Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
4 ноября

4 НОЯБРЯ 1890 г. В ЛОНДОНЕ ОТКРЫЛАСЬ ПЕРВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА
Лондон – родина метро
 как вида транспорта, а лондонское метро – старейшая в мире подземная городская железная дорога, существующая с 1863 года.
Первый поезд состоял из 23 вагончиков без крыши и управлялся паровозом Стефенсона. 
С 1890 года вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии на электрической тяге, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения (Tube), а на окраинах выходят на поверхность. 
Первая в мире подземная электрическая дорога открылась в Лондоне 4 ноября  1890 года: это была Северная линия на участке Стоквелл – Кинг Уильям-Стрит. Открыл движение и первым пассажиром стал принц Уэльсский, будущий король Великобритании Эдуард VII. 
Первая электрическая линия протяженностью в шесть километров называлась Metropolitan Railway, то есть «столичная железная дорога». Сокращение этого длинного названия до пяти букв и породило всем нам знакомое «метро». 
В 1890-1904 годах были построены четыре таких линии, получившие общее наименование Индепендент-тьюб. Три более поздние линии, открытые в 1906-1907 годах, получили классификацию Йеркс-тьюб, по фамилии чикагского миллионера Йеркса, на деньги которого они были сооружены. 
С этого времени началась и поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году. В настоящее время лондонский метрополитен включает в себя 270 станций, протяженность путей – более 400 километров. 
Для сравнения – протяженность линий Московского метрополитена сегодня составляет более 325 км. К 2025 году планируется увеличить ее более чем вдвое, до 650 километров. Такие данные содержатся в проекте актуализированного Генплана Москвы.








!!!
 
2 ноября 1937 года

 на пяти башнях Московского Кремля впервые зажглись рубиновые звёзды

Изменено: Ольга Мишукова - 02.11.2017 21:36:27
 
Цитата
Ольга Мишукова пишет:
2 ноября 1937 года
на пяти башнях Московского Кремля впервые зажглись рубиновые звёзды
Ольга Ивановна, спасибо за поддержку.
 
5 ноября
5 ноября

 
 
 
5 ноября
5 ноября 1878 года родился Михаил Петрович Арцыбашев
«Арцыбашев — это Моне русской литературы!»
В. Львов-Рогачевский
- (24 октября (5 ноября) 1878, хутор Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии — 3 марта 1927, Варшава) — русский писатель, драматург, публицист, сценарист.
Родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в мелкопоместной дворянской семье в Харьковской губернии, на хуторе Доброславовка Ахтырского уезда. Мать имела польские корни. Отец служил в гвардии, а позднее работал уездным начальником полиции.
Писатель очень любил тихую и малолюдную Ахтырку и ежегодно приезжал сюда на лето, несмотря на то, что именно в этом городе с ним, тогда ещё шестнадцатилетним юношей, произошло трагическое событие: он пытался застрелиться. Произошло это на почве тяжелой семейной драмы. Положение молодого человека было тяжёлым, почти безнадёжным: в рану попали частицы одежды, и врач опасался заражения крови. Будущий писатель выжил, но это был уже не прежний мечтательный юноша, а повзрослевший, замкнувшийся в себе человек. Результатами попытки самоубийства стали три месяца болезни, подорванное на всю оставшуюся жизнь здоровье и решение никогда и ни за что в себя не стрелять.
Осенью того же года Арцыбашев, с детства серьёзно увлекавшийся живописью, уехал учиться в Харьковскую школу рисования. Современник будущего писателя вспоминал, что новый ученик был «наружности оригинальной: длинные чёрные волосы, чёрная борода, мертвенно-зелёный цвет лица, худой и сутулый, в чёрной русской косоворотке — ходячий мертвец». Однако пробыл он там только зиму. Сам М.П. Арцыбашев так объяснил причину:
 «...Очень долго мечтал быть художником, и довольно неожиданно стал писателем. Произошло это потому, что за напечатанный рассказ одна газета в Харькове уплатила мне 8 руб., на которые я купил красок. Потом мне захотелось ещё денег, и я ещё писал, а так как учиться живописи мне показалось скучно, то я и перешёл на литературу. Потом уже полюбил её и возжелал славы именно литератора и непременно мировой. Желаю и теперь. Жил я, пока можно было, на отцовские деньги, а потом уже на что попало: рисовал карикатуры, писал статейки в газетах...»
Первый свой рассказ Арцыбашев опубликовал в шестнадцать лет в харьковской газете «Южный край» 27 января 1895 года. Это был рассказ о самоубийце, где автор в мельчайших подробностях описал ощущения стрелявшегося.
В 1898 году автор переехал в Петербург, размещал в «Петербургской газете» и «Петербургском листке» обзоры выставок и карикатуры, выступал с юмористическими рассказами в журнале «Шут». В том же году он женился. Через год у пары родился сын Борис, впоследствии ставший известным американским иллюстратором. Однако прожил писатель с женой в браке недолго — три года, после чего разошлись из-за несходства характеров.
Первый «серьёзный» рассказ – «Паша Туманов» — был написан в 1901 году и отвезён в один из популярных и авторитетных столичных журналов «Русское богатство». К радости начинающего автора, рассказ был одобрен самим редактором Н.К. Михайловским, но – «не одобрен» цензурой, и свет он увидел только через два года в другом журнале — «Образование». К этому времени Арцыбашев опубликовал немало других рассказов, которые вскоре составили его первый двухтомник. С этих небольших двух книжек и началась писательская известность Арцыбашева: они были сразу замечены и отмечены В. БрюсовымЮ. БалтрушайтисомА. Горнфельдом, А. Богдановичем. Появление в литературе нового интересного имени дружелюбно и восторженно приветствовали журналы «Русское богатство», «Вестник Европы», «Весы», «Мир Божий», газета «Русь». Как значительное литературное событие были восприняты его рассказы «Куприян» (1902), «Подпрапорщик Гололобов» (1902), «Смех» (1902), повесть «Смерть Ланде» (1904).
Однако мало кто знал, что в писательском портфеле Арцыбашева с 1902 года дожидалась своего выхода к читателям готовая рукопись его главной книги, которая вскоре переполошит всю читающую Россию и станет известной во всем мире, — роман «Санин», который выразил то, что назрело в русском человеке начала века: протест против всяческих уз, против моральных, политических и иных рамок, сковывавших его свободу.
Фантастика в творчестве автора.
Рассказ «Под солнцем» — антиутопия, где писатель предвещает гибель всей цивилизации и культуры в результате осуществления мировой революции. «Мировой пожар» социалистических революций, охвативший весь мир, привел к тому, что современное общество постепенно скатилось до первобытнообщинного строя: люди живут в лесу небольшими семейными группами, занимаются собирательством и охотой, культура ушла в небытие, как и умение читать и писать. А все проблемы решаются с помощью дубинки.
В рассказе «Сильнее смерти» герой-учёный ставит свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая смерть.
Рассказ «Из дневника одного покойника» — история мертвеца, которому наскучило лежать в могиле и наблюдать за собственным тлением, и он решает выбраться наружу, чтобы понаблюдать за живыми, приходящими на кладбище, а возможно, и найти себе наконец-то собеседника.
В пьесе «Дьявол» М. Арцыбашев пишет собственную версию легенды о Фаусте. Спор за душу человека ведётся здесь не между Богом и Дьяволом, а между Дьяволом и одной из ипостасей Бога — Духом любви. И в этой извечной борьбе Бога с Дьяволом окончательно побеждает последний.
«Живите, как птицы летают:
хочется взмахнуть правым крылом — машет, 
надо обогнуть дерево — огибает».
 
5 ноября
5 ноября 1878 года родтлся ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич 
   ...    

"Творчество Кузьмы Сергеевича Петрова - Водкина и 
самая известная его картина 
"Купание красного коня" (1912)
 - ярчайший взлет, 
кульминация духовного возрождения России,
 озарившего начало XX 
века". 
(24.10/5.11.1878-15.02.1939), русский художник. Учился в Петербургском Центральном училище графики (1896-97) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905) у В. А. Серова. Брал уроки в Мюнхене и в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В начале века был под влиянием символизма и модернизма. Широкую известность принесла ему картина “Купание красного коня” (1912). Входил в объединение “Мир искусства”. Среди лучших работ художника романтико-патетические картины на революционные темы “1918 год в Петрограде” (“Петроградская мадонна”), “После боя” и “Смерть комиссара”. Участвовал в выставках “Золотое Руно” (1909-10), “Мир искусства” (1910-24), общества “Жар-Цвет” (1924), “Четыре искусства” (1925-29). Среди литературных работ Петрова-Водкина (рассказы, повести, очерки, теоретические статьи) наибольший интерес представляет автобиографическая книга “Моя повесть”.

Петров - Водкин К.С. был непримирим к серости, к мещанской будничности, верил в человека, в его высокое призвание жить на Земле.
«Я родился на Волге, в небольшом городке Хволынске, в семье сапожника, окрестности Хволынска с его холмами, бескрайними просторами, казалось сами просились на картину. Здесь в родном краю я унаследовал у далеких предков не только тайну древнего обычая иконописи, но и способности учиться у природы. Когда предстоит бросить насиженное годами место, то все в нем приобретает особенную привлекательность
Таким местом был для меня сад. Отсюда я всматривался в мир, устанавливал на свои места ценности, симпатии и ненависть, здесь я научился любить землю. Даже теперь когда на чистую палитру кладу я мои любимые краски , во мне будоражится мое давнишнее детское состояние от первой с ними встречи".
Долгими зимними вечерами Петров - Водкин любил слушать рассказы матери, замирало сердце, передо ним развертывались дикие грубые взаимоотношения людей между собой.
Мать очень чутко относилась к природе. Космос для нее был единым целым с огромным бьющимся человеческим сердцем внутри него.
"Однажды упав наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, я увидел Землю как планету, неожиданная совершенно новая сферичность обняла меня. Я испытал большую радость перед огромностью развернувшегося мира».

Он замечательно иллюстрировал свои книги («Хвалынск», «Пространство Эвклида», детские произведения), но и в особом ракурсе и самой освещенности слова, его близости к графике и краске.
После того как один из его рассказов был по совету реж. П.П.Гайдебурова инсценирован и поставлен на сцене Передвижного драматического театра в Петербурге, Петров-Водкин много сил отдает драматургии. Он ищет новые формы, насыщает свои пьесы модными тогда философскими идеями. Большое влияние на него оказал Метерлинк. Пьесы «Звенящий остров», «В саду ночью», «Узколобые», «В маленьком городке» написаны в символистской манере. То же можно сказать о фантазиях в символистком духе «Башня Вавилона», «Вегед, король сумасшедших», «Айша и Хаман», «Сны жемчужины» и др. Пьесу «Сны жемчужины» сам Петров-Водкин назвал в повести «Хлыновск» «галиматьей». Они интересны для исследователей творчества Петрова-Водкина как некая весьма своеобразная лаборатория худож.-эстетической и философской мысли, как проекция дека-дентско-символистской эпохи на его творчество. Эти лабораторные искания не прошли бесследно ни для художника, ни для прозаика Петрова-Водкина. Неверно было бы думать, что они имели лишь отрицательное значение. В новаторском по своему духу и резко своеобразном творчестве Петрова-Водкина они сыграли и положительную роль. Он был, прежде всего в живописи, «левым» художником, не принимавшим традиций передвижничества, что, в частности, выразилось в почти грубой оценке его творчества И.Е.Репиным. В прозе, особенно зрелой, в «Хвалынске», «Пространстве Эвклида», «Самаркандии» он почти в равной мере и художник нового времени, и мастер реалистического письма.




            Галерея





 
5 ноября
 5 ноября 1893 года родился Раймонд Лоуи

   ...    
- Raymond Loewy (1893-1986), США промышленный дизайнер

Массимо Виньелли однажды сказал: "Хороший дизайнер должен быть в состоянии спроектировать все от ложки до города." Это означает, что принципы хорошего дизайна являются универсальными, и что эти же принципы должны применяться ко всему, от логотипов веб-сайтов, до упаковок газировки. Раймонд Лоуи, пожалуй, самая весомая фигура среди дизайнеров за последние 100 лет, имеющий работы почти во всех отраслях современного мира. Его жизнь и деятельность охватывала большинство 20-го века.
Инженерное образование Лоуи получил в Париже, тогда в студенческие годы занимался авиамоделированием, где и создал свой первый проект - самолет "Аурель". После войны будучи на мели переехал в Штаты, там подрабатывал иллюстратором для журнала Vogue. Во второй половине 1920-х годов Лоуи стал главным дизайнером в General Electric, а в самом начале Великой депрессии 1929 года ушёл в самостоятельный бизнес, основав Raymond Loewy Design. В начале 30-х работал над дизайном Боингов для Говарда Хьюза, но позже пришёл настоящий успех — заказ от компании Sears на дизайн холодильника Coldspot, он разошелся по стране тиражом в 210 000 штук. Немногим позже Лоуи наладил отношения с Пенсильванской железной дорогой (Pennsylvania Railroad, PRR), в то время обновлявшей парк паровозов. Первым разовым заказом стал аэродинамический обвес в стиле арт-деко для стандартного паровоза.
С 1939 года началось его долгое сотрудничество со Studebaker; в том же году компания сменила логотип на новый, разработки Лоуи. В 1961 году Лоуи разработал Studebaker Avanti — спортивный автомобиль, спроектированный по принципу «Вес — это зло». Среди многих ненужных вещей, отброшенных конструктором, оказалась решётка радиатора: «Решётки уместны в канализации». -говорил он. Работы Лоуи для авиации были ограничены проектами интерьеров и схем окраски знаковых для своего времени машин. В 1962 году он создал характерный окрас самолёта президента США Air Force One с сочетанием белого, голубого оттенков и хромированного дюралюминия. Раскраска до сих пор используется на всех правительственных самолётах США. Вероятно, самая известная работа Лоуи — бутылка Coca-Cola, однако он не спроектировал её сам, а лишь модернизировал в 1955 году давно известную форму бутылки.
Среди логотипов, разработанных Лоуи — Exxon (1972), Greyhound, Lucky Strike (1940), Shell (1971). В 1970-е годы его нью-йоркская студия оказалась буквально завалена заказами на проектирование магазинов розничных сетей — настолько, что Лоуи открыл новое отделение во Фрибуре (Швейцария), а нью-йоркское отделение стало специализированной архитектурной фирмой, под его руководством было 143 дизайнера.
Уйдя на пенсию в 87 лет Лоуи вернулся домой во Францию, где и умер в 1986 году. Его влияние на визуальный ландшафт современного мира можно увидеть повсюду. Он остается самым известным промышленным дизайнером всех времен.
В честь 120-летия со дня его рождения, 5-го ноября, Google запустила специальный дудл.






Официальный сайт Рэймонда Лоуи




Посвящение Раймонду Лоуи
 
6 ноября
Ранее ЗДЕСЬ
6 ноября 1492 г.,  Христофор Колумб познакомился со странным обычаем индейцев - табакокурением  
6 ноября 1943 г., , Киев освобожден от немецко-фашистских оккупантов  
6 ноября 1852 года родился Дмитрий Мамин-Сибиряк русский прозаик и драматург   
6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге от холеры скончался Петр Ильич Чайковский
6 ноября 1724 года родился Тон Константин Андреевич  
 
6 ноября
6 ноября 1814 года родился Адольф (Антуан Жозеф) Сакс 

   ...   

 «Вы играйте на вашем кларнете, 
а я на своем».

(фр. Antoine-Joseph (Adolphe) Sax; 6 ноября 1814, Динан, Бельгия — 4 февраля 1894, Париж) — бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов. 


Отец Адольфа, Шарль Жозеф Сакс, был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свидетельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей — Адольфу (Антуану Жозефу).


В 1836 году из Бельгии Сакс эмигрирует во Францию. У него много последователей и не меньше врагов. В 1842 году Адольф Сакс открыл в Париже фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.


Адольф Сакс усовершенствовал многие духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны». 


Мировую известность принесло изобретение саксофона. Адольф Сакс взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон получен 23 июня 1846 года.


За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело — его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать». 

Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.


Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя в плагиате. В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье. 

Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в бедности. 

Он был похоронен на кладбище Монмартра. 















 
7 ноября
Ранее ЗДЕСЬ:
7 ноября 1917 г., 100 лет назад, в России произошла Октябрьская революция
7 ноября 1918 г.,  выпущены первые марки Советской России. 
7 ноября 1902 года родилась Рина Зеленая 
Читают тему (гостей: 4)