Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
22 января
 
 22 января родилась Элизабет Сёрл Лэм 
  ...       

(англ. Elizabeth Searle Lamb22 января 1917 — 17 февраля 2005) — американский поэт, «первая леди американского хайку».
Окончила Канзасский университет как арфист и музыковед. Поэзией хайку начала заниматься с 1961 г. В 1971 г. была президентом Американского общества хайку, в 1984—1990 гг. главный редактор журнала «Лягушачий пруд» (англ. Frogpond) — одного из основных изданий хайку в США. Победительница и лауреат многих конкурсов хайку, в том числе самых престижных — прежде всего, Премии Харольда Хендерсона (1978 ). Лэм принадлежит также обзорная «История западного хайку» (англ. A History of Western Haiku, 1979).








Попутное:    

(есть интересные рассказы и... возможность проявить себя)











Попутное ещё:

* * *
Какой я хороший!
Отправлю-ка снова
Себе своё резюме.







Зиновий Вайман     Хайку обживают Америку
 
23 января
23 января ЗДЕСЬ


23 января 1907 года родился Хидэки Юкава


   ...   


( 23 января 1907, Токио — 8 сентября 1981, Киото) — японский физик-теоретик. Лауреат Нобелевской премии по физике за 1949 году. Первый японец, получивший Нобелевскую премию. 



Хидэки родился в Токио. Он был пятым из семи детей в семье. Его отец работал профессором геологии в Киотском императорском университете. Сначала Хидэки увлекался философией и литературой, но в старших классах у него вспыхнул интерес к математике и физике. На японский язык было переведено не так уж и много книг, но отрывочные публикации по квантовой механике вызвали неподдельный интерес у Хидэки. В 1926 году он с успехом окончил школу и поступил в Киотский императорский университет. Он решил изучить физику по ускоренной программе. В 1929 году он был уже магистром. Он защитил диссертацию и решил сосредоточиться на теоретической физике. 



На Западе было только и слышно об открытиях, которые сделали в области физики, а до Востока долетало только эхо. Однако Хидэки не сдается и изучает все самостоятельно. Вскоре в Японию прибыли Гейзенберг и Дирак. Их гидом по Киото, а также собеседником их стал Хидэки. Немного позже из Европы на родину вернулся Ёсио Нисина, которых стажировался у Нильса Бора. Хидэки моментально с ним знакомится, и они становятся хорошими приятелями. Хидэки чувствует, что становится не теоретиком, а экспериментатором. В 1932 году он женится на девушке по имени Юкава Суми и берет ее фамилию, а также он начинает курс лекций в Киотском университете. В 1936 году Хидэки, Суми и двое их сыновей переезжают в Осаку. Там Хидэки получает должность ассистента-профессора в Осакском университете. 



В начале тридцатых годов двадцатого века физики знали, что ядро содержит протоны. В 1932 году были открыты нейтроны. Возникал вопрос: что связывает протоны и нейтроны. В 1935 году Хидэки выдвинул предположение, что есть не открытый пока что «тяжелый фотон», который весит в 200-300 раз больше электрона. Юкава также выдвинул теорию, согласно которой в результате обмена «тяжелыми фотонами» возникают ядерные силы. Массу частицы Юкава высчитывал исходя из известного радиуса действия сил. Масса получилась больше массы электрона, но меньше нуклона. Теоретик называет открытую частицу «мезон». Хидэки доказал, что обнаружить мезон невозможно при обычных ядерных реакциях. Следовательно, эту частицу надо искать при столкновении атомных ядер с космическими лучами. Одну из своих теорий касательно атомного ядра и процессов, происходящих в ядре, он опубликовал в японском журнале на английском языке. Его коллеги из Европы заметили эту теорию лишь через два года. 



В 1937 году американский физик обнаружил неизвестную частицу, масса которой соответствовала массе, которую в своих теориях предполагал Юкава. Однако мезон, который открыл ученый из Америки жил дольше, чем частица, которую предсказал японец. В общем, некоторые физики решили, что Хидэки ошибается. Действительно, предположения Юкавы были не совсем точными, но все равно в 1942 году почти во все областях связи между Востоком и Западом прервались. В итоге, в теоретической физике прижилось название мю-мезон или мюон, а не просто мезон. В 1949 году Юкаве Хидэки вручили Нобелевскую премию. Благодаря этому великому теоретику была рождена новая область науки – физика элементарных частиц. Юкава работал в институте в Принстоне, читал лекции в Колумбийском университете. В 1953 году он вернулся в Киото и стал директором Научно-исследовательского института фундаментальной физики в Киотском университете. Он также возглавлял школу теоретической физики. Хидэки выступал против ядерного оружия. Также он писал стихи. 




-Толчок для мысли о мезоне - о необходимости его существования - дан, наверно, давно, ещё тогда, когда я наблюдал что-то (а что - неизвестно) в реальной действительности. Было ли это перед самым открытием или в далёком детстве - трудно сказать. 


- Да, мы, учёные, считаем, что воспитание творческой личности, изучение проблем творчества тесно связаны в конечном итоге с решением важнейших проблем современной истории.



«И путь мой кажется мне беспредельным...»



В Японии Юкаву почитают как первое лицо после императора. Что ж, если страна так воспринимает своих учёных - у неё есть будущее.

















Встреча с Хидеки Юкавой
Ирина Радунская

 
24 января

24 января 1873 года родился Дмитрий Николаевич Ушаков 
     ...     
(12.01.1873, г. Москва – 17.04.1942, г. Ташкент). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1895).
Магистр (1901). Доктор лингвистических наук (русский язык) (1936). Профессор (1921). Член-корреспондент АН СССР (1939).
Заведующий кафедрой славяно-русского языкознания филологического факультета (1941–1942, г. Ашхабад, г. Свердловск). Профессор кафедры русского языка этнологического факультета (1925–1930). Профессор кафедры славяно-русской филологии факультета общественных наук (1922–1925). Профессор кафедры русского языка и русской литературы историко-филологического факультета (1919–1921). Действительный член НИИ языковедения и истории литературы при факультете общественных наук (1922–1925).
Награждён орденом «Знак Почёта» (1940).
Область научных интересов: русский язык, общее языкознание.
Основные труды: «Русский литературный язык» (1929), учебные пособия «Русское правописание. Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформе. Из лекций» (1911), «Введение в языковедение. Конспект лекций» (1912), «Краткое введение в науку о языке. Из лекций» (1913), «Для просеминария по русскому языку» (1914), «Пособие при слушании курса морфологии русского языка» (1916). Автор учебных пособий для средней школы.

u
 
24 января 
24 января ЗДЕСЬ

 
Сегодня День почерка!
День почерка или День ручного письма учреждён с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нём, о неповторимости почерка каждого человека. Инициатором Дня стала Ассоциация производителей пишущих принадлежностей, которая и провозгласила датой "рукописного" праздника 23 января. 

История развития ручного письма исчисляется тысячелетиями, и, возможно, на протяжении такого же времени люди пытались определить характер того или иного человека по почерку. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал и Аристотель, и великие итальянцы эпохи Возрождения.
В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишонер употребил термин «графология», обозначающий область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности.
Современные графологи могут воссоздать портрет человека по 7 основным характеристикам: размеру букв, их наклону и форме, направлению почерка, интенсивности нажима, характеру написания слов и общей оценке почерка.
Почерк человека может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно. Если человек каждый раз пишет разным почерком, то это говорит о его чувствительности и творческих способностях.
 
Цитата
Наталья Щербакова пишет:
Сегодня День почерка!
Учредили его в 1977 году по инициативе Ассоциации производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association, WIMA). Цель весьма понятна – возродить, не дать погибнуть искусству каллиграфического почеркаподчеркнуть важность мастерства почерка в эпоху отказа людей писать письма и  документы от руки, и всё более частого использования компьютерной клавиатуры вместо ручки или карандаша. Некоторые люди даже опасаются, что в будущем почерк может стать потерянным искусством.
День 23 января был выбран не случайно. Это день рождения Джона Хэнкока (1737-1793). Именно он первый подписал американскую Декларацию Независимости – один из важнейших документов Америки. WIMA говорит:  «Национальный день Почерка – это шанс для всех нас, чтобы повторно исследовать чистоту и силу почерка».
Ещё Аристотель высказывал мысли, что почерк отражает характер пишущего. И в эпоху Возрождения, например, итальянец Бальдо написал целый трактат на эту же тему. К теме определения характера по почерку обращались и Гёте, Лафатер, Лейбниц, аббат Мишон.
 Из почерка Александра Сергеевича Пушкина видно, что он не отличался постоянством и не мог скрывать своих чувств, своих эмоций. В какой-то момент он мог быть общительным, любезным, привлекательным, а в какой - то закрытым и отрешенным. Мог быть вспыльчивым, легко раздражаться, особенно когда задето его самолюбие (полный анализ на сайте graphologia.ru).
   А вот рукописное творение юбиляра этого года Сергея Есенина. 
   ...   
О каких чертах характера поведает специалистам-графологам этот образец?




 Карел Чапек








Исследовательский проект 

«О чём говорит почерк ученика »



Очень интересная тема!
 
25 января


25 января 1708 года – впервые в России напечатана книга гражданским шрифтом («Геометрия»).
 




Эскизы нового шрифта были сделаны Петром I, придававшим ему государственное значение. Директор Печатного двора Ф.Поликарпов говорил об участии царя, что он "своим неусыпным тщанием изволил изобрести абецадл, или азбуку". Оригиналы букв по эскизам Петра I выполнил штабной чертежник и рисовальщик, инженер фортификации Куленбах. В 1707 году в Голландии были отлиты пробные литеры, которые доставили в Москву. Одновременно велись словолитные работы на Печатном дворе, где русские мастера Григорий Александров и Василий Петров под руководством опытного словолитца Михаила Ефремова сделали русский вариант шрифта, однако качество литер не удовлетворило царя, и для печатания книг был принят шрифт голландских мастеров. Первая книга "Геометрия славенски землемерие", представлявшая перевод распространенного на Западе учебника по геометрии, увидела свет в 1708 году. Первое время новый шрифт называли "белорусским", "амстердамским", но впоследствии эти названия уступили место термину "гражданский".
Геометрия напечатана со многими рисунками и чертежами.
На второй странице — гравюра, где изображен юноша, которого два мудреца ведут в храм науки. На верху гравюры — аллергическое изображение славы, трубящей в трубы.
На третьей странице трактуется о геометрии вообще: «Геометрия есть слово греческое, на русском же языке, есть оное землемерие и художество, поля измеряти".
После «Геометрии» изданы: «Приклады како пишутся комплементы». Переведены тоже с немецкого. Известно, что немцы того времени о самых обыкновенных вещах писали высокопарным слогом, напыщенно и темно.

В конце книги приложен реестр комплементам, обретающимся в книге.
Например: Объявительное писание о супружестве. Княжеское звательное письмо в кумы. Благодарственное писание за угощение. Утешительное писание от приятеля к приятелю, который злую жену имеет. Поздравление к новому году. Сожалетельное писание к некоторому министру, у которого жена умре. Благодарственное писание к некоторой госпоже о дозволенном доступе. Просительное писание некоторого человека к женскому полу.
Всего в книге помещено 130 комплементов, на разные случаи в жизни человека, как гражданина, семьянина и т. д.
Нетрудно догадаться, какими образцовые немецкие письма вышли в русском переводе.

   ...    
 
А это ребус       "25 января":

      +   МАТЕМАТИКА =    

 
25 января

ЗДЕСЬ




[/CENTER]
Устал в полете конь Пегас,
Скакун крылатый Феба,
И должен был на краткий час
Сойти на землю с неба.
Крылатый конь - плохой ходок!
Скользя по мерзлым склонам,
Он захромал и сбился с ног
Под богом Аполлоном.
Пришлось наезднику сойти
И жеребца хромого
К Вулкану в кузницу вести,
Чтоб заказать подковы.
Колпак и куртку снял кузней,
Работая до пота.
И заплатил ему певец
Сонетом за работу.
Вулкан сегодняшнего дня,
Твой труд ценю я выше.
Не подкуешь ли мне коня
За пять четверостиший?
 
26 января



26 (27?) января  1891 года родился Илья Григорьевич Эренбург
   ...     


- (14 (26) января[6] 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский прозаик, поэт, публицист, переводчик с французского и испанского языков, фотограф и общественный деятель.
В 1908 г. за участие в работе организации большевиков был арестован; в декабре эмигрировал в Париж, где отошел от политической деятельности и занялся литературной и опубликовал первые сборники стихов: «Я живу» (1911), «Будни» (1913), «Детское» (1914) и др. В 1915-1917 гг. - военный корреспондент ряда российских газет. В 1916 г. опубликовал сборник «Стихи о канунах», пронизанные неприятием «гибнущей Европы» и мировой войны. После Февральской революции 1917 г. вернулся в Россию. Октябрьскую революцию 1917 г. принял настороженно, испытывая одновременно «восторг и ужас» (сборник стихов «Молитва о России», 1918 ).


Снова уехал за границу, в Берлине опубликовал сборник «Кануны» (1921) и первый роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников...» (1922). Находясь в Германии в 1921—1924 гг. сотрудничал в журналах «Русская книга» (1921) и «Новая русская книга» (1921—1923), выступая со статьями о современном русском искусстве. Опубликовал книгу новелл «Тринадцать трубок» (1923). В 1924—1926 гг. создал социально-психологические романы «Рвач» (1925) и «В проточном переулке» (1927).
В 1930-х гг. жил за границей, часто приезжая в СССР. В 1936—1939 гг. работал в Испании в качестве корреспондента газеты «Известия». По впечатлениям о гражданской войне в Испании создал антифашистскую публицистическую книгу («Испанский закал», 1938 ). Участвовал в международных конгрессах в защиту культуры (1935, 1937).
В 1940-х гг. написал эпические романы «Падение Парижа» (1941) и «Буря» (1946—1947) о причинах разгрома Франции немецкими оккупантами в начале Второй мировой войны 1939—1945 гг. В период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. выступал с публицистическими статьями в газетах «Правда», «Известия», «Красная Звезда», собранными в книге «Война» (т. 1—3, 1942-1944).

В послевоенные годы опубликовал роман «Девятый вал» (1951—1952), литературно-критические эссе («Французские тетради», 1958; «Перечитывая Чехова», 1960), большой цикл воспоминаний «Люди, годы, жизнь» (кн. 1—6, 1961 — 1965), открывший ранее замалчиваемые факты и имена из истории отечественной и западной культуры и общественной жизни. Особый отклик вызвала его повесть «Оттепель» (1954—1956), название которой дало метафорическое обозначение периода советской истории после смерти И. В. Сталина.


"Варвары, помышляющие сейчас о войне, готовы умертвить будущее человечества, потому что это не их будущее."

«Увидеть Париж и умереть"

 Я столько жил, а все не дожил, 
     Не доглядел, не долюбил, 
     Я много жил, я ничего не понял 
     И в изумлении гляжу один, 
     Как, повинуясь старческой ладони, 
     Из темноты рождается кувшин. 


Человек, не ставший пророком

Парадоксы судьбы и таланта.


И здесь
Читают тему (гостей: 2)