусство кинематографии в мастерской Михаила Ромма. Первая лента, снятая студентом режиссерского факультета в качестве курсовой работы, называлась «Мальчик и голубь». В 1961 г., на XIV фестивале детских фильмов в Венеции этот фильм был удостоен первой в жизни Кончаловского награды — «Бронзового льва».

В студенческие годы Андрон познакомился с Андреем Тарковским. Творческий дуэт молодых людей был более чем продуктивен: сценарий фильма — режиссерского дебюта Тарковского «Каток и скрипка» они писали вместе, как и сценарии «Иванова детства» и «Андрея Рублева».

Позже Кончаловский стал автором многих сценариев к популярным фильмам: «Ташкент — город хлебный», «Конец атамана», «Лютый», «Ждем тебя, парень», «Седьмая пуля», «Поклонник», «Транссибирский экспресс».

ВГИК Андрон закончил в 1965 г. Его дипломной работой стал фильм «Первый учитель», снятый под влиянием творчества Акиры Куросавы. Лента сразу же завоевала признание критики: она принесла молодому кинематографисту специальный приз жюри на кинофестивале в Иере, а в 1966 г., на фестивале в Венеции, исполнительница главной женской роли Наталья Аринбасарова получила Кубок Вольпи.

Следующий, 1967 г., стал для Кончаловского годом эксперимента. Он снял «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была».

Впервые в истории советского кинематографа исполнение почти всех ролей было доверено не профессиональным артистам, а жителям тех мест, где картина снималась. Эксперимент, не совпадавший с шаблонной трактовкой жизни советской деревни, пришелся не по душе чиновникам от кинематографии; «Асю» запретили, а Кончаловский оказался занесенным в «пантеон российского культурного диссидентства». На экраны вышел лишь сильно купированный вариант ленты под названием «Асино счастье». Только в 1987 г. режиссер по случайно сохранившейся авторской копии восстановил все сделанные купюры и, дав фильму его изначальное название, выпустил в прокат. Новая критика, ориентированная на перестроечную волну, дала ленте положительную оценку.

Неудача «Аси» на время отвратила Кончаловского от экспериментов, и он решил заняться классикой. Уже в 1969 г. на экраны вышел фильм «Дворянское гнездо». Советская критика была опять недовольна: еще бы, их «бдительное» око углядело в ленте «капитуляцию перед системой, бегство от сегодняшних проблем в упражнения с киноформой, эстетское любование ретромиром»... Конечно, непорядок: ни тебе упоминаний о росте производства, ни личных проблем на фоне станков, турбин или героического труда колхозников! Однако существовало и иное мнение, в корне отличавшееся от мнения советского Госкино. Через много лет, на пресс-конференции по поводу выхода на американские экраны фильма «Одиссей», Андрон Сергеевич услышал от Джералдин Чаплин: «Если бы отец знал, что я снимаюсь у Кончаловского, он был бы счастлив. Это он мне сказал: "Обрати на него внимание. Это великий режиссер!"»

В 1972 г. за создание сценария фильма «Конец атамана» Михалков-Кончаловский стал лауреатом Государственной премии Казахской ССР. Его по-прежнему тянуло к философии и идеализму. В итоге, советский кинематограф обогатился экранизацией чеховского «Дяди Вани», получившей приз «Серебряная раковина» в Сан-Себастьяно, и «Романсом о влюбленных». А в 1975 г. режиссер приступил к работе над знаменитым кинороманом «Сибириада». Представленный на Каннском фестивале 1979 г., он был удостоен Специального приза жюри.

В 1980 г. Кончаловскому присвоили звание народного артиста Российской Федерации, но найти общего языка с руководством Госкино СССР он так и не смог. В очередной раз не сойдясь во мнении с отечественными чиновниками, Андрон Сергеевич уехал в США. Для того, чтобы стать «гражданином мира», он оставил семью и женился на иностранке, получив вместе с французским паспортом возможность жить за границей. Конечно, в Голливуде режиссеру из СССР было достаточно тяжело пробиться, поскольку он был вынужден работать в традициях «мейнстрима», отдавая приоритет сюжетной занимательности перед психологизмом, социальным типам — перед характерами. Но после фильма «Возлюбленные Марии», в котором главную роль исполнила восходящая звезда Настасья Кински, стало очевидно: советский режиссер все-таки способен снимать качественное кино в Америке. Да и актерская ставка Кински после выхода ленты сразу увеличилась в два раза. 

Следующий фильм Кончаловского, снятый в США, — «Поезд-беглец» (1985 г.). Эта лента обеспечила ему почетное место в мировых киноэнциклопедиях. Интересно, что фильм был снят по сценарию знаменитого Акиры Куросавы. Великий японский мастер не смог воспринять условия работы на голливудской фабрике-конвейере и расторг контракт, вернувшись на родину. Его сценарий взялся реализовать Андрон Сергеевич. И это не удивительно: вряд ли кто-нибудь из американских режиссеров был бы способен столь полно воплотить в жизнь идею Куросавы. Похоже, что это оказалось под силу только Кончаловскому. У Андрона Сергеевича лента превратилась в философскую метафору, сохранив первоначальную идею сценариста и одновременно привнеся в нее нечто совершенно самобытное. Судите сами: два вырвавшихся на свободу человека оказываются на потерявшей управление связке локомотивов. Естественно, советская публика, весьма искушенная в чтении между строк, смогла различить не только метафору мира, но и более прозрачный подтекст: смену человеком тоталитарной тюрьмы на неуправляемый поезд свободы. 

Подобные многоуровневые размышления были привнесены Кончаловским во многие фильмы, снятые им в Голливуде и сохранившие приметы европейского стиля. Это и «Дуэт для солиста» (1986 г.), и «Стыдливые люди» (1987 г.), и «Гомер и Эдди» (1989 г.). Правда, российские коллеги режиссера сразу же обвинили соратника по цеху в излишней американизации. Но для настоящих ценителей творчества Кончаловского связь советского и американского периодов в его работе была совершенно очевидной. А единственным по- настоящему «американским» фильмом режиссера стал его «Танго и Кэш», с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Именно этот «шаблонный» фильм послужил причиной досрочного расторжения контракта и ухода Андрона Сергеевича из американского кинематографа. Его профессиональный подход к работе привел к конфликту с продюсером ленты Джоном Питерсом. В результате Кончаловский предпочел уйти, не закончив съемки, сохранив, однако, в титрах свое имя. Он решил, что настало время возвратиться на родину, и сразу же по приезде занялся воплощением в жизнь интернационального проекта «Ближний круг» (1992 г.). Этот фильм был снят в России с участием русских, американских и английских актеров, вся работа велась на итальянские средства, а для проката новую ленту купила известная американская телекомпания Со1ambia Pictures

В 1994 г. режиссер решил исследовать такую существенную черту русского характера, как зависть. Результатом стала лента «Курочка Ряба» — своеобразное продолжение скандальной «Аси Кпячиной», рассказывающее о тех же героях 30 лет спустя. Как и в «Асе», почти все роли здесь исполнили непрофессиональные актеры. Критика, как всегда, осталась недовольна и даже раздражена новым «экспериментом» непредсказуемого режиссера. Еще бы, ведь фильм, по мнению отечественных чиновников, был «очернением русского народа»!

А в 1997 г. на американские экраны вышел следующий шедевр Кончаловского. На сей раз он постарался донести до западного зрителя великое творение Гомера — фильм «Одиссей» стал, пожалуй, наиболее удачной экранизацией творения древнего автора. Кроме того, этот проект оказался и самым дорогим в истории телевидения: в него было вложено 40 млн долларов. Но вышедшая в прокат лента с лихвой окупила все затраты, принеся своему создателю премию «Эмми» за телевизионное мастерство. На XX Московском Международном кинофестивале «Одиссея» признали самым громким событием года; здесь же Андрон Сергеевич представил и ретроспективу собственных фильмов, в которую вошли 13 лент. С этого события началось празднование двойного юбилея Кончаловского: 60-летия со дня рождения и 35-легия творческой деятельности. 20 августа 1997 г. вышел президентский указ о награждении режиссера орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Тогда же, в августе, состоялся Международный кинофестиваль «Балтийская жемчужина» в Юрмале. Конечно же, режиссер и здесь оказался в центре внимания, получив от Джины Лоллобриджиды приз за вклад в кинематограф. А триумфальное шествие фильмов Кончаловского по Международным фестивалям продолжилось: с 1 по 7 октября в Анталии была продемонстрирована краткая ретроспектива его работ, а полная, включавшая в себя 17 фильмов, прошла с 1 по 15 ноября того же года в Линкольн-центре в Нью-Йорке. В лентах российского режиссера снимались такие звезды западного кинематографа, как Сильвестр Сталлоне, Вупи Голдберг, Джералдин Чаплин, Изабелла Росселини, Настасья Кински, Курт Рассел, Эрик Роберте, Боб Хоскинс и Джули Эндрюс.

Творческая натура Кончаловского никак не желала довольствоваться исключительно рамками кинематографа. В итоге зрители имели возможность увидеть созданные им нашумевшие театральные постановки «Чайка» (спектакль прошел в парижском театре «Одеон»), «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Война и мир» (оперы, поставленные на сцене Ла Скала, парижской Бастилии и Мариинского театра). Кроме того, Андрон Сергеевич зарекомендовал себя и как писатель (сказалась, видимо, наследственность!). Кроме огромного количества статей, им были выпущены книги «Парабола замысла», «Низкие истины» и «Возвышающий обман». А музыкальное действо «Наша древняя столица», открывшее 5 сентября 1997 г. на Красной площади торжества по поводу празднования 850-летия Москвы, проявило еще одну грань таланта Кончаловского. Это грандиозное музыкальное шоу было обязано своим рождением его дару режиссера-постановщика.

Но работа в кинематографе по-прежнему остается приоритетной для Андрона Сергеевича. Очередной нашумевшей работой режиссера стала лента «Дом дураков», на 59-м Венецианском кинофестивале 2002 г. получившая специальный приз жюри. Эта картина, рассказывающая о психиатрической больнице в горячей точке во время чеченской войны, снималась в реальном интернате среди по-настоящему больных людей и по событиям, которые происходили в действительности. Сам Кончаловский высказал предположение, что, по всей вероятности, фильм лучше встретят за границей, чем в России, так как у себя на родине мы привыкли считать, что чеченцы — бандиты, а русские — хорошие. Хотя на деле они все несчастные, поскольку вынуждены вести войну. Изображение чеченских лидеров в фильме явно не соответствует уже устоявшемуся стандарту. Сам режиссер относится к войне так же, как и Толстой. Недаром Андрон Сергеевич включил в свой фильм фразу классика: «Человек убил другого и радуется. А чему, собственно, радуется?» Режиссер вполне допускал, что русские будут возмущены его собственной трактовкой ситуации и манерой изображения чеченцев.

Личная жизнь знаменитого режиссера столь же беспокойна и разнообразна, как и его творчество. Кончаловский не так давно стал отцом в седьмой раз. Наследницу ему подарила пятая по счету супруга, Юлия Высоцкая, которая младше мужа на 36 лет. Что ж, мать Андрона Сергеевича когда-то сказала, что ее сын просто не способен жить больше пяти лет с одной женщиной... Так что кто знает, успокоится ли режиссер на этот раз или вскоре обретет еще одну свою «половину»? А пока семья живет периодически то в Москве, то в Лос-Анджелесе, где Кончаловский также имеет собственный дом. Вот только от маленького лондонского замка, в котором обитают привидения, после рождения ребенка пришлось отказаться, поскольку молодожены почти все время находились в Москве.

Ныне А. С. Михалков-Кончаловский определяет культурную политику телеканала НТВ. В круг его обязанностей входит формирование общего стиля и разработка долгосрочной творческой стратегии развития канала. А это значит, что зрители вправе ожидать всплеска творческих идей, новаторских технических решений и появления на НТВ новых талантливых людей.



Изменено: Елена Сальникова - 19.08.2016 22:07:24
 
21 августа 1698 года в итальянском городке Кремона в знаменитой семье создателей смычковых инструментов Гварнери  родился Джузеппе  Антонио   Гварнери, будущий великий скрипичный мастер. Кремона в течение 200 лет была столицей струнных инструментов. Здесь работали Амати и Страдивари. Если инструменты Страдивари отличает воздушный и блестящий звук, то скрипкам Гварнери присущ голос более мощный, круглый и теплый. Джузеппе Гварнери прозвали «дель Джезу» за то, что он, в отличие от других Гварнери, традиционно посвящавших свои инструменты Святой Терезе, сопровождал свою подпись на скрипках крестом - символом Христа. Сделать хорошую скрипку - большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральным клеем. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Они и звучат по другому - ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно.

Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию - но так и не смогли добиться повторения волшебного звука. Физики в своих лабораториях измеряли колебания каждой составляющей старинных скрипок. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно. Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери - инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается даже в самых акустически сложных точках зрительного зала. Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в XIX веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее прежде всего смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая - из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. А для Джузеппе Гварнери это было естественно.

Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке - «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, он умер в нищете в 46 лет. Трудно пришлось и его скрипкам. Из-за внешнего вида их не раз пытались переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около ста тридцати скрипок работы Гварнери. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми. На изготовленных Джузеппе Антонио Гварнери скрипках играли А.Вьетан, Э.К.Сивори, Э.Изаи, Ф.Крейслер. Предпочитают их и большинство современных скрипачей.


 
21 августа 1725 года родился Жан Баптист Грез, знаменитый французский живописец-жанрист

Первоначально Жан Баптист Грез учился в Лионе под руководством Грандома, потом в парижской Академии художеств. Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию».

Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.

Он писал сцены из повседневной жизни - жанр, который принес успех Шардену и положил начало моде на коллекционирование голландских жанровых картин. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, заботливо разнообразя позы, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. Красота формы подчинена дидактической цели. 

Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид.

Умер Грёз в Париже 4 мая 1805 года.



Изменено: Елена Сальникова - 20.08.2016 19:37:52
 
22 августа 1862 года родился Клод Дебюсси, французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, музыкальный критик

Ашиль-Клод Дебюсси родился в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Его отец был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры Ашиль-Клоду давала Антуанетта-Флора Моте, теща поэта Поля Верлена.

В 1872 году Дебюсси  поступил в Парижскую консерваторию, где проучился до 1884 года. Его педагогами были Антуан Мармонтель (фортепиано), Александр Лавиньяк (сольфеджио), Эрнест Гиро (композиция).

В летние месяцы 1880-1882 годов Дебюсси работал домашним пианистом русской меценатки Надежды фон Мекк и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов "Могучей кучки".

В 1884 году, на окончание консерватории Дебюсси представил кантату "Блудный сын" и получил за нее Римскую премию (Prix de Rome)  (присуждается ежегодно Академией искусств студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории). В 1885 году Дебюсси как стипендиат Римской премии уехал в Рим, где должен был в течение четырех лет продолжить занятия музыкой. Период пребывания Дебюсси в Италии ознаменовался острым столкновением его с официальными художественными кругами Франции. Отчеты лауреатов перед академией представлялись в виде произведений, которые рассматривались в Париже специальным жюри. Отзывы на сочинения Дебюсси   симфоническую оду "Зулейма", симфоническую сюиту "Весна" и кантату "Дева избранница" были отрицательные.

В 1887 году, вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов символистов во главе со Стефаном Малларме.

Здесь он познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, созданных в 1880 1890 е годы. Среди них   "Мандолина", "Ариетты", "Бельгийские пейзажи", "Акварели", "Лунный свет" на слова Поля Верлена, "Песни Билитис" на слова Пьера Луиса, "Пять поэм" на слова крупнейшего французского поэта 1850 1860 х годов Шарля Бодлера.

1890-е годы - первый период творческого расцвета Дебюсси в области не только вокальной, но и фортепианной, камерно-инструментальной (струнный квартет) и особенно симфонической музыки. В это время он создал два наиболее значительных симфонических произведения — прелюдию "Послеполуденный отдых фавна" и "Ноктюрны".

В 1890 году Дебюсси начал работу над оперой "Родриг и Химена" по либретто Катюлля Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Эдисоном Денисовым и поставлено в нескольких театрах).

В 1892 году приступил к созданию оперы на сюжет драмы Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда".

В 1894 году в Брюсселе в художественной галерее "Свободная эстетика" прошел первый концерт, посвященный музыке Дебюсси.

В октябре 1899 года Дебюсси женился на Лили Тексье. Их союз продлился лишь пять лет.

В 1901 году началась его деятельность профессионального музыкального критика.

Начало 20 века - высший этап в творческой деятельности композитора. Произведения, созданные Дебюсси в этот период, говорят о новых тенденциях в творчестве и в первую очередь об отходе Дебюсси от эстетики символизма. Композитора стали привлекать жанрово-бытовые сцены, музыкальные портреты и картины природы. Вместе с новыми темами и сюжетами в его творчестве появились черты нового стиля. Свидетельством этому являются такие фортепианные произведения, как "Вечер в Гренаде" (1902), "Сады под дождем" (1902), "Остров радости" (1904). Среди симфонических сочинений, созданных Дебюсси в эти годы, выделяются "Море" (1903 1905) и "Образы" (1909), куда входит знаменитая "Иберия". 

В 1902 году он закончил вторую редакцию пятиактной оперы "Пеллеас и Мелисанда". Поставленный в парижской "Опера комик" 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Рихарда Вагнера.

В 1904 году Дебюсси вступил в новый семейный союз с Эммой Бардак.

В 1908 году в Париже состоялось первое выступление Дебюсси как дирижера.

В 1909 году Дебюсси был назначен членом Высшего педагогического совета Парижской консерватории.

Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличалось непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом.

Особенно велики художественные достижения Дебюсси последнего десятилетия его жизни в фортепианном творчестве: "Детский уголок" (1906-1908 г.), "Ящик с игрушками" (1910), двадцать четыре прелюдии (1910 и 1913), "Шесть античных эпиграфов" в четыре руки (1914), двенадцать этюдов (1915).

В 1915 году композитор тяжело заболел.  До последних дней жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.

В 1916 году работал над кантатой "Ода Франции" на текст Луи Лалуа.

25 мая 1918 года Ашиль-Клод Дебюсси умер. Он был похоронен на парижском кладбище Пер Лашез.

В 1919 году во исполнение воли самого Дебюсси его прах был перенесен на другое парижское кладбище Пасси.


 
23 августа 1936 года родился Герман Константинович Лукьянов, российский джазовый исполнитель (фортепьяно, труба, флюгельгорн), композитор, бэндлидер. Заслуженный артист СССР

Родился Герман Константинович Лукьянов в Ленинграде в семье военного моряка. Мать была пианисткой, имела высшее музыкальное образование, была также поэтессой и переводчицей.

В 12-летнем возрасте Герман Лукьянов впервые услышал джазовые записи - это была пластинка на 78 об/мин, на одной стороне которой была записана пьеса "Звуки джаза" в исполнении оркестра Александра Цфасмана, на другой - "Свит-су" (Sweet Sue) оркестра Александра Варламова. Впоследствии слушал много джазовых записей и в семнадцать лет поступил в вечернюю музыкальную школу по классу трубы. По окончании три года учился на композиторском отделении Ленинградской консерватории в классе Вадима Салманова, в 1957 перевелся в Московскую государственную консерваторию, которую закончил в 1961 г. по классу композиции у Арама Хачатуряна. В качестве дипломной работы представил Концерт для трубы с оркестром. 

В те же годы сформировалась его репутация в московском джазовом мире как музыканта высокопрофессионального, но не очень "удобного" (это было связано и с тем, что он играл весьма необычно и "некомфортно" по тем временам, и с его личными особенностями). Уже в начале 60-х Лукьянов отказывается от трубы, заменив ее флюгельгорном (он вернулся к трубе только в 1989 г., хотя до сих пор в основном играет на флюгельгорне). Одна из первых его записей - альбом септета Бориса Рычкова - Георгия Гараняна - Андрея Зубова в 1960 г., где есть одна его авторская композиция.

1962 - в трио с Михаилом Терентьевым (фортепиано) и Альфредом Григоровичем (контрабас) выступил на 1-м джазовом фестивале в кафе "Молодежное" в Москве. Первое трио Лукяьнова уже имело необычный состав - флюгельгорн, контрабас и фортепиано. Необычной была и игра трио. Музыковед Аркадий Петров в статье о Лукьянове, опубликованной в 1987 г. в сборнике "Советский джаз. Проблемы, события, мастера", так описывал это трио: "Группа исполняла не совсем обычную музыку, в которой трудно было понять: кто солирует, а кто аккомпанирует... В музыкальной ткани - сплошные паузы, смещения и сдвиги, мало плотной фактуры, много "воздуха" и свободного пространства. Так в 1962 году не играл никто". Ведущий джазовый критик мира Леонард Фэзер, приезжавший тогда в СССР с оркестром Бенни Гудмена, написал о Лукьянове: "Его музыка находится на передовых рубежах мирового джаза".

В 1965 г. Герман Лукьянов организовал новое трио, теперь с ударными, но без контрабаса - Леонид Чижик (фортепиано) и Владимир Васильков (барабаны). В музыке Лукьянова этих лет - узнаваемо русские интонации; он - один из первых отечественных джазменов, вводивших интонационный и мелодический язык русского музыкального фольклора в стилистическую систему модерн-джаза 60-х. Сам он следующим образом описывал идею этого трио: "Без контрабаса музыка стала ясной, мелодический рисунок - предельно чистым. Правда, звучание группы оказалось более жестким - это скорее графика, чем живопись. Я предложил ударнику организовать игру по-новому: перестать механически отбивать ритм, вести свою партию независимо и рельефно, создавать интересные рисунки, чаще использовать паузы, в которых ясно "просматривались" бы узоры флюгельгорна и рояля".

Трио Германа Лукьянова имело необыкновенный успех на 3-м Московском джазовом фестивале в Москве (1966). Оно было удостоено пяти дипломов фестиваля, отмечено как лучший ансамбль, в котором играет лучший композитор и лучший исполнитель. В 1967 трио приняло участие в съемках кинофильма "Семь нот в тишине" на киностудии "Ленфильм" (в фильме прозвучала композиция Германа Лукьянова "Молитва", из идеологических соображений на пластинке "Мелодии" "Джаз-67" переименованная в Бесполезный разговор). В конце 60-х состав трио сменился - в нем появились Игорь Бриль (фортепиано) и Михаил Кудряшов (барабаны). Кроме того, в 1971 г. Лукьянов записывается в дуэтах с Игорем Брилем (и как флюгельгорнист, и как пианист).

В 1969-73 Герман Лукьянов был солистом эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского. Вместе с Людвиковским и саксофонистом Андреем Зубовым в 1972 г. Лукьянов несколько раз выступил с джаз-оркестром Чехословацкого радио (запись в том же году вышла на чехословацкой фирме Пантон). В течение нескольких следующих лет Лукьянов организует ансамбли разного масштаба - от квартета до септета и даже нонета (9 музыкантов) и децимета (10 музыкантов). 

С 1974 по 1976 - солист и дирижер оркестра Азербайджанской ССР под управлением Муслима Магомаева. 

В январе 1978 создает ансамбль "Каданс". В характерном для Лукьянова стиле название объединяет музыкальный термин, обозначающий, в частности, импровизационную вставку (которую композитор оставляет на усмотрение исполнителя) и аббревиатуру слов "Камерный джаз-ансамбль". Принцип, по которому строился ансамбль, заключался в тембровом разнообразии - будучи малым составом (септетом), "Каданс" обладал тембровыми и выразительными возможностями биг-бэнда. Оба саксофониста (Николай Панов и Юрий Юренков) играли также на флейтах, тромбонист (Борис Рукинглуз) - на тубе, сам Лукьянов - на флюгельгорне, фортепиано, цугфлейте, альтгорне. В разные годы (ансамбль просуществовал до 1990 г.) в "Кадансе", кроме названных выше, играли: Михаил Окунь (фортепиано), Валерий Куцинский, Михаил Смола, Константин Бабенко (контрабас), Валерий Каплун, Станислав Коростелев (ударные), Вадим Ахметгареев (тромбон) и др. 

Музыка "Каданса" - одно из самых сложных и совершенных достижений советского джаза 70-80-х гг. Лукьянов-композитор активно использует сложные размеры, необычные приемы аранжировок, непривычные тембровые сочетания, нетрадиционные композиторские техники - хроматику, почти атональность, додекафонию.

В начале 90-х изменение экономической ситуации больше не позволило Герману Лукьянову содержать большой состав. "Каданс" постепенно прекратил существование, заменившись сначала квартетом, а в 1990 г. - трио с барабанщиком Иваном "Вано" Авалиани и пианистом Львом Кушниром. В новом трио Лукьянова барабанщики (вместо Авалиани в трио некоторое время работал Дмитрий Севастьянов) играли на сконструированной Германом экспериментальной ударной установке, в основе которой - большой африканский барабан, привезенный специально для Лукьянова из Уганды. Впоследcтвии с Лукьяновым регулярно работал пианист Яков Окунь (сын Михаила Окуня, работавшего в Кадансе). В 1998 г. Лукьянов создал квартет, четвертый участник которого - как правило, кто-либо из самых молодых клубных саксофонистов Москвы (15-летний вундеркинд, тенорист Дмитрий Мосьпан или 19-летний сопранист Сергей Головня). С 1999 г. в составе окончательно закрепился Сергей Головня и появился новый барабанщик - Петр Талалай из "Зеленой Волны" Александра Осейчука.

Новая эпоха для Лукьянова настала во второй половине 2000-х, когда он создал новый состав "Каданса", выступил с ним в прямом эфире радио "Культура" (2007) и выпустил два сильных альбома (2008 и 2010).


 
24 августа 1552 года родилась Лавиния Фонтана, итальянская художница болонской школы. Одна из первых знаменитых женщин-художниц. Была избрана в римскую Академию

Лавиния дочь художника болонской школы Просперо Фонтана (1512 — 1597). Её отец был успешным живописцем, работавшем в Риме и Флоренции. В качестве художника-портретиста Просперо Фонтана был представлен самим Микеланджело папе Юлию III и некоторое время даже получал жалованье от папского престола. Лавиния рисовала в основном портреты и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фигуры. В течение 20 лет, начиная с 1580-х годов, Лавиния достигла большой известности как автор портретов дам высшего общества Болоньи. Её стиль характеризует осторожное внимание к деталям одежды и драгоценностей с пониманием индивидуальности изображаемого. Рисовала она также многих важных особ, преподававших в Университете Болоньи.

В возрасте 25 лет Лавиния Фонтана вышла замуж за художника, выходца из благородной семьи, Жана Паоло Цаппи. Несмотря на то, что Лавиния стала матерью одиннадцати детей, она была очень плодовитой художницей, нарисовав 135 картин. Творчество Лавинии Фонтаны имело большой успех по всей Италии, она стала первой женщиной из Болоньи, которая достигла популярности по всей стране.

С 1603 года по приглашению папы Климента VIII работала в Риме. Её крупнейшая работа — алтарный образ «Мученичество Святого Стефана» (1604) для церкви Сан-Паоло фуори ле Мура — погибла в 1823 году. В 1604 году Лавиния становится официальной художницей-портретисткой в суде папы Павла V. В Риме Лавиния Фонтана добилась многих почестей. В 1611 году скульптор и архитектор Феличе Антонио Казони преподнёс ей бронзовый медальон с её портретом.

Лавиния является первой женщиной, которая была избрана в римскую Академию. Фактически Фонтана расценивается в Западной Европе как первая женщина, сделавшая профессиональную карьеру художника наравне с коллегами-мужчинами, работая вне женского монастыря.



 
24 августа 1848 года родился Евгений Александрович Лансере, русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876)

Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815—1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).

Евгений Лансере родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. Уже с детства в своих работах он выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африки, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб, и др), значительно обогатившие его творчество. В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург. Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета. 

Специального художественного образования Евгений Лансере не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха,лепкой занимался самостоятельно, посещал мастерские скульпторов работал с натуры.В 1867 и 1876 гг. совершил поездки в Париж, где изучал художественное литье из бронзы и знакомился с произведениями искусства, находящимися в музеях. Ежегодно путешествовал по средней и южной России, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии, Крыму. В 1883 году побывал в Алжире.В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 г являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере много работал по частным заказам, и все они, исполнялись, как правило, в одном экземпляре, из бронзы. Но затем право на литье скульптур Лансере покупают фабриканты - Шопен, Сазиков, Грачев - и начинают тиражировать его работы. Этим объясняется широкая распространенность сегодня скульптур Е. А. Лансере — музеи и частные коллекции многих странах мира экспонируют его работы.

Мастер сюжетной пластической миниатюры, прославивший русскую скульптурную школу за рубежом, принимал участие во Всемирных выставках в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1873), Антверпене (1885) и других городах. Его произведения отливались во всех ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм – Ф.Ю.Шопена , Н.Ф.Штанге, А.Морана, К.А.Берто, а также на чугунолитейных заводах Урала. Лансере был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальный художественный музей Республики Беларусь, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.

Сын и дочь Евгения Александровича — Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками, младший сын Николай Евгеньевич — архитектором.

Умер Лансере в своем имении «Нескучное» (Харьковская губерния) 4 апреля 1886 года.


 
24 августа
24 августа 1572 года -  Варфоломеевская ночь, резня гугенотов во Франции.


из которой в три часа ночи прозвучал колокольный звон – 
сигнал к началу массовой расправы над гугенотами. 






   ...     
Карл ГунКанун Варфоломеевской ночи.
По ссылке -  Эдуард Деба-Понсан, "Утро около ворот Лувра" (1880) 




Вряд ли католический святой (между прочим, один из апостолов Иисуса Христа) полагал, что с его именем будет связана одна из страшнейших страниц французской истории. В ночь на 24 августа, в преддверии дня святого Варфоломея, католические жители Парижа вышли на улицы, чтобы расправиться со своими соседями-гугенотами. Так во Франции называли приверженцев протестантизма. 
Первоначально направленный против верхушки гугентоской элиты, бунт быстро вышел из под контроля. Не щадили никого - ни женщин, ни детей. Дома протестантов, на дверях которых предусмотрительно были намалеваны кресты, поджигались вместе с обитателями. Кровь лилась рекой. По некоторым оценкам "под нож" было пущего до одной десятой населения Парижа.
Естественно, не все пылали религиозной ненавистью. Многие просто восприняли призыв как возможность поживиться у более зажиточных соседей. Так что помимо протестантов-гугенотов на тот свет было отправлено немало обеспеченных добропорядочных католиков. По свидетельству очевидцев, улицы Парижа были завалены раздетыми догола трупами, и никто не мог отделить католика от гугенота.
После Варфоломеевской ночи 200 тысяч приверженцев протестантизма покинули пределы Франции и осели в Англии, Германии и Польше. А сами протестанты до сих пор считают события 24 августа 1572 года и последовавшие за ними погромы в других городах - доказательство истинного лица католицизма.






Факты:

1. Модераторы погрома. 
Религиозные войны во Франции продолжались несколько десятков лет. Две фракции - гугеноты и католики, по сути обладали собственными войсками. В 1572 году в Париже был хоть шаткий, но мир. Принято считать, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX. А посоветовали ей столь радикальное решение "гугенотской проблемы" ее советники из родной Италии - Альбер де Гонди и Лодовико Гонзага. После неудачного покушения на адмирала Гаспара Колиньи, одного из лидеров гугенотов, а также спустя шесть дней после свадьбы протестанта Генриха Наваррского и сестры короля Маргариты. Те, кто устроили погром, подгадали четко - поздравить одного из самых именитых гугенотов приехала себе на беду почти вся протестантская элита Франции.
2. Призыв к резне
Набат, призвавший "добрых католиков" выйти на улицы и покарать "презренных гугенотов", прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, расположенной в самом сердце Парижа, на Луврской площади. Первоначально колокольный звон должен был стать сигналом "верным людям" для устранения гугенотской верхушки, находящейся в городе. Тотальная резня началась позднее. Ведь чтобы зажечь пожар, хватает одной спички. А чтобы потом потушить, может не хватить и озера.
3. Правые и виноватые. 
Традиционно, гугенотов (всего в ходе Варфоломеевской ночи и погромах в других городах погибло до 30 тысяч человек) принято считать жертвами, а католиков - палачами. Однако начитавшиеся "Графини де Монсоро" люди забывают о том, что и сами протестанты были далеко не безгрешны. И хотя их антикатолические погромы носили менее масштабный характер, они все же были. Например, резня в Ниме в 1567 году, когда были убиты и сброшены в колодец епископского двора до сотни знатнейших католиков. Или попытка захватить короля Франции Карла IX, предпринятая гугенотами в 1566 году, более известная как "сюрприз в Мо". Так что нельзя считать гугенотов однозначными жертвами. К тому же историки склонны считать, что поводом для начала Варфоломеевской ночи были вовсе не религиозные распри, а политика. Дело, как известно, грязное и лишенное благородства.
4. Иван Грозный не одобряет. 
Европейские монархи восприняли новости о резне в Париже и других французских городах крайне негативно. Генриха Анжуйского (одного из идейных вдохновителей Варфоломеевской ночи), избранного королем Польши, немецкие дворяне именовали не иначе как "мясным королем". Королева Англии Елизавета также не могла взять в толк, в чем виноваты женщины и дети. А русский царь Иван Грозный и вовсе написал своему тестю, Карла IX, императору Максимиллиану II: «А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».
5. Результаты резни. 
Как это цинично ни звучит, но организаторы и модераторы Варфоломеевской ночи полностью достигли поставленных целей. Гугеноты были обезглавлены, их верхушка (включая адмирала Колиньи) была вырезана. Помилованы были лишь принцы крови - но только при условии принятия католичества. Ни о каких религиозных войнах речи больше не было, и многие тысячи протестантов покинули пределы Франции. И несмотря на то, что Варфоломеевская стал одним из кровавейших эпизодов французской истории и живым примером того, к чему может привести религиозная нетерпимость, государство после уничтожения мощной гугенотской политической фракции стало лишь сильнее. Что ничуть не умаляет безжалостности католических иерархов и политиков.
   ...     
 
24 августа
24 августа 1899 года родился Хорхе Луис Борхес 

   ...       
(24 августа 1899 годаБуэнос-АйресАргентина — 14 июня 1986 года,ЖеневаШвейцария) — аргентинский прозаикпоэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.


Полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо,
По аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».
Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:
"С самого моего детства, 
когда отца поразила слепота, 
у нас в семье молча подразумевалось, 
что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу.
 Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания)
 Ожидалось, что я буду писателем. 
Начал я писать в шесть или семь лет."
В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники Вымыслы (Ficciones, 1944), Хитросплетения (Labyrinths, 1960) и Сообщение Броуди (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями.
В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.
Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании знаменитой Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году.
В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.
Луна не знает, что она луна, 
И светится, не ведая об этом. 
Песок песку непостижим. Предметам 
Не осознать, что форма им дана. 
Не сходен мрамор выщербленной гранью 
Ни с отвлеченной пешкой, ни с рукой, 
Ее точившей. Вдруг и путь людской, 
Ведущий нас от радости к страданью, -- 
Орудие Другого? Он незрим. 
Здесь не помогут домыслы о Боге, 
И тщетны колебания, тревоги 
И плоские мольбы, что мы творим. 
Чей лук стрелой, летящею поныне, 
Послал меня к неведомой вершине?

... [CENTER]Почему нас смущает, что карта включена в карту и тысяча и одна ночь - в книгу о "Тысяче и одной ночи"? Почему нас смущает, что Дон Кихот становится читателем "Дон Кихота", а Гамлет - зрителем "Гамлета"? Кажется, я отыскал причину: подобные сдвиги внушают нам, что если вымышленные персонажи могут быть читателями или зрителями, то мы, по отношению к ним читатели или зрители, тоже, возможно, вымышлены. В 1833 году Карлейль заметил, что всемирная история - это бесконечная божественная книга, которую все люди пишут и читают и стараются понять и в которой также пишут их самих. 
- СКРЫТАЯ МАГИЯ В "ДОН КИХОТЕ" (Новые расследования, 1952)
[/CENTER]
Хорхе Луис Борхес / Jorge Luis Borges. Великие писатели / Век писателей.




По произведениям Борхеса снято более тридцати фильмов.





Изменено: Елена Харьковская - 24.08.2016 19:22:31
Читают тему (гостей: 6)